Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Блошенко М.В, судей: Величко М.Б, Лепехиной Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1989/2022 по иску ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, к Департаменту здравоохранения и фармации "адрес" о признании бездействия незаконным, по кассационной жалобе ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи ФИО11, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры РФ - ФИО10
полагавшей апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим отмене,
УСТАНОВИЛА:
ФИО3, действующая в интересах несовершеннолетней дочери ФИО12. Я.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения и фармации "адрес" о признании незаконным бездействия ответчика в непредоставлении несовершеннолетней дочери путевки на санаторно-курортное лечение за 2021 год, возложении обязанности предоставить несовершеннолетней ФИО1 путевку на санаторно-курортное лечение.
Судом первой инстанции принято решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено: ""Признать незаконным бездействие департамента- здравоохранения и фармации "адрес" в непринятии мер к организации санаторно-курортного лечения за 2021 год несовершеннолетней ФИО1.
Обязать департамент здравоохранения и фармации "адрес" организовать обеспечение несовершеннолетней ФИО1 путевкой в санаторно-курортную организацию для лечения.
В остальной части требований отказать".
Судом апелляционной инстанции принято апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"Решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО3, действующей в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения и фармации "адрес" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное решение за 2021 год отказать.
Кассатор просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Участники процесса о месте и времени судебного заседания заблаговременно извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 117, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обращалась в Департамент здравоохранения и фармации "адрес" с заявлением об обеспечении несовершеннолетней ФИО1 путевкой на санаторно-курортное лечение в 2021 году в связи с наличием у нее заболевания псориаз. К заявлению приложены требуемые справки, выданные лечащим врачом и заведующим ГБКУЗ ЯО ЦГБ, оформленные в соответствии с приказом ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ Nн. В соответствии с данными справками несовершеннолетняя ФИО1 нуждается в санаторно-курортном лечении.
Принимая решение по делу и удовлетворяя иск, суд первой инстанций исходил из того, что стороной ответчика не представлено каких-либо доказательств того, что департаментом принимались меры для организации санаторно-курортного лечения несовершеннолетней ФИО1 в связи с обращением ее законного представителя с соответствующими заявлениями, соответственно пришел к выводу о том, что такое бездействие Департамента здравоохранения и фармации "адрес" в непринятий мер к организации санаторно-курортного лечения несовершеннолетней ФИО1 является незаконным
Суд апелляционной инстанции отменяя решение суда, исходил из того, что в суд апелляционной инстанции ответчиком представлены копий заявок, сформированных в компьютерной программе " Система мониторинга санаторно-курортного лечения", сотрудником Департамента, ответственным за оформление заявки ДД.ММ.ГГГГ по заявлению законного представителя ФИО3, сформирована заявка на санаторно-курортное лечение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в ФГБУ ДДС им Н.А. ФИО2, которая была рассмотрена санаторием ДД.ММ.ГГГГ и отклонена санаторием с уведомлением -"мест нет."
Поэтому суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что по делу не нашел подтверждение факт бездействия Департамента здравоохранения и фармации "адрес" по реализации права ФИО1 на санаторно-курортное лечение в 2021 году в пределах предоставленных Департаменту законодательством полномочий. В данном случае не предоставление ФИО1 путевки в 2021 году не связано с действиями (бездействием) ответчика, поскольку принятие решения по предоставлению (отказе в предоставлении) путевки в федеральные санатории Министерства здравоохранения РФ в полномочия Департамента не входит.
То обстоятельство, что Департаментом здравоохранения и фармации "адрес" не была доведена информация до ФИО3 об отказе ФГБУ ДДС им Н.А. ФИО2 в предоставлении ФИО1 путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о бездействии Департамента в предоставлении ребенку путевки.
Кроме того, требования истца о предоставлении ФИО1 путевки за 2021 год в 2022 году противоречат пункту 2.11 Приказа Департамента здравоохранения и фармации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому заявители, не обеспеченные путевками в текущем календарном году, подлежат обеспечению ими в следующем календарном году с обновлением справки на получение путевки по форме N 070/у (справка действительна в течение 12 месяцев).
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для обязания ответчика принять меры по организации обеспечения ребенка истца путевкой на санаторно-курортное лечение.
Однако выводы суда сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) указано следующее.
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"). Исходя из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч.2 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Частью 1 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-з "Социальный кодекс "адрес"" предусмотрено, что социальная услуга по предоставлению путевок в санаторно-курортные организации предоставляется детям при наличии медицинских показаний (в том числе детям-инвалидам).
Порядок предоставления социальной услуги в соответствии с настоящей статьей устанавливается в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, уполномоченным органом исполнительной власти "адрес" в сфере здравоохранения.
Приказом Департамента здравоохранения и фармации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден порядок предоставления социальной услуги по предоставлению путевок в санаторно-курортные организации детям при наличии медицинских показаний (в том числе детям-инвалидам) за счёт средств областного бюджета.
Путевками в санаторно-курортные организации за счет средств областного бюджета обеспечиваются дети, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении по медицинским показаниям, в том числе дети-инвалиды (далее дети), с учетом показаний и противопоказаний к санаторно-курортному лечению в соответствий с приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" и от ДД.ММ.ГГГГ N 281н "Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения" (п.1. 2).
Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую санаторно-курортными организациями в профилактических, лечебных и реабилитационных целях в круглогодичном режиме (п.1. 3).
Организация обеспечения детей путевками в санаторно-курортные организации, подведомственные департаменту здравоохранения и фармации "адрес" (далее - департамент), возлагается на департамент (п.2.1).
Департамент устанавливает государственное задание на оказание государственной услуги по санаторно-курортному лечению детей государственным медицинским организациям "адрес", подведомственным департаменту, осуществляющим санаторно-курортное лечение детей (п.2.2).
Департамент осуществляет получение путевок от санаторно-курортных организаций и дальнейшее их распределение государственным медицинским организациям "адрес", подведомственным департаменту (далее - медицинские организации) (п.2.3).
Приказом ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 279н утвержден Порядок организации санаторно-курортного лечения, устанавливающий правила организации и оказания санаторно-курортного лечения взрослому и детскому населению в медицинских организациях (санаторно-курортными организациями) и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, на территории Российской Федерации.
Пунктами 2.1, 2.2 Приказа Минздравсоцразвития ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение" определены основные принципы медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение.
Согласно приказам Министерства здравоохранения N и Nн Департамент с использованием информационно - коммуникационной системе "Подсистема мониторинга санаторно-курортного лечения Министерства здравоохранения Российской Федерации" оформляет заявки на санаторно-курортное лечение детей в возрасте от 4-17 включительно в сопровождении законных представителей.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 и пунктом 22 Административного регламента, утвержденного Приказом Фонда социального страхования РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 428, перечень оснований для отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение является исчерпывающим и не содержит указания на завершение календарного года как на конец периода предоставления социальных услуг, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ.
Если гражданин обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление в установленном порядке.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ (в ред, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) "О государственной социальной помощи" категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена истцу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации указанного заявления и номером очереди.
В нарушение требований статей 56, 67, 196 ГПК РФ юридически значимые обстоятельства применительно к указанным положениям закона не исследованы, не суды установили юридически значимые обстоятельства, а именно: надлежащего исполнения ответчиками возложенных на них обязанностей по организации обеспечения истца санаторно-курортным лечением в сопровождении законного представителя и нахождению ФИО1 в очереди на получение путевки с сопровождением, а также разъяснения законному представителю дальнейшего порядка реализации права на обеспечение ребенка путевкой га санаторно-курортное лечение.
Таким образом доводы заявителя о том, что Департамент здравоохранения и фармации ЯО не организовал обеспечение несовершеннолетней ФИО1 путевкой в санаторно-курортную организацию для лечения, заслуживают внимания.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса. Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"). Исходя из изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами допущены нарушения норм права, которые являются существенными и которые не могут быть устранены без нового рассмотрения дела, в связи с чем находит нужным отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 01.09.2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.