Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи ФИО16, судей ФИО10, ФИО11, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к муниципальному бюджетному учреждению "Спецавто", Администрации г. Смоленска о восстановлении нарушенных трудовых прав, взыскании недополученной заработной палаты и возложении обязанности по ее выплате в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, внесении изменений в локальные нормативные акты работодателя, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе представителя Администрации г. Смоленска по доверенности - ФИО2 на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 22 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 ноября 2022 г, заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО16, объяснения представителей Администрации г. Смоленска по доверенности Дроздовой Н.Г, Сигановой В.О, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей Смоленского областного государственного бюджетного учреждения "Спецавто" по доверенности Алиева Р.Н, Кандабарова П.П, представителя Смоленской областной общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" Кулешова В.В, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Дьяченко Д.А, Макаров К.В, Фельдшеров А.В. и Иванькин П.В. обратились с вышеизложенными требованиями к ответчикам, в обосновании которых пояснили суду, что работают в муниципальном бюджетном учреждении "Спецавто" (далее по тексту - МБУ "Спецавто"), Дьяченко Д.А. и Макаров К.В. с 17 мая 2018 г. и с 1 января 2014 г. соответственно в должностях водителей 8 разряда, Иванькин П.В. с 16 декабря 2020 г. в должности мастера участка 6 разряда, а Фельдшеров А.В. с 14 октября 2019 г. в должности электрогазосварщика 6 разряда.
МБУ "СпецАвто" осуществляет деятельность по содержанию автомобильных дорог и с 2013 г. находится в отраслевом подчинении структурного подразделения Администрации г. Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в г. Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации г. Смоленска. Согласно общероссийскому классификатору экономической деятельности (ОКВЭД 52.21.22) организация осуществляет деятельность по эксплуатации автомобильных дорог местного значения, так как на нее возложены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно: уборка территорий уличной дорожной сети, включающая в себя подметание, полив, очистку ото льда и снега, а также посыпание песком и солью улиц и автомобильных дорог муниципального образования. Финансирование заработной платы персонала Учреждения осуществляется по коду 0409 - Дорожное хозяйство (дорожные фонды), установленному приложением 2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 85н.
11 декабря 2019 г. было подписано, а 14 января 2020 г. в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (peг. N 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020- 2022 гг, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.
Являясь ассоциированным членом Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "Радор", Администрация г. Смоленска в установленном законом порядке отказ от присоединения к данному соглашению в Минтруд России не направила. Не реализовало такую возможность и МБУ "СпецАвто", вследствие чего Учреждение считается присоединившимся к нему.
Однако, за период с 1 января 2020 г. и по настоящее время заработная плата работникам МБУ "СпецАвто" выплачивается не в полном объеме, поскольку ее начисление производится без учета общих принципов регулирования правоотношений по оплате труда, установлению гарантий и льгот, предусмотренных положениями Отраслевого соглашения для работников организаций дорожного хозяйства.
Размер начисляемой истцам тарифной ставки (оклада) ниже базовой минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях дорожного хозяйства, которая при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 г. в размере не ниже 1, 15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Не соответствует утвержденному Отраслевым соглашением и межразрядный тарифный коэффициент, в связи с чем, работодателем неверно исчисляются тарификационные оклады работников и положенные им компенсационные (оплата сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни) и стимулирующие (премиальные) надбавки, что в совокупности приводит к заниженному начислению оплаты временной нетрудоспособности, осуществляемой ГУ - Смоленское региональное отделение ФСС РФ.
Кроме того, в течение 2020-2022 гг. ответчиками не в полной мере были соблюдены основные государственные гарантии по оплате труда работников Учреждения, предусмотренные статьями 130 и 134 Трудового Кодекса Российской Федерации в части индексации оплаты труда, связанной с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Между тем, в Российской Федерации Росстатом установлена инфляция на следующем уровне: 2019 г. - 3 %; 2020 г. - 4.9%; 2021 г. - 8.4%, при том, что постановлениями Администрации г. Смоленска индексация заработной платы работников Учреждения производилась лишь в 2019 и 2020 гг. Учитывая, что 2022 г. еще не истек, что позволяет работодателю исполнить данною обязанность добровольно, полагают, что за 2021 г. таковая должна быть реализована в принудительном, в данном случае, судебном порядке.
В этой связи требования об индексации заработной платы за 2020 и 2022 гг. истцы не поддержали.
Уточнив исковые требования, истцы просили суд о взыскании с работодателя недополученной заработной платы за период с 1 января 2020 г. по 1 августа 2022 г. в пользу:
Дьяченко Д.А. в размере 1 458 789, 48 руб.;
Макарова К.В. в размере 1 448 862, 19 руб.;
Фельдшерова А.В. в размере 698 293, 82 руб.;
Иванькина П.В. в размере 450 573, 80 руб, с возложением на МБУ "СпецАвто" обязанности по дальнейшему начислению и выплате заработной платы истцам с учетом положений Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 гг. на весь период действия такового;
взыскать с МБУ "СпецАвто" компенсацию морального вреда по 100 000 руб. в пользу каждого из истцов;
обязать МБУ "СпецАвто" и администрацию г. Смоленска проиндексировать заработную плату работников, полученную за 2021 г, с учетом индекса роста потребительских цен в данном календарном году, и взыскать с МБУ "СпецАвто" в пользу:
Дьяченко Д.А. в размере 22 381, 66 руб.;
Макарова К.В. в размере 14 222, 61 руб.;
Фельдшерова А.В. в размере 8 021, 55 руб.;
Иванькина П.В. в размере 7 744, 84 руб.;
в целях реализации возможности по начислению повышенной оплаты труда работников муниципального бюджетного учреждения, обязать Администрацию г. Смоленска выделить МБУ "СпецАвто" соответствующие денежные средства;
обязать МБУ "СпецАвто" произвести необходимые дополнительные отчисления по страховым взносам и взносам на обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, налогам и сборам в ИНФС России по г. Смоленску, подать уточненный электронный реестр в ГУ - Смоленское региональное отделение ФСС РФ;
обязать Администрацию г. Смоленска и МБУ "СпецАвто" внести изменения в локальные нормативные акты МБУ "СпецАвто", регулирующие систему оплаты труда в организации, приведя положения существующих документов в соответствие с требованиями действующего законодательства в части оплаты труда работников, внести и согласовать необходимые изменения в штатные расписания Учреждения на 2020-2022 гг. с учетом требований Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству и ЕТКС основных профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих дорожного хозяйства.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 22 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 ноября 2022 г, постановлено:
взыскать с МБУ "Спецавто" недополученную работниками за период с 1 мая 2021 г. по 1 августа 2022 г. заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога и профсоюзных взносов, в пользу: Макарова К.В. в размере 971 585, 56 руб, Дьяченко Д.А. в размере 754 550, 37 руб, Фельдшерова А.В. в размере 374 889, 03 руб, Иванькина П.В. в размере 439 620, 66 руб. с возложением на МБУ "СпецАвто" обязанности по дальнейшему начислению и выплате заработной платы истцам с учетом положений Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 гг. на весь период действия такового.
Взыскать с МБУ "СпецАвто" компенсацию морального вреда по 10 000 руб. в пользу каждого из истцов.
В случае отсутствия у МБУ "СпецАвто" самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, привлечь Администрацию г. Смоленска к субсидиарной ответственности по исполнению настоящего решения суда, а в целях реализации возможности по повышенной оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения, начиная с 1 августа 2022 г, обязать Администрацию г. Смоленска выделить МБУ "СпецАвто" соответствующие денежные средства.
Обязать МБУ "СпецАвто" произвести необходимые дополнительные отчисления по страховым взносам и взносам на обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд РФ, налогам и сборам в ИНФС России по г. Смоленску, подать уточненный электронный реестр в ГУ - Смоленское региональное отделение ФСС РФ.
Обязать Администрацию г. Смоленска и МБУ "СпецАвто" внести изменения в локальные нормативные акты МБУ "СпецАвто", регулирующие систему оплаты труда в организации, приведя положения существующих документов в соответствие с требованиями действующего законодательства в части оплаты труда работников дорожной отрасли, внести и согласовать необходимые изменения в штатные расписания Учреждения на 2022 г. с учетом требований Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 гг. и ЕТКС основных профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих дорожного хозяйства.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями.
Представителем Смоленского областного государственного бюджетного учреждения "Спецавто" по доверенности Кандабаровым П.П. представлены возражения на кассационную жалобу, в которых он просил обжалуемые судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Макаров К.В, муниципальное бюджетное учреждение "Спецавто", Администрация г. Смоленска, ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Иванькин П.В, извещены надлежащим образом о слушании дела судебными извещениями, которые вручены адресатам.
Смоленская областная общественная организация "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", Фельдшеров А.В, Дьяченко Д.А. извещены надлежащим образом о слушании дела судебными извещениями, которые возвращены отправителю.
В судебном заседании 21 февраля 2023 г. был объявлен перерыв до 28 марта 2023 г, после перерыва и замены судей судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции на основании определения от 27 марта 2023 г. судебное разбирательство произведено с самого начала.
Дело рассмотрено в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему:
Из материалов дела следует, что 1 января 2014 г. между МБУ "СпецАвто" и Макаровым К.В. заключен трудовой договор N 142, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ N 134 от указанной даты о принятии Макарова К.В. на работу в подразделение МБУ "Специализированная уборка территорий города" водителем ЭД44 МАЗ 35337А2-340 с почасовой тарифной ставкой (окладом) в размере 46, 94 руб. (т.1 л.д.12).
14 октября 2019 г. между МБУ "СпецАвто" и Фельдшеровым А.В. заключен трудовой договор N 59, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ N 148 л/с от указанной даты о принятии Фельдшерова А.В. на работу в подразделение МБУ "Ремонтно-механическая мастерская" газосварщиком без спецоценки с тарифной ставкой (окладом) в размере 94 руб. 42 коп. (т.2 л.д.53).
16 декабря 2020 г. между МБУ "СпецАвто" и Иванькиным П.В. заключен трудовой договор N 86, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ N 259 л/с от указанной даты о принятии Иванькина П.В. на работу в подразделение МБУ "Руководители, специалисты и служащие" мастером участка с тарифной ставкой (окладом) в размере 15 964 руб. (т.2 л.д.93).
3 ноября 2016 г. между МБУ "СпецАвто" и Дьяченко Д.А. заключен трудовой договор N 61, во исполнение условий которого, работодателем издан приказ N 35 от указанной даты о принятии Дьяченко Д.А. на работу в подразделение МБУ "Специализированная уборка территорий города" трактористом ПФС-0, 75БКУ с почасовой тарифной ставкой (окладом) в размере 44 руб. 56 коп. (т.1 л.д.66).
Приказом N 357 л/с от 17 мая 2018 г. Дьяченко Д.А. в рамках того же структурного подразделения переведен водителем ЭД-405 АГ с почасовой тарифной ставкой (окладом) в размере 108 руб. 84 коп. (т.1 л.д.67).
На основании приказов работодателя Дьяченко Д.А. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 14 календарных дней, начиная с 15 июня 2022 г, закончившемся с учетом временной нетрудоспособности 31 июля 2022 г.
Макаров К.В. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 14 календарных дней, начиная с 16 июня 2021 г. по 29 июня 2021 г. и продолжительностью 15 календарных дней, начиная с 15 августа 2022 г. по 29 августа 2022 г.
Фельдшеров А.В. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 28 календарных дней, начиная 16 августа 2021 г. по 12 сентября 2021 г, продолжительностью 12 календарных дней, начиная с 13 сентября 2021 г. по 24 сентября 2021 г, продолжительностью 28 календарных дней, начиная 22 августа 2022 г. по 18 сентября 2022 г, продолжительностью 12 календарных дней, начиная 19 сентября 2022 г. по 30 сентября 2022 г.
Иванькин П.В. находился в ежегодном оплачиваемом отпуске продолжительностью 14 календарных дней, начиная с 10 сентября 2021 г. по 23 сентября 2021 г.
Оплата из средств ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ имела место в связи с временной нетрудоспособностью Дьяченко Д.А. в периоды с 10 июня 2022 г. по 14 июня 2022 г, с 28 июня 2022 г. по 21 июля 2022 г. и с 22 июля 2022 г. по 27 июля 2022 г.;
Макарова К.В. с 8 сентября 2021 г. по 24 сентября 2021 г, с 25 сентября 2021 г. по 5 октября 2021 г, с 20 января 2022 г. по 24 января 2022 г. (т. 2 л.д. 241);
Фельдшерова А.В. с 25 июня 2022 г. по 6 июля 2022 г.;
Иванькина П.В. с 7 июня 2021 г. по 11 июня 2021 г, с 24 августа 2021 г. по 3 сентября 2021 г, с 4 сентября 2021 г. по 17 сентября 2021 г, с 23 апреля 2022 г. по 11 мая 2022 г. (т. 2 л.д. 229).
Механизм оплаты труда работников МБУ "СпецАвто" установлен положениями Коллективного договора на 2020-2023 гг, принятого на общем собрании трудового коллектива 18 марта 2020 г, Положениями об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ "СпецАвто", утвержденного постановлением Администрации г. Смоленска от 1 ноября 2018 г. N 2892-адм, Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ "СпецАвто", утвержденного Генеральным директором МБУ "СпецАвто" 1 октября 2019 г, штатными расписаниями Учреждения (т. 1 л.д. 201-238).
Пунктом 1.6 Положения об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ "СпецАвто" определено, что оплата труда работников Учреждения осуществляется на основе должностных окладов, рассчитанных в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг. Размеры должностных окладов работников устанавливаются согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Работникам учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера (пункт 1.7)
Положениями о премировании административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих МБУ "СпецАвто" предусмотрено текущее и единовременное премирование (пункт 2.1). Размеры премий и показатели премирования приведены в приложении N 1.
В Коллективном договоре указано, что в учреждении действует повременно-премиальная система оплаты труда. Оплата труда работников учреждения производится по часовым тарифным ставкам, должностным окладам, размеры которых, устанавливаются согласно штатного расписания.
Постановлением Администрации г. Смоленска "О повышении размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), тарифных ставок по профессиональным квалификационным группам профессий рабочих и должностей служащих муниципальных учреждений г. Смоленска" с 1 октября 2019 г. размеры базовых окладов работников МБУ "СпецАвто" повышены в 1, 043 раза.
Постановлением Администрации г. Смоленска от 22 октября 2020 г. N 2301-адм "О повышении размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), тарифных ставок по профессиональным квалификационным группам профессий рабочих и должностей служащих муниципальных учреждений г. Смоленска" с 1 октября 2020 г. размеры базовых окладов повышены в 1, 03 раза.
Также судом установлено, что 11 декабря 2019 г. подписано, а 14 января 2020 г. в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 гг., утвержденное Общественной организацией "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", Росавтодором, Союзом работодателей "Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР", Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" 11 декабря 2019 г.
Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Отраслевым Соглашением по дорожному хозяйству на 2020-2022 гг. предусмотрены базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 г. в размере не ниже 1, 15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, пересмотр (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Приложение N 1 к Отраслевому соглашению содержит тарифную сетку по оплате труда с указанием разрядов оплаты и соответствующих им тарифных коэффициентов. Данная тарифная сетка составлена с учетом минимального межтарифного коэффициента.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что подавляющее большинство видов деятельности МБУ "СпецАвто" субсидируется как деятельность, осуществляемая в области дорожного хозяйства, что в совокупности с нормами бюджетного законодательства в части исполнения финансовой дисциплины свидетельствует о необходимости отнесения муниципального бюджетного учреждения к отраслевому учреждению дорожного хозяйства.
Делая вывод о распространении на Администрацию г. Смоленска, МБУ "Спецавто" и работников данной организации положений отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г, условия которого, работодателем не исполнялись, суд исходил из того, что Администрация г.Смоленска, будучи ассоциированным членом Ассоциации "РАДОР", обладающим правом совещательного голоса, своевременно проинформированным об осуществлении процедуры разработки проекта Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 гг, предложений по проекту Соглашения не внесла, своей позиции по вопросу присоединения к соглашению не озвучила, в коллективных переговорах участия не принимала, а в дальнейшем проигнорировала процедуру отказа от присоединения к нему.
Разрешая требования истцов о взыскании в их пользу недополученной за период действия соглашения заработной платы, проверив представленные суду МБУ "СпецАвто" расчеты недополученного заработка истцов, суд взыскал недополученную заработную плату: в пользу ФИО1 - 754 450, 37 руб, в пользу ФИО3 - 971 585, 56 руб, в пользу ФИО4 - 374 889, 03 руб, в пользу ФИО5 - 439 620, 66 руб, в расчет которой включен перерасчет оплаты отпускных и трех первых дней временной нетрудоспособности истцов, оплаченной работодателем.
При этом, суд исходил из того, что анализ системы оплаты труда рабочих МБУ не свидетельствует об осуществлении таковой в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг, как то установлено Положением об оплате труда МБУ "СпецАвто", так как минимальная тарифная ставка, повышаемая отраслевым Соглашением ежегодно, работникам, начиная с 2019 г. не начислялась, рекомендованные к применению отраслевым Соглашением межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались, в силу чего оплата по ним не производилась.
Поскольку работодатель выплачивал работникам заработную плату не в полном объеме, указанные отчисления также производились не полностью, что свидетельствует о невыполнении работодателем возложенных на него обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", частью 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", суд возложил на МБУ "СпецАвто" обязанности по перечислению в указанные органы дополнительных налогов и взносов, указав, что следствием исполнения данного решения будет восстановление потенциальных пенсионных прав работника, а так же осуществление ГУ - Смоленское региональное отделение ФСС Российской Федерации перерасчета оплаты временной нетрудоспособности истцов.
Удовлетворяя требования об обязании Администрации г. Смоленска и МБУ "СпецАвто" внести изменения в локальные нормативные акты Учреждения, регулирующие систему оплаты труда в организации, приведя положения существующих документов в соответствие с требованиями действующего законодательства, внести и согласовать необходимые изменения в штатные расписания Учреждения на 2020-2022 гг. с учетом требований Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству и ЕТКС основных профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих дорожного хозяйства, суд исходил из того, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Поскольку установлен факт нарушения трудовых прав работников, судом, в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, индивидуальные особенности потерпевших, а также требования о разумности и справедливости, судом взыскана в пользу истцов денежная компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб. каждому.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда, указав, что суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, нарушений норм материального и процессуального закона не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций согласиться не может ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ определено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (часть 1).
Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
В статье 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ определены сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с законодательством, видам экономической деятельности хозяйствующих субъектов присваиваются коды в соответствии с ОКВЭД, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ (подпункт "п" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ. Коды определяются юридическим лицом самостоятельно.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 67 данного кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4).
В силу части 4 статьи 198 этого же кодекса в мотивировочной части решения суда должны быть указаны выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
По смыслу приведенных норм суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, однако такая оценка не может быть произведена произвольно и с нарушением закона. Каждое доказательство суд должен оценить не только в отдельности, но также в совокупности и во взаимной связи с другими доказательствами.
Указанные требования процессуального закона судом нарушены при разрешении спора.
Делая вывод о том, что фактической деятельностью МБУ "СпецАвто" является деятельность, осуществляемая в сфере дорожного хозяйства, суды исходили из положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и иных норм, регулирующих отношения в сфере дорожной деятельности и государственных стандартов, в частности, ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 5 августа 2021 г. N 689-ст), который, в свою очередь, распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает требования к проектированию системы поверхностного и подземного водоотвода при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте.
Вместе с тем, указанные выводы сделаны без учета того, что в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности ответчика МБУ "СпецАвто" указана сфера жилищно-коммунального хозяйства, при этом в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ данные внесенные в ЕГРЮЛ в качестве вида деятельности юридического лица являются обязательными и не подлежат доказыванию.
Указанный вид деятельности подтверждается положениями Устава Учреждения, утвержденного Постановлением Администрации г. Смоленска от 6 мая 2010 г. N 826-адм, с внесенными изменениями, в соответствии с которыми МБУ "СпецАвто" является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления г. Смоленска в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (пункт 2.1 Устава).
Предметами деятельности Учреждения являются организация, подготовка, проведение мероприятий, а также выполнение работ, оказание услуг в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (пункт 22 Устава).
Дополнительными видами деятельности является сбор и обработка сточных вод; сбор отходов; обработка и утилизация отходов; обработка отходов лома черных металлов; обработка отходов лома цветных металлов; работы столярные и плотничные; техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств; техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств; торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами; перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами; перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами; организация похорон и связанных с ними услуг.
При этом изменения в ЕРГЮЛ в части ОКВЭД, определяющего виды экономической деятельности Учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, с указанием номера 52.21.22 - деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей, внесены только с 1 июля 2022 г. (т. 1 л.д. 137).
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
В силу статьи 23 Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Основными принципами социального партнерства являются: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (статья 24 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 40 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под соглашением понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В силу статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3).
В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 данного кодекса) (часть 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи (часть 5).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9).
Статьей 49 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном данным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.
Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации, в отраслевых соглашениях и коллективных договорах могут устанавливаться условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли (промышленности), подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в отраслевом соглашении и коллективном договоре.
Таким образом, в случае присоединения организации к отраслевому (региональному) соглашению в порядке, предусмотренном статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации, сторона такого соглашения не вправе отказаться от исполнения предусмотренных в данном соглашении условий. В случае, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 24 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов социального партнерства является полномочность представителей сторон.
Представители работников и работодателей в социальном партнерстве определены в главе 4 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 33 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей. Под объединением работодателей понимается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (часть третья статьи 33 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" объединение работодателей - вид ассоциации (союза), основанной на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединений работодателей.
На основании пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Виды объединений работодателей установлены статьей 4 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей"
Часть 1 вышеуказанной статьи закрепляет положение, согласно которому объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, территориально-отраслевому признакам.
Право объединения работодателе наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров установлено пунктом 5 части 1 статьи 13 Закона об объединениях работодателей.
Порядок наделения представителя и (или) представителей объединения работодателей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, а также на участие в примирительных процедурах при возникновении коллективных трудовых споров определяется уставом объединения работодателей (пункт 10 части 2 статьи 11 Закона об объединениях работодателей).
Таким образом, Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает возможность представления интересов работодателя иными представителями только для организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления. Представителями таких работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления (статья 34 Трудового кодекса Российской Федерации). В остальных случаях представлять интересы работодателей на всех уровнях выше локального (уровня организации) правомочны только соответствующие объединения работодателей.
Из вышеизложенного следует, что различного рода общественные организации, некоммерческие партнерства, ассоциации, союзы и т.д. не могут рассматриваться в качестве полномочных представителей работодателей при заключении соглашений.
Подписание соглашений неуполномоченными представителями сторон влечет за собой невозможность их применения.
Указанные нормативные положения в совокупности не были применены судом при разрешении спора. Делая вывод о распространении Соглашения на МБУ "СпецАвто", суд сослался на членство Управления дорожного хозяйства и строительства Администрации г. Смоленска в ассоциации "РАДОР", которая является стороной Соглашения.
При этом, Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации г. Смоленска является отраслевым органом Администрации г. Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования, осуществления дорожной деятельности, строительства в г. Смоленске, юридическим лицом, главным распорядителем бюджетных средств, и не является органом местного управления, не относится к территориальному органу управления автомобильными дорогами.
Также судом не дано правовой оценки тому обстоятельству, что ответчик МБУ "СпецАвто" не является членом работодателей.
Согласно материалам дела, "РАДОР" является ассоциацией в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьей 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации, где ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Согласно уставу, Ассоциация "РАДОР" - это независимая некоммерческая организация, объединяющая на добровольных началах исполнительные органы территориального местного самоуправления, которым официально передано право ответственности за автомобильные дороги общего пользования на территории республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области или автономной области (округа), признающих настоящий Устав и содействующих достижению целей Ассоциации и решению стоящих перед ней задач.
Целями деятельности Ассоциации являются: содействие повышению качества законодательных актов, касающихся автомобильных дорог общего пользования, принципов управления ими, порядка формирования и использования средств для финансирования дорожного хозяйства; оказание необходимого координационного, консультационного, методического, информационного и организационного содействия, юридической помощи членам Ассоциации при решении ими общих задач управления сетью автомобильных дорог территории, включая помощь в решении научно- практических и образовательных задач, обеспечивающих эффективное использование средств, предназначенных для финансирования дорожного хозяйства; привлечение широкой общественности к проблемам в области управления автомобильными дорогами и дорожного хозяйства в целом.
Оценка положений Устава Ассоциации "РАДОР" и установленному в нем порядку наделения ее представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке и заключению соглашений и представление интересов своих членов в социальном партнерстве при оценке полномочий Ассоциации "РАДОР" на подписание Соглашения от имени Администрации г. Смоленска судом в решении не дана.
В соответствии с положениями статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы 1, 4 части 1).
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам (часть 2).
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп (часть 3).
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей (часть 5).
В соответствии с положениями статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Квалификационные разряды сотрудникам устанавливают в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. N 31/3-30 "Об утверждении "Общих положений Единого тарифно квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих" (далее - Общие положения Госкомтруда СССР от 31 января 1985 г. N 31/3-30, ЕТКС). Разряд присваивается в соответствии с требованиями ЕТКС в зависимости от квалификационных требований и трудовых навыков конкретного сотрудника (пункты 19, 21 Общих положений Госкомтруда СССР от 31 января 1985 г. N 31/3-30).
Вопрос о присвоении или повышении разряда, группы квалификации, класса, категории (далее именуется разрядом) рабочему рассматривается квалификационной комиссией предприятия, организации, цеха на основании заявления рабочего, прошедшего обучение и сдавшего квалификационные экзамены, по представлению руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника смены и т.д.) с учетом мнения коллектива производственной бригады.
Анализируя механизм оплаты труда работников МБУ "СпецАвто", суд не оценивал обоснованность и правомерность начисления им заработной платы, обосновал приведенный механизм расчета недополученной заработной платы работниками в соответствии с требованиями Соглашения и с применением тарифных разрядов, указав на предусмотренные в штатном расписании для водителей 8 разряда (30 единиц), и на право работодателя на установление работникам повышенной оплаты труда.
Вместе с тем, документы о присвоении работникам тарифных разрядов в установленном законодательством порядке судом не исследовались, как и штатное расписание по должностям истцов с установленными должностными окладами.
Также суд в решении не обосновал применение при расчете задолженности примерной тарифной сетки (приложение N 1 к Соглашению), не проанализировал положения Соглашения и не соотнес их с правом Администрации г. Смоленска самостоятельно установить тарифную сетку по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты.
В соответствии с положениями статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Однако, принимая решение по исковым требованиям четырех работников, суд возложил на Администрацию г. Смоленска обязанность по внесению изменений в локальные нормативные акты МБУ "СпецАвто", регулирующие систему оплаты труда в организации, которые распространяют свое действие на всех работников учреждения.
С учетом изложенного, судом первой инстанции в нарушение приведенных выше норм материального и процессуального права не были созданы условия для правильного всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения норм материального права, что привело к принятию судебного постановления, не отвечающего требованиям законности и обоснованности, установленным статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанные нарушения норм материального и процессуального права не были устранены и судом апелляционной инстанции при проверке решения районного суда по доводам жалобы ответчика, несмотря на то, что по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон, в связи с чем находит необходимым отменить принятые по делу судебные постановления с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 22 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 ноября 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Промышленный районный суд г. Смоленска.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.