Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 31 марта 2023 г. по делу N 33а-191/2023
Судья Южного окружного военного суда Коробенко Э.В., рассмотрев материалы судебного производства по частной жалобе административного истца Калинина Р.В. на определение судьи Новочеркасского гарнизонного военного суда от 26 января 2023 г., которым возвращено административное исковое заявление Калинина Руслана Викторовича о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с установлением основания увольнения административного истца с военной службы и необеспечением денежным довольствием, установил:
определением судьи гарнизонного военного суда возвращено административное исковое заявление Калинина Р.В. о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с установлением основания увольнения административного истца с военной службы и необеспечением денежным довольствием.
В частной жалобе административный истец просит определение судьи отменить и разрешить вопрос по существу. В обоснование автор жалобы со ссылкой на нормы законодательства, относящиеся к вопросу подсудности дел военным судам, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что он, будучи гражданином Российской Федерации, входящим в состав добровольческого формирования, принимал участие в специальной военной операции в составе войсковой части N, в связи с чем считает, что на него распространяется статус военнослужащего, а его административное дело подлежит рассмотрению гарнизонным военным судом.
Рассмотрев материалы судебного производства, приведенные в частной жалобе доводы, прихожу к следующему выводу.
Возвращая административное исковое заявление судья, сославшись в определении на положения ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", ст. 22.1 Федерального закона "Об обороне" и ст. 19 КАС РФ, исходил из того, что административные исковые заявления добровольцев, к которым относится Калинин Р.В, военным судам неподсудны и подлежат рассмотрению районными судами.
Однако с данным выводом согласиться нельзя.
Согласно п. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Статьей 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" предусмотрено, что военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Как следует из разъяснений, приведенных в абзаце 1 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "Опрактике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.
Таким образом, подсудность дел военным судам определяется исходя из субъектного состава (военнослужащий либо гражданин, уволенный с военной службы, и орган военного управления), а также характера правоотношений (отношения, возникающие в связи с прохождением военной службы).
В соответствии с п. 5.1 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, предоставляются гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - граждане, пребывающие в добровольческих формированиях), и членам их семей в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности) граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, определен в п. 10 ст. 22.1 Федерального закона "Об обороне". Этот статус устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих.
Контракт о пребывании в добровольческом формировании заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации письменно по типовой форме и в порядке, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации.
Таким образом, правоотношения, связанные с исполнением гражданами, пребывающими в добровольческих формированиях, общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми, основанными на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. Причем второй стороной этих правоотношений в любом случае выступает орган военного управления, воинское должностное лицо.
Поэтому требования таких граждан об оспаривании решений, действий (бездействия) командования, связанных с участием их в добровольческих формированиях, должны разрешаться по правилам главы 22 раздела IV КАС РФ.
При этом схожесть статуса граждан, поступивших в добровольческие формирования, и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, общность выполняемых задач, а также характер правоотношений, возникающих в связи с участием в добровольческих формированиях, позволяют распространить на них статус военнослужащих для целей судебной защиты нарушенных прав и разбирательства военными судами административных дел об оспаривании действий командования, связанных с реализацией прав и социальных гарантий, установленных для данной категории граждан.
Следовательно, исходя из вышеизложенного, оспариваемое определение судьи первой инстанции в связи с нарушением норм процессуального права подлежит отмене с направлением материалов судебного производства в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 315 и 316 КАС РФ, определил:
определение судьи Новочеркасского гарнизонного военного суда от 26 января 2023 г. о возвращении административного искового заявления Калинина Руслана Викторовича отменить, а материалы судебного производства направить в тот же гарнизонный военный суд для выполнения требований ст. 127 КАС РФ.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.