ПОСТАНОВЛЕНИЕ
N 16-1563/2023
г. Санкт-Петербург 6 апреля 2023 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р, рассмотрев жалобу Менглиева И.П.у. на вступившее в законную силу постановление судьи Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13 августа 2021 года в отношении Менглиева Илхома Панжи угли по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13 августа 2021 года Менглиев И.П.у. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В порядке ст.ст. 30.1-30.3 КоАП РФ постановление судьи от 13 августа 2021 года в отношении Менглиева И.П.у. не обжаловалось, вступило в законную силу 7 сентября 2022 года.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Менглиев И.П.у. ставит вопрос об отмене указанного судебного акта, считая его незаконным; указывает о получении им 15 июля 2019 года патента на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, по которому уплатил налог на доходы в виде фиксированного авансового платежа, в связи с чем имел право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; ссылается на нарушение его права на отправление правосудия на языке, которым он владеет, так как протокол об административном правонарушении не переведен на узбекский язык, при отобрании у него объяснений ему не разъяснялись положения ст. 25.1 КоАП РФ; просит производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Менглиева И.П.у. к административной ответственности) установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с частью 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Менглиева И.П.у. к административной ответственности) установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном ст. 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой
иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу абз. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со ст. 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 5 ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ судьей всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 11 июня 2019 года гражданин Республики Узбекистан Менглиев И.П.у. прибыл на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, оформил патент на работу сроком действия до 11 июля 2020 года, по истечении срока действия патента, а именно 12 июля 2020 года в нарушение требований ст. 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" незаконно находился на территории Российской Федерации, и уклонялся от выезда из страны.
12 августа 2021 года в 08 час. 30 мин. гражданин Республики Узбекистан Менглиев И.П.у, допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока законного пребывания, совершенное в городе федерального значения Санкт-Петербурге, был выявлен в ходе проверки сотрудником 58 отдела полиции УМВД России по Выборгскому району г. Санкт-Петербурга.
Указанные обстоятельства не оспаривались Менглиевым И.П.у. в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судьей первой инстанции и достоверно подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, данными из базы данных ФМС России АС ЦБДУИГ, копией паспорта иностранного гражданина, рапортом должностного лица, выявившего факт совершенного административного правонарушения, объяснениями Менглиева И.П.у, которым судьей дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Утверждение в жалобе о наличии у Менглиева И.П.у. действующего на момент привлечения к административной ответственности патента на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, является надуманным, поскольку из материалов дела об административном правонарушении следует, что срок патента "данные изъяты" от 11 июля 2019 года истек 11 июля 2020 года.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении от 13 августа 2021 года составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, содержит данные, прямо перечисленные в части 2 этой статьи.
Доводы жалобы о нарушении при производстве по делу об административном правонарушении права Менглиева И.П.у. на отправление правосудия на языке, которым он владеет, являются несостоятельными, так как противоречат материалам дела, из которых следует, что как на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, так и в ходе рассмотрения дела судьей, Менглиеву И.П.у. были разъяснены положения статьи 51 Конституции Российской Федерации и процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе право пользоваться юридической помощью защитника и переводчика. О допуске к участию в деле защитника Менглиев И.П.у. не ходатайствовал.
При составлении протокола об административном правонарушении, отобрании у Менглиева И.П.у. письменного объяснения по факту совершенного правонарушения и рассмотрении дела судом участвовал переводчик, которому были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.10 КоАП РФ, он был предупрежден об административной ответственности, предусмотренной ст. 17.9 КоАП РФ (л.д. 2, 18, 23), также был осуществлен письменный перевод текста судебного акта (л.д. 32-35).
В протоколе об административном правонарушении и в письменном объяснении в графах о разъяснении прав и обязанностей, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ и положений статьи 51 Конституции Российской Федерации, имеются собственноручные подписи Менглиева И.П.у, что означает, что он с ними был ознакомлен. Возражений против участия переводчика ФИО4 при совершении данных процессуальных действий Менглиев И.П.у. не высказывал, а также на наличие каких-либо замечаний, в частности на непонимание изложенного текста в протоколе, он не указал.
Изложенное свидетельствует, что нарушений требований ст. 24.2 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Менглиева И.П.у, не допущено.
Таким образом, Менглиев И.П.у. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В целом доводы, приведенные в жалобе, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судьи первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, они не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, не опровергают наличие в деянии Менглиева И.П.у. объективной стороны состава административного правонарушения, за которое он привлечен к ответственности.
Несогласие привлеченного к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судом норм КоАП РФ и положений действующего законодательства, относимых к рассматриваемой ситуации, не свидетельствует о том, что судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок привлечения Менглиева И.П.у. к административной ответственности соблюден.
Постановление о привлечении Менглиева И.П.у. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного Менглиеву И.П.у. наказания.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлено, что до 30 сентября 2021 года включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность), или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании), не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации.
Названный Указ Президента Российской Федерации вступил в законную силу 16 июня 2021 года и действовал на день привлечения Менглиева И.П.у. к административной ответственности.
В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о том, что Менглиев И.П.у. освободился из мест лишения свободы, или нарушил законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создавал угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступая за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывал содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершал их, а равно иными действиями поддерживал террористическую (экстремистскую) деятельность или посягал на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвовал в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании.
При таких обстоятельствах судья районного суда не вправе был назначать Менглиеву И.П.у. административное наказание в виде административного выдворения в форме самостоятельного контролируемого выезда за пределы территории Российской Федерации в период действия Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
В силу п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения КоАП РФ и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая изложенное, а также отсутствие в материалах дела сведений об исполнении Менглиевым И.П.у. дополнительного административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда, постановление судьи Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13 августа 2021 года, вынесенное в отношении Менглиева И.П.у. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
постановление судьи Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13 августа 2021 года, вынесенное в отношении Менглиева Илхома Панжи угли по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, изменить.
Исключить из него указание о назначении Менглиеву И.П.у. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части это же постановление оставить без изменения, жалобу Менглиева И.П.у. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции И.Р. Косицына-Камалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.