Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-235/2022) по кассационной жалобе Артюховой А.В. на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 2 февраля 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 30 июня 2022г. (N33а-3983/2022) по административному иску Артюховой А.В. к МИФНС России N3 по Ленинградской области, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее-ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) о признании решения незаконным, об обязании возвратить денежные средства.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения представителя МИФНС России N3 по Ленинградской области Марковой Т.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Артюхова А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к МИФНС России N3 по Ленинградской области, ОПФР по Санкт- Петербургу и Ленинградской области о признании незаконными решения МИФНС России N 3 по Ленинградской области от 17 ноября 2021г. и решений ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 12 ноября 2021г. и 3 декабря 2021г. об отказе в возврате ранее взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018, 2019гг, об обязании осуществить возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018, 2019 гг. в общем размере 70 869 руб.
В обоснование указано, что с 10 апреля 2012г. она является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения РФ, и их семей", с 11 мая 2017г. поставлена на учет МИФНС России N3 России по Ленинградской области в качестве адвоката. В связи с изложенным, в период времени с 13 марта 2018г. по 29 мая 2020г. ею уплачены страховые взносы за себя на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за 2017, 2018, 2019гг. на общую сумму 70 869 руб. Однако, в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2020г. N502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" физические лица из числа адвокатов, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет, исключены из перечня страхователей по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом, она не является застрахованным лицом, а уплаченные ею денежные средства при действующем правовом регулировании в силу закона не будут учтены для последующей выплаты страховой пенсии по старости, а потому подлежат возврату.
Решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 2 февраля 2022г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 30 июня 2022г, в удовлетворении административного иска Артюховой А.В. отказано.
В кассационной жалобе Артюхова А.В. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Артюхова А.В. с 11 мая 2017г. состоит на учете в налоговом органе как адвокат, с указанного периода времени Артюхова А.В. ежегодно за 2017-2019гг. уплачивала страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Из объяснений административного истца следует, что общая сумма уплаченных ею взносов составила 70 869 руб.
Артюхова А.В. является получателем пенсии с 2012г. в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения РФ, и их семей".
31 декабря 2020г. Артюхова А.В. обратилась в МИФНС России N3 по Ленинградской области с заявлением, в котором уведомила налоговый орган в соответствии с положениями Федерального закона N502-ФЗ о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
31 октября 2021г. Артюхова А.В. направила в адрес МИФНС России N3 по Ленинградской области обращение, в котором заявила о возврате ей уплаченных ранее страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 70 869 руб.
На данное обращение административным истцом получен ответ об отказе в возврате денежных средств ввиду того, что начисление страховых взносов прекращено с 10 января 2021г, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017-2019гг. возврату не подлежат.
Одновременно с указанным заявлением Артюхова А.В. обратилась в органы ПФР с аналогичным заявлением, на которое получила ответ о том, что с 1 января 2017г. органы ПФР не осуществляют учет страховых взносов.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административными ответчиками не допущено нарушений действующего законодательства при принятии решений об отказе в возврате уже уплаченных Артюховой А.В. ранее страховых взносов в фонд обязательного пенсионного страхования, поскольку Федеральный закон N502-ФЗ, согласно которому физические лица из числа адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, исключены из перечня страхователей по обязательному пенсионному страхованию с 10 января 2021г. - с момента вступления в силу указанного Федерального закона, а следовательно отсутствуют правовые основания для обязания ответчиков возвратить административному истцу денежные средства в размере 70 869 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно п.6 ст.83 НК РФ постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, в силу пункта 2 которой адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр -адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
В силу пп.2 п.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно ч.1 ст.232 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч.2 ст.232 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абз.3 п.2 ст.432 НК РФ).
Федеральным законом от 30 декабря 2020г. N502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2020г. N502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсий по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Федеральным законом от 30 декабря 2020г. N502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", с учетом позиции Конституционного Суда, изложенной в вышеуказанном постановлении определены особенности уплаты страховых взносов адвокатами, являющимися получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.
Изменения, внесенные в закон, позволяющие плательщику страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поименованному выше, самостоятельно определять возможность оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в заявительном порядке подлежат применению с 10 января 2021г, при этом, на предыдущие периоды действие данного закона не распространено.
Таким образом, учитывая, что адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, то они не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя с момента вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2020г. N502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", то есть с 10 января 2021г.
Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 3 февраля 2021г. N БС-4-11/1213@.
Таким образом, оснований для возврата Артюховой А.В. ранее взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017-2019 гг. не имеется. Правовые основания для удовлетворения административного иска Артюховой А.В. отсутствуют.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к иному толкованию приведенных правовых норм, являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 2 февраля 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 30 июня 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Артюховой А.В.-без удовлетворения.
Решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 2 февраля 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 30 июня 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 29 марта 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.