Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сошникова Г. А, в лице законного представителя Сошникова А. И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 31 октября 2022 года по административному делу N 2а - 6545/2022 по административному исковому заявлению Сошникова Г. А, в лице законного представителя Сошникова А. И, к Комиссии по постановке граждан на воинский учет Внутригородского муниципального образования Санкт - Петербурга Муниципальный округ N38, Военному комиссариату Красносельского района Санкт - Петербурга и Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт - Петербурга" о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения законного представителя Сошникова Г.А. - Сошниковой О.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Санкт - Петербурга" Касьяновой Е.Ю, судебная коллегия
установила:
Сошников Г.А, в лице законного представителя Сошникова А.И, обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Комиссии по постановке воинский учет Внутригородского муниципального образования Санкт - Петербурга Муниципальный округ N38 и военному комиссариату Красносельского района Санкт - Петербурга, в котором просил: признать незаконным и отменить решение от 7 февраля 2022 года, оформленное протоколом N6, о признании Сошникова Г.А. временно не годным к военной службе по категории "Г"; восстановить нарушенные права и законные интересы административного истца и обязать Комиссию по постановке граждан на воинский учет Внутригородского муниципального образования Санкт -Петербурга Муниципальный округ N38 предоставить Сошникову Г.А. освобождение от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", как ограниченно годного к военной службе по состоянию здоровья и зачислить его в запас; взыскать с Военного комиссариата Красносельского района Санкт - Петербурга расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований Сошников Г.А. указал, что 21 января 2022 года он на основании приказа директора гимназии N 271 проходил медицинское освидетельствование в составе других граждан, подлежащих постановке на первичный воинский учет в военном комиссариате Красносельского района Санкт - Петербурга. Как указал административный истец, 16 марта 2022 года он обратился в военный комиссариат с вопросом о получении удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и ему было предложено прибыть 21 марта 2022 года. В указанный день административному истцу вручено удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу СА N3427933, из которого следовало, что 7 февраля 2022 года административным ответчиком он признан временно негодным к военной службе и обязан прибыть в военный комиссариат с 1 по 31 октября 2023 года. Административный истец указал, что в 2015 году ему установлен "данные изъяты" "данные изъяты"
Решением Красносельского районного суда Санкт - Петербурга от 21 июля 2022 года, заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным решение о постановке Сошникова Г.А. на воинский учет от 7 февраля 2022 года (протокол N6), на комиссию по постановке на воинский учет Внутригородского муниципального образования Санкт - Петербурга Муниципальный округ N38 возложена обязанность установить Сошникову Г.А. категорию годности к военной службе "В" - ограниченно годен к военной службе и внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении его запас, с ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в пользу Сошникова Г.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 31 октября 2022 года решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 21 июля 2022 года отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Сошникова Г. А. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 20 января 2023 года Сошников А.И. просит об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и настаивая на доводах указанных в административном исковом заявлении.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Сошников Г.А. принят на воинский учет в военном комиссариате Красносельского района Санкт - Петербурга 7 февраля 2022 года и ему установлена категория годности к военной службе "Г".
По результатам медицинского освидетельствования, у Сошникова Г.А. установлено "данные изъяты"
Административным истцом в материалы дела представлена выписка из истории болезни "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что согласно статье 52 Расписания болезней, являющегося приложением N1 к Положению о военно - врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, при бронхиальной астме легкой степени присваивается категория годной "В", ввиду чего должно быть принято решение о внесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что поскольку имеющееся у Сошникова Г.А. заболевание не позволяло военно - врачебной комиссии вынести однозначное заключение о его категории годности к военной службе и требовалось дополнительное обследование Сошникова Г.А, то ему обоснованно установлена категория годности "Г", поскольку в настоящем случае необходимо дополнительное обследование административного истца и проведение ряда медицинских исследований для подтверждения имеющегося диагноза.
Установленная административному истцу категория годности "Г" по статье 53 Расписания болезней, не нарушает его прав и законных интересов, и не влечет признания незаконным решения Комиссии по постановке граждан на воинский учет Внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ N38.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 28 марта 1998 года "53 - Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно пункту 6 статьи 9 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53 - Ф3 О воинской обязанности и военной службе" комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно - учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53 - ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов, а в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, также по направлениям войск национальной гвардии Российской Федерации и органов, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Порядок проведения медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет установлен главой II Положения о военно - врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (пункты 13 - 22) (Далее - Положение).
На основании пункта 4 Положения при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункты 6, 11 Положения).
Согласно пункту 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены статьей 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе":
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
При первоначальной постановке гражданина на воинский учет или призыве на военную службу заключение о временной негодности к военной службе выносится на срок до 12 месяцев.
В силу пункта 18 (1) Положения, результаты обследования и освидетельствования гражданина при первоначальной постановке на воинский учет (призыве на военную службу) вносятся в учетную карту призывника, карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, протокол заседания комиссии по постановке граждан на воинский учет (протокол заседания призывной комиссии) и в случаях, установленных настоящим пунктом, - в лист медицинского освидетельствования.
Медицинские работники со средним медицинским образованием, выделенные для участия в проведении освидетельствования, вносят сведения об обследовании граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу в учетную карту призывника и карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Врач, руководящий работой по освидетельствованию граждан, и врачи -специалисты, включаемые в состав комиссии по постановке граждан на воинский учет, а также врачи - специалисты, участвующие в проведении освидетельствования граждан при призыве на военную службу, заполняют карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в части результатов освидетельствования гражданина, а также вносят указанные сведения в учетную карту призывника.
Лист медицинского освидетельствования заполняется врачом - специалистом, принимавшим участие в освидетельствовании граждан, в день освидетельствования на граждан, направляемых на обследование в соответствии с пунктом 4 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также на граждан, признанных:
годными к военной службе (в случаях применения врачом - специалистом при вынесении заключения в отношении гражданина соответствующих пунктов статей расписания болезней и (или) таблицы 1 приложения N1 к настоящему Положению);
годными к военной службе с незначительными ограничениями; ограниченно годными к военной службе; временно не годными к военной службе; не годными к военной службе.
В соответствии с пунктом 20 Положения, в случае невозможности вынесения заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в освидетельствовании, направляется в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, указанный в пункте 4 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - перечень медицинских организаций), на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач - специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
В соответствии с пунктом "в" графы I статьи 52 Расписания болезней, категория годности "В" устанавливается при наличии бронхиальной астмы средней или легкой степени тяжести, а также при отсутствии симптомов в течение 5 лет и более при сохраняющейся измененной реактивности бронхов.
К бронхиальной астме легкой степени тяжести относится бронхиальная астма с непродолжительными симптомами реже 1 раза в день, которые легко купируются бронхорасширяющими средствами, при отсутствии симптомов и нормальной функцией легких между обострениями, с суточными колебаниями ПСВ или ОФВ1 менее 20 процентов и ПСВ или ОФВ1 более 80 процентов должных значений в межприступный период.
При отсутствии документального подтверждения анамнеза заболевания верифицирующими тестами диагноза бронхиальной астмы при стойкой ремиссии являются фармакологические и (или) физические бронхопровокационные тесты. Дополнительным критерием может служить исследование в крови общего и (или) специфического иммуноглобулина Е.
В случае если бронхоспастические синдромы (обтурационный, эндокринно-гуморальный, неврогенный, токсический и др.) являются осложнением других заболеваний, категория годности к военной службе определяется в зависимости от течения основного заболевания по соответствующим статьям расписания болезней.
В соответствии со статьей 53 Расписания болезней, категория годности "Г" устанавливается при наличии временных функциональных расстройствах органов дыхания после острого заболевания, обострения хронического заболевания, травмы или хирургического лечения.
В случае осложненного течения пневмоний (инфекционный токсический шок, нагноения, плевриты, ателектазы, обширные плевральные наложения и др.) в отношении военнослужащих выносится заключение о необходимости предоставления отпуска по болезни, а в отношении граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), поступлении на военную службу по контракту и в военно - учебные заведения - заключение о временной негодности к военной службе, если после окончания лечения прошло менее 6 месяцев.
Судом апелляционной инстанции установлено, что заболевание протекало в состоянии ремиссии, между тем документальное подтверждение анамнеза заболевания верифицирующими тестами отсутствовало, в связи с чем, врач-терапевт усмотрел необходимость направить Сошникова Г;А. на обследование для проведения, в том числе бронхопровокационных тестов.
При первичной постановке на воинский учет в выданном Сошникову Г.А. удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, категория годности определена "как временно не годен к военной службе"; при этом указано, что административному истцу надлежит явиться в военный комиссариат с 1 по 31 октября 2023 года.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о законности действий административного ответчика.
Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, установленной взаимосвязанными положениями статей 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке проверяет соответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 31 октября 2022 года по административному делу N 2а - 6545/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Сошникова Г. А, в лице законного представителя Сошникова А. И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 31 октября 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.