Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-6264/2022) по кассационной жалобе государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (далее-ГКУ РК "УправтодорКоми") на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 августа 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 ноября 2022г. (N33а-7875/2022) по административному иску прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ РК "УправтодорКоми" о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Усть-Куломского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Государственному казенному учреждению Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" об обязании в срок до 1 сентября 2023г. организовать и обеспечить в соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" устранение повреждений (выбоин, просадок, проломов) поверхности проезжей части автомобильной дороги "Усть-Кулом - Усть-Нем - Мыёлдино" от автомобильной дороги "Сыктывкар - Троицко-Печорск" с км. 17+500 по км. 20; с км. 20+300 по км. 26; с км. 27+500 по км. 34; с км. 45+300 по км. 49, указав в обоснование требований на ненадлежащее исполнение административным ответчиком обязанности в сфере дорожной деятельности, что создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 августа 2022г. административный иск прокурора Усть-Куломского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному казенному учреждению Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворен.
На Государственное казенное учреждение Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" возложена обязанность в срок до 1 сентября 2023г. организовать и обеспечить в соответствии с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" устранение повреждений (выбоин, просадок, проломов) поверхности проезжей части автомобильной дороги "Усть-Кулом - Усть-Нем -Мыёлдино от автомобильной дороги Сыктывкар - Троицко-Печорск" с км 17 + 500 по км 20; с км 20 + 300 по км 26; с км 27 + 500 по км 34; с км 45 + 300 по км 49.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 ноября 2022г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 августа 2022г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ГКУ РК "УправтодорКоми" просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 1 сентября 2021г. прокуратурой Усть-Куломского района совместно с ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге "Усть-Кулом - Усть-Нем - Мыёлдино", по результатам которой установлено, что на участках с км. 17+500 по км. 20; с км. 20+300 по км. 26; с км. 27+500 по км. 34; с км. 45+300 по км. 49, в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 на покрытии проезжей части имеются дефекты в виде многочисленных выбоин, отдельные из которых длиной более 15см, глубиной более 5см, площадью 0, 06кв.м.
Выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду материалами проведенной прокуратурой проверки и не оспаривались административным ответчиком.
Вступившим в законную силу постановлением судьи Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 25 октября 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена вина ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" в ненадлежащем содержании автомобильной дороги "Усть-Кулом - Усть-Нем - Мыёлдино" с км. 17+500 по км. 20; с км. 20+300 по км. 26; с км. 27+500 по км. 34; с км. 45+300 по км. 49. Учреждению назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что автомобильная дорога "Усть-Кулом - Усть-Нем - Мыёлдино" является автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения, находятся в государственной собственности Республики Коми и переданы в оперативное управление ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее-Федеральный закон N196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 Федерального закона N196-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона N257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона N257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона N196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993г. N1090 "О правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 определено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Разрешая заявленные требования, принимая во внимание, что неисполнение требований в области обеспечения безопасности дорожного движения нарушает права участников дорожного движения, установив, что на момент разрешения спора выявленные нарушения не устранены, суд, руководствуясь положениями Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормативными положениями ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд исходил из того, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению надлежащего состояния дорог регионального или межмуниципального значения является обязанностью Государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми", в оперативном управлении которого находятся спорная автомобильная дорога.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отметив следующее.
Не оспаривая факт наличия недостатков, об устранении которых заявлено прокурором, и необходимость их устранения, ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" ссылалось на то, что ответственность за ненадлежащее содержание участков спорной автомобильной дороги должно нести также Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, которое судом первой инстанции к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено не было.
Данные доводы судом апелляционной инстанции отклонены как необоснованные.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 28 декабря 2014г. N534 создано Государственное казенное учреждение Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми дорожный надзор".
Как следует из Устава Государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (далее-также Учреждение), данное Учреждение является некоммерческой организацией, находится в ведомственной подчиненности Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, которое осуществляет функции и полномочия учредителя и бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно пункту 15 Устава предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной Уставом компетенции, полномочий Министерства и Правительства Республики Коми.
В силу пункта 16 Устава целями создания Учреждения являются организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения Республики Коми, улучшению их транспортно-эксплуатационных характеристик; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального значения.
Для осуществления указанных целей Учреждение выполняет функции заказчика, застройщика при проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог регионального значения (пункт 17.3); осуществляет контроль, в том числе лабораторный контроль, за соответствием выполняемых подрядными организациями работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения, требованиям технических регламентов, заключенных государственных контрактов (пункт 17.4); осуществляет диагностику, обследование и оценку технического состояния автомобильных дорог регионального значения (пункт 17.9 Устава).
Учреждение самостоятельно распоряжается денежными средствами, полученными из республиканского бюджета Республики Коми, в соответствии с их целевым назначением (пункт 25 Устава).
Решением Дорожного агентства Республики Коми N 1 от 1 января 2015г. "О передаче государственного имущества Республики Коми в оперативное управление" и актом приема-передачи от 01 января 2015 года право оперативного управления на автомобильную дорогу "Усть-Кулом - Усть-Нем - Мыёлдино", передано Государственному казенному учреждению Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
В связи с изложенным, Учреждение обязано в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом, обеспечивать сохранность автомобильных дорог регионального значения Республики Коми, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения Республики Коми.
Довод о том, что перечни объектов и мероприятий по направлениям расходов в области использования автомобильных дорог регионального значения Республики Коми и осуществления дорожной деятельности формирует и утверждает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, а Учреждение лишь осуществляет их реализацию, суд апелляционной инстанции признал необоснованными, так как данное обстоятельство не освобождает Учреждение от выполнения возложенных на него законом обязанностей.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Ходатайство ГКУ РК "УправтодорКоми" о привлечении названного Министерства в качестве административного ответчика судом рассмотрено в соответствии со ст.154 КАС РФ и мотивированно отклонено (л.д.108 обор.).
Определение судом статуса указанного Министерства как заинтересованного лица, а не как административного ответчика с учетом установленных по делу обстоятельств не опровергает правильности выводов суда по существу спора.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 августа 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 ноября 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми"- без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 5 августа 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 ноября 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 апреля 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.