Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В.
судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рикунца А. А.овича на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 27 сентября 2021 года (с учетом дополнительного решения от 4 июля 2022 года) и апелляционное определение Калининградского областного суда от 04 октября 2022 года по административному делу N 2а - 4184/2021 по административному исковому заявлению Рикунца А. А.овича к ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России, Филиалу N 3 ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России при ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области, УФСИН России по Калининградской области о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Рикунец А.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России по Калининградской области и его должностных лиц, выразившегося в длительной подготовке и передаче его документов по вопросу установления инвалидности в ФКУ "ГБ МСЭ по Калининградской области" Минтруда России, обязать устранить допущенные нарушения прав административного истца, признать за ним права на установление группы инвалидности с момента подачи заявления в ФКУ ГБ МСЭ по Калининградской области, т.е. с 02.06.2020.
"данные изъяты"
Несмотря на нахождение всей его медицинской документации в ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России и его филиале, своевременно медицинское освидетельствование проведено не было и только 25.03.2021 его медицинские документы были переданы в ФКУ "ГБ МСЭ по Калининградской области" Минтруда России.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 27 сентября 2021 года (с учетом дополнительного решения от 4 июля 2022 года), оставленным без изменения апелляционным определением Калининградского областного суда от 04 октября 2022 года, исковые требования были оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 24 января 2023 года, Рикунец А.А. просит об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение, настаивая на доводах указанных в административном исковом заявлении, апелляционной жалобе и ссылаясь на неверное установление судами обстоятельств по делу.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (абз. 1 и 2).
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико - социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации, (абз. 4 ст. 1 названного выше ФЗ).
В рамках реализации указанных выше положений Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" установлен Порядок признания лица инвалидом.
В силу п. 11 Порядка признания лица инвалидом, в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается дата поступления в бюро направления на медико - социальную экспертизу.
Порядок направления гражданина на медико - социальную экспертизу определен постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
Согласно п.15 данного Порядка гражданин направляется на медико - социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно - правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя).
Пунктом 16 Порядка в редакции, действовавшей по состоянию на 18 мая 2019 года, было предусмотрено, что медицинская организация направляет гражданина на медико - социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико -социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико - функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико - социальной экспертизы, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Таким образом, направление на медико - социальную экспертизу в обязательном порядке должно содержать сведения об актуальных результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико - функциональных данных.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Рикунец А.А. осужден приговором Московского районного суда г. Калининграда 05 марта 2015 года, отбывает наказание в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области и находится под медицинским наблюдением работников филиала "Медицинской части N3" ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России.
В апреля 2018 года Рикунец А.А. был осмотрен инфекционистом, в связи с категорическим отказом от приема "данные изъяты"
13 апреля 2019 года Рикунец А.А. был повторно осмотрен "данные изъяты"
В августе 2019 года Рикунец А.А. был повторно осмотрен "данные изъяты"
Из анамнеза заболевания следует, что на фоне "данные изъяты"
Поскольку при наличии у Рикунца А.А. указанного выше заболевания, ему не была установлена группа инвалидности, 18 мая 2020 года он обратился в адрес ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России по вопросу проведения в отношении него освидетельствования и установления ему группы инвалидности.
Ответом ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России N ОГ 138-163 от 22.06.2020 административному истцу разъяснен порядок подачи соответствующего заявления, которое подается непосредственно медицинской организацией, под наблюдением которой находится заинтересованное лицо, при наличии оснований, или самим заинтересованным лицом в случае получения им от медицинской организации справки об отказе в направлении на медико - социальную экспертизу.
Аналогичным по содержанию, в части порядка подачи заявления о прохождении медицинского освидетельствования с целью установления инвалидности, является ответ ФКУ "ГБ МСЭ по Калининградской области" Минтруда России от 15.06.2020 за N 01-20/Р207, данный на обращение административного истца от 26.05.2020.
Судами установлено, что Рикунцу А.А. врачами ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России не было отказано в выдаче направления на медико - социальную экспертизу, а напротив он был направлен для прохождения дополнительных исследований для последующего направления его на закую экспертизу. При этом, вопреки ошибочной позиции Рикунца А.А, оснований для выдачи справки, на основании которой он мог бы самостоятельно обратиться в бюро МСЭ, не имелось.
Согласно материалам дела и медицинской документации, с 27.07.2020 по 19.10.2020 в филиале ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России Рикунец А.А. проходил стационарное лечение.
В период прохождения лечения и после него административный истец повторно обращался в ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России и ФКУ "ГБ МСЭ по Калининградской области" Минтруда России с заявлениями от 23.09.2020, от 10.10.2020, от 10.11.2020 по вопросу проведения в отношении него освидетельствования и установления ему группы инвалидности.
Указанными организациями Рикунцу А.А. повторно был разъяснен порядок подачи соответствующего заявления (ответ от 28.09.2020 за N 01- 20/Р-370, ответ N ОГ-138-402 от 22.12.2020, ответ N ОГ 138-389 от 11.12.2020).
Более того, указанные ответы дополнительно содержали указание на факт осуществления врачами-специалистами, Филиала МЧ N 3 ФКУЗ МСЧ- 39 ФСИН России при ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области подготовки и анализа медицинской документации административного истца с целью принятия решения о целесообразности направления на МСЭ для определения ему группы инвалидности.
29 января 2021 года врачебной комиссии ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России было принято решение о направлении на первичную медико - социальную экспертизу Рикунеца А.А.
"данные изъяты"
Актом медико - социальной экспертизы от 26.03.2021 инвалидность установлена на срок до 01.04.2022.
09 апреля 2021 года Рикунец А.А. прошел освидетельствование в экспертном составе N1 в порядке контроля обоснованности вынесенного решения заочно в соответствии с приказом руководителя-главного эксперта по МСЭ N 239 от 28.12.2018 как лицо, находящееся в местах лишения свободы.
По результатам освидетельствования решение МСЭ N3 не изменено.
23 марта 2022 года согласно Постановлению Правительства РФ от 16.10.2020 N1697 "О временном порядке признания лица инвалидом" третья группа инвалидности Рикунцу А.А. продлена сроком на 6 месяцев до 01.10.2022.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что совокупность совершенных действий административных ответчиков в полной мере соответствовала требованиям закона, в действиях административных ответчиков отсутствует бездействие, права административного истца не нарушены.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Совершение медицинской организацией комплекса мер и действий, направленных на получение и проверки всего перечня данных, требующихся для проведения медико - социальной экспертизы, и отвечающих требованиям достоверности и актуальности подтверждено содержанием представленной медицинской карты в отношении Рикунец А.А, согласно которому подаче направления на медико - социальную экспертизу в отношению указанного лица предшествовали действия со стороны должностных лица ФКУЗ МСЧ - 39 ФСИН России, направленные на получение необходимых для проведения экспертизы медицинских данных, в том числе путем диагностических и лечебных мероприятий.
В соответствии с п.18 Порядка направления гражданина на медико -социальную экспертизу, несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что направление на имя Рикунца А.А. поступило на бумажном носителе по реестру из ФКУЗ МСЧ-39 УФСИН России по Калининградской области 25.03.2021 в ФКУ "ГБ МСЭ по Калининградской области" Минтруда России, то в силу п. 11 Порядка признания лица инвалидом, с эта дата (25.03.2021) является датой установления лицу группы инвалидности, в связи с чем оснований для изменения указанной даты, для признания административного истца инвалидом с иной даты - 02.06.2020 не имелось.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями части 2 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 27 сентября 2021 года (с учетом дополнительного решения того же суда от 4 июля 2022 года) и апелляционное определение Калининградского областного суда от 04 октября 2022 года по административному делу N 2а - 4184/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Рикунца А. А.овича - без удовлетворения.
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 27 сентября 2021 года (с учетом дополнительного решения того же суда от 4 июля 2022 года) и апелляционное определение Калининградского областного суда от 04 октября 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.