Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-8667/2022) по кассационной жалобе Игнатова А.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2022г, определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 декабря 2022г. (N33а-8945/2022) по административному иску Игнатова А.В. к Министерству экономического развития и промышленности Республики Коми, заместителю Председателя Правительства Республики Коми-министру экономического развития и промышленности Республики Коми Ахмеевой Э.А. о признании незаконным письменного ответа на обращение от 13 февраля 2022г, о возложении обязанности ответить по существу на поданное обращение от 13 февраля 2022г.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Игнатов А.В. обратился в суд с административным иском к Министерству экономического развития и промышленности Республики Коми о признании незаконным письменного ответа на его обращение от 13 февраля 2022г, о возложении обязанности ответить по существу на поданное обращение от 13 февраля 2022г, о привлечении административного ответчика Министерства экономического развития и промышленности Республики Коми к административной ответственности по статье 5.59 КоАП РФ.
В обоснование указал, что 13 февраля 2022г. административным истцом направлено в адрес Главы Республики обращение, касающееся республиканского бюджета, которое 17 февраля 2022г. переадресовано заместителю Председателя Правительства Ахмеевой Э.А. На данное обращение административным истцом получен ответ от 11 марта 2022г. N16/01-08-12 91, с которым он не согласен, так как ответ дан не по существу указанных в обращении вопросов, с нарушением требований Федерального закона от 2 мая 2006г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2022г. производство по административному делу по административному исковому заявлению Игнатова А.В. к Министерству экономического развития и промышленности Республики Коми, заместителю Председателя Правительства Республики Коми - министру экономического развития и промышленности Республики Коми Ахмеевой Э.А. о привлечении административного ответчика Министерство экономического развития и промышленности Республики Коми к административной ответственности по статье 5.59 КоАП РФ прекращено.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2022г. в удовлетворении административного иска Игнатова А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 декабря 2022г. определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2022г. и решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2022г. оставлены без изменения.
В кассационной жалобе Игнатов А.В. просит отменить решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2022г, определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 декабря 2022г, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
В соответствии со ст.194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу, если заявление подлежит рассмотрению в порядке производства по делам об административных правонарушениях.
Прекращая производство по требованиям Игнатова А.В. к Министерству экономического развития и промышленности Республики Коми, заместителю Председателя Правительства Республики Коми - министру экономического развития и промышленности Республики Коми Ахмеевой Э.А. о привлечении к административной ответственности по статье 5.59 КоАП РФ, суд первой инстанции исходил из того, что такие требования подлежат разрешению в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о прекращении производства по административному делу в указанной части согласился, отметив, что выводы суда первой инстанции основаны на фактических обстоятельствах по делу и соответствуют ст.194 КАС РФ.
Как следует из материалов административного дела, Игнатов А.В. направил в адрес Главы Республики Коми электронное обращение в форме электронного документа по вопросу организации передачи лесоэкспортерами в республиканский бюджет сумм возмещения налога на добавленную стоимость. Данное обращение поступило в администрацию главы Республики Коми 14 февраля 2022г. и зарегистрировано под номером 2128.
15 февраля 2022г. заместителем руководителя Администрации главы Республики Коми обращение Игнатова А.В. направленно в адрес заместителя Председателя Правительства - министру экономического развития и промышленности Республики Коми Ахмеевой Э.А. для принятия решения о его рассмотрении в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N59-ФЗ) или о направлении обращения с поручением на рассмотрение в орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. В Министерстве экономического развития и промышленности Республики Коми обращение зарегистрировано 18 февраля 2022г. за номером 01-08-125.
16 февраля 2022г. Ахмеевой Э.А. выдано поручение о направлении обращения Игнатова А.В. в Минэкономразвития (свод), А.С. Комлеву (и.о. министра финансов Республики Коми), А.Н. Голубых (и.о. министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми) со сроком исполнения до 14 марта 2022г, а также 18 февраля 2022г. направлено поручение Кузьбожевой Е.Н. (Маширову С.А.) Сизовой Р.Н. для анализа и отчета в адрес заявителя со сроком исполнения - 7 марта 2022г.
По результатам рассмотрения обращения и с учетом поступившей по нему позиции Министерства финансов Республики Коми (письмо от 4 марта 2022г.) Игнатову А.В. направлен ответ заместителя Председателя Правительства Республики Коми - министра экономического развития и промышленности Республики Коми Ахмеевой Э.А. от 11 марта 2022г. N16/01-08-125 91, в котором указано, что обращение от 13 февраля 2022г. в адрес Главы Республики Коми, а также обращения в адрес министра от 19 февраля 2022г, от 27 февраля 2022г. рассмотрены, личная переписка по обсуждению вопросов бюджетной политики Республики Коми, а также достижений министра в профессиональной деятельности не входит в перечень должностных обязанностей министра; при возникновении вопросов, требующих решения при содействии Правительства Республики Коми, предложено выслушать на личном приеме, с согласованием приема по телефону с указанием его номера; при этом постановленные в обращениях вопросы и предложения по поддержке бюджета Республики Коми и снижения его дефицитности рассмотрены, информации, ссылки на которые указано в обращениях, приняты к сведению; указано, что информация ТАСС по ссылке рекомендованная для анализа эффективности бюджета Республики Коми и указывающая на "бюджетные сложности" имеет место быть, его достоверность не оспаривается, с указанием понимания ее бюджетными аналитиками; по вопросам, касающимся налогообложения юридических лиц, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, разъяснена статья 13 Налогового кодекса Российской Федерации с указанием, что правительство Республики Коми не вправе вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность предприятий; предложение со стороны Правительства Республики Коми в адрес организаций - лесоэкспортеров Республики Коми передавать в республиканский бюджет Республики Коми финансовые средства, правомерно полученные компаниями в соответствии с налоговым законодательством в виде возмещения НДС, противоречит нормам законодательства Российской Федерации;
по вопросу встречи Президента Российской Федерации с представителями крупного бизнеса России, разъяснена статья 65 Конституции Республики Коми.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) нормам действующего законодательства, при наличии нарушения прав и законных интересов гражданина.
Согласно части 3 статьи 5, статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
При этом государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
По общим правилам письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Федерального закона N59-ФЗ).
Деятельность Министерства экономического развития и промышленности Республики Коми регламентирована Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 5 ноября 2020г. N542, согласно положениям которого к полномочиям данного министерства отнесено осуществление приема граждан и обеспечение своевременного и полного рассмотрения их обращений по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Министерства, принятие решений по таким обращениям и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Приказом Министерства экономики Республики Коми от 7 апреля 2016г. N219 утверждено Положение о порядке рассмотрения обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, приема граждан в Министерстве экономики Республики Коми (далее - Положение).
По смыслу пунктов 2.2, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10, 2.12 Положения обращение, поступившее в Министерство в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", прошедшие регистрацию обращения в день регистрации направляются уполномоченным сотрудником службы министру (исполняющему обязанности министра) или заместителю министра в соответствии с распределением обязанностей для их последующего распределения в структурные подразделения Министерства, к компетенции которых отнесено рассмотрение соответствующих вопросов, или направляются руководителям соответствующих структурных подразделений Министерства.
Министр (исполняющий обязанности министра, заместитель министра), руководитель соответствующего структурного подразделения Министерства в трехдневный срок с момента регистрации обращения по результатам предварительного рассмотрения принимает одно из следующих решений: о принятии к рассмотрению; об оставлении без рассмотрения; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю. Решение оформляется резолюцией и содержит указание исполнителю о сроке подготовки ответа заявителю.
После рассмотрения министром (исполняющим обязанности министра, заместителем министра) обращения вместе с резолюциями возвращаются в Службу. В случаях, когда поручение о рассмотрении обращения дано нескольким структурным подразделениям, подлинник обращения направляется структурному подразделению - ответственному исполнителю (указанному в поручении первым), копии направляются структурным подразделениям - соисполнителям поручения. Структурные подразделения - соисполнители поручения в течение первой половины срока, отведенного на подготовку ответа гражданину, представляют в структурное подразделение - ответственный исполнитель предложения для включения в проект ответа или сообщают об их отсутствии.
Начальник структурного подразделения Министерства, получивший поручение о рассмотрении обращения, в двухдневный срок со дня получения поручения о рассмотрении обращения принимает организационное решение о порядке дальнейшего рассмотрения обращения и подготовки ответа и дает соответствующее поручение специалисту структурного подразделения (далее - исполнитель) о рассмотрении обращения с указанием срока подготовки ответа заявителю, если обращение относится к компетенции Министерства. В случае если обращение не относится к компетенции Министерства, начальник структурного подразделения Министерства дает поручение исполнителю о направлении обращения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, а также об уведомлении заявителя, направившего обращение, о переадресации обращения.
В соответствии с пунктами 2.19, 2.20, 2.22, 2.23, 2.24 Положения ответ должен содержать в четкой, последовательной, краткой и исчерпывающей форме разъяснения по всем поставленным в обращении вопросам. Ответ на обращение заявителя подписывается министром (исполняющим обязанности министра). Ответ заявителю направляется в день регистрации или не позднее
следующего рабочего дня простым почтовым отправлением уполномоченным сотрудником Службы. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в Министерство в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в Министерство в письменной форме. В случае если обращение поступило на рассмотрение в Министерство из Администрации Главы Республики Коми, органов государственной власти, информация о результатах рассмотрения обращения с копией ответа заявителю при необходимости направляется в соответствующий государственный орган в срок, указанный в сопроводительном письме, но не превышающий срок, указанный в пункте 2.16 настоящего Положения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, пришел к выводу о том, что ответ на обращение Игнатова А.В. дан уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, в установленные законом сроки, ответ мотивирован, содержит ответы на все поставленные вопросы; содержание ответа требованиям законодательства не противоречит; каких-либо препятствий к осуществлению прав и свобод заявителя не установлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции по указанным выше основаниям, отметив следующее.
Само по себе несогласие заявителя с содержанием данных ему ответов не может служить основанием для признания такого ответа незаконным и не обоснованным.
Доводы Игнатова А.В. о несогласии с данным ему ответом, ввиду нарушения стилистики изложения этих ответов, по мотиву наличия грамматических, пунктуационных и иных ошибок, не свидетельствуют об ошибочности выводов суда по существу разрешенного спора.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении и определении суда первой инстанции, апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Указание на то, в чем, по мнению Игнатова А.В, состоят основания для отмены или изменения обжалуемого определения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2022г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 декабря 2022г. в части оставления без изменений названного определения суда первой инстанции, в кассационной жалобе не отражены.
Правовые основания, предусмотренные ч.ч.2, 3 ст.328 КАС РФ, для отмены или изменения определения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2022г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 31 августа 2022г. в части оставления без изменения названного определения суда первой инстанции, отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2022г, определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 декабря 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Игнатова А.В.-без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2022г, определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 августа 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 19 декабря 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 апреля 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.