Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г.
судей Козловой Е.В, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1657/2022 по иску Полуйковой Лали Юрьевны к Государственному учреждению-Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании назначить пенсию, по кассационной жалобе Полуйковой Лали Юрьевны на решение Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга от 8 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Истец Полуйкова Л.Ю. обратилась с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), в котором просила обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с даты возникновения права, а именно с 25 февраля 2021 г.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 31 августа 2020 г. она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании пункта 6 части первой статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), однако, ей было отказано, в связи с отсутствием права со ссылкой на положения Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ. Указывая, что весь необходимый стаж в районах Крайнего Севера была выработан истцом до 1 января 2002 г, и соответственно до 3 октября 2018 г, истец полагала, что имеет право на назначение страховой пенсии по старости на основании законодательства, действующего до изменения правового регулирования.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 ноября 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Колязинова В.А, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, возражала против удовлетворения жалобы, заявила ходатайство о замене ответчика правопреемником. Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, до судебного заседания сведения о причинах неявки истца в судебное заседание не представлены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося истца.
После судебного заседания от истца поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела со ссылкой на больничный лист, однако из протокола проверки электронной подписи от 3 апреля 2023 г. следует, что документы загружены в систему в 13 часов 43 минуты, то есть после окончания рассмотрения кассационной жалобы, назначенного на 10 часов 3 апреля 2023 г, в связи с чем такое ходатайство не могло быть учтено судом кассационной инстанции при разрешении вопроса о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 3 апреля 2023 г. произведена замена ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судебными инстанциями тщательно исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства и установлено, что 19 февраля 2021 г. Полуйкова Л.Ю, ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части первой статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 3 марта 2021 г. в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием права, с учетом норм Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"; заявителю рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости за месяц до возникновения права (25 февраля 2024 г.), начиная с 25 января 2024 г.
Пенсионным органом был подсчитан стаж работы Полуйковой Л.Ю. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 10 лет 1 месяц 10 дней в календарном исчислении; при переводе стажа работы в стаж в районах Крайнего Севера, определен специальный стаж продолжительностью 7 лет 6 месяцев 29 дней; страховой стаж составляет 25 лет 4 месяца 25 дней.
Судом первой инстанции, с учетом положений пункта 6 части первой статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", установлено, что при имеющейся у истца продолжительности специального стажа работы в районах Крайнего Севера, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у женщин возникает в 52 года 8 месяцев.
Установив, что указанного возраста истец достигла 25 февраля 2021 г, с применением положений Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ и введенного в действие Приложения 6 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к выводу, что возраст, по достижению которого возникает право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", подлежит увеличению на 36 месяцев, а, следовательно, право на назначение страховой пенсии по старости досрочно у истца возникнет 25 февраля 2024 г, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, проверив соответствие выводов суда материалам дела, правильность применения к правоотношениям сторон норм материального и процессуального права, пришел к верному выводу о законности состоявшегося по делу судебного постановления и отсутствии оснований для удовлетворения поданной истцом апелляционной жалобы.
Согласно указанному Приложению 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", при достижения возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, по законодательству, действующему по состоянию на 31 декабря 2018 г, в 2021 г, возраст, по достижении которого у женщины возникает право на страховую пенсию по пункту 6 части первой статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", увеличивается на 36 месяцев.
Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", за исключением подпунктов "б" и "в" пункта 5, пунктов 6 и 7 статьи 7, вступил в силу с 1 января 2019 г.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку необходимого возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости досрочно на основании пункта 6 части первой статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2018 г, истец достигла 25 февраля 2021 г, то с учетом внесенных в законодательство изменений право на назначение страховой пенсии по старости досрочно по данному основанию возникает у истца спустя 36 месяцев, то есть с 25 февраля 2024 г, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Доводы истца о том, что положениями Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ ухудшены условия реализации права истца на пенсионное обеспечение, на которое она рассчитывала до введения в действие нового правового регулирования, не могут быть приняты во внимание.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2019 г. N 854-О, определение пенсионного возраста как одного из условий назначения пенсии - поскольку непосредственно Конституция Российской Федерации не решает этот вопрос- относится к прерогативе законодателя. Оставляя его решение на усмотрение законодателя, Конституция Российской Федерации тем самым не исключает возможности изменения пенсионного возраста.
Для граждан, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, установлены такие же темпы повышения пенсионного возраста (до 60 и 55 лет - соответственно для мужчин и женщин), как и для граждан, которым страховая пенсия по старости назначается на общих основаниях, а возрастные параметры отличаются от предусмотренных для всех застрахованных лиц, работающих в иных регионах, на такую же величину, как и в соответствии с ранее действовавшим регулированием. Следовательно, в отношении данной категории застрахованных лиц сохранены льготные условия пенсионного обеспечения, гарантирующие им назначение пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Доводы о необходимости при определении права истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости применить положения части 2 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с частью второй статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ, за гражданами, достигшими до 1 января 2019 г. возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных указанным Федеральным законом.
Из данных положений закона следует, что для возможности применения законодательства без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ, необходимо одновременное наличие нескольких условий: достижение до 1 января 2019 г. возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, наличие права на получение пенсии по состоянию до 1 января 2019 г, факт не обращения за назначением пенсии либо не реализация такого права, в связи с несоблюдением условий назначения.
Следовательно, для применения положений части второй статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ, у истца по состоянию на 31 декабря 2018 г. должно возникнуть право на назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", то есть истец к указанной дате должна выработать необходимой продолжительности специальный стаж в районах Крайнего Севера и достичь определенного возраста.
Однако, поскольку возраста, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части первой статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" истец достигла только в 2021 г, оснований для применения части второй статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ и назначения истцу пенсии по старости досрочно на основании норм права, действующих до 1 января 2019 г, не имелось.
Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ предусмотрено, что на начальном этапе переходного периода гражданам, которые с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ).
Однако, данные переходные положения также не подлежат применению в части определения права истца на назначение страховой пенсии по старости досрочно, поскольку возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по пункту 6 части первой статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", истец достигла только в 2021 г.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для её удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга от 8 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Полуйковой Лали Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.