Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Шлопак С.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 12 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 октября 2022 г. по гражданскому делу N 2-2845/2022 по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении периодов в специальный стаж, обязании произвести перерасчет пенсии, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее также - ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), в котором просила засчитать в специальный стаж период ухода за ребенком с 1991 года до достижения им возраста 1, 5 лет; включить в специальный стаж период работы в ЧП Атясова с 01.04.1999 г. по 31.12.1999 г, с 30.11.2004 г. по 23.03.2005 г, как в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; включить в специальный стаж периода работы в Управлении Федеральной службы судебных приставов Республики Карелия с 24.10.2009 г. по 12.11.2009 г, с 20.09.2010 г. по 09.10.2010 г, с 20.06.2011 г. по 30.06.2011 г. как в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; обязать произвести расчет страховой пенсии по старости с учетом периодов работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера со дня возникновения права на указанную пенсию.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с 14.12.2020 г. она является получателем страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации". Истец считает, что ответчиком произведен неверный расчет трудового стажа. В соответствии с трудовой книжкой истца трудовой стаж составляет более 20 лет, а ответчиком учтено только 18 лет 07 месяцев 12 дней, что, по мнению истца, нарушает её право на пенсионное обеспечение.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 12 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 октября 2022 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене судебных постановлений, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Со стороны ответчика представлены возражения на кассационную жалобу, по доводам которых ответчик просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Истец, ответчик надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Истец ФИО1 представила ходатайство об отложении слушания дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что истец документов, подтверждающих уважительную причину не явки, не представила, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15 марта 2023 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, и в возражениях на неё, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении дела судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом при рассмотрении дела установлено, ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с 14.12.2020 г, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" как женщине, родившей двух детей, достигшей возраста 50 лет, имеющей страховой стаж свыше 20 лет проработавшей более 17 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В системе обязательного пенсионного обеспечения ФИО1 зарегистрирована 05.05.2000 г.
Общий трудовой стаж, рассчитан пенсионным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как по наиболее выгодному для истца варианту.
Общая продолжительность работы в местностях, приравненных к районам Крайнего севера (МКС), составляет 18 лет 07 месяцев 12 дней календарно.
Для расчета пенсии истца на дату назначения учтены периоды работы с 19.09.1990 г. по 05.04.1993 г. в детских яслях N2 г. Сортавала, в том числе совпадающее с ним время нахождения истца в отпуске по ходу за ребенком с 29.07.1991 г. по 28.01.1993 г, а также период работы с 01.10.2004 г. по 22.03.2005 г. у ЧП Атясова.
Период работы в ЧП Атясова с 01.04.1999 г. по 31.12.1999 г. представлен в ПФР работодателем без кода территориальных условий.
Согласно ответу УПФР в г. Сортавала от 29.03.2021 г. по результатам проведенной проверки индивидуальные сведения по данному работодателю отражены на индивидуальном лицевом счете истца в соответствии с трудовым договором.
Из архивной справки МКУ "Архив Сортавальского муниципального района" Республика Карелия N от 12.05.2020 г. в отношении ФИО1 следует, что за период с 01.04.1999 г. по 23.12.2001 г. работы в ЧП Атясова в качестве продавца, не представляется возможным представить сведения о заработной плате и стаже работы, в связи с тем, что ЧП Атисов документы на хранение в архив не сдавал.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что нарушение прав истца при исчислении стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, ответчиком не допущено.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия апелляционной инстанции, поскольку при разрешении спора судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, характер спорных правоотношений, правильно применен и истолкован материальный закон, их регулирующий.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что нарушений, влекущих отмену или изменение судебных постановлений в кассационном порядке, по данному делу судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Согласно статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2014 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указано, что под страховом стажем следует понимать учитываемую при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Определяя в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).
В силу положений статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 1 апреля 1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Общий трудовой стаж ФИО1, рассчитан в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как по наиболее выгодному для истца варианту.
Общая продолжительность работы ФИО1 в местностях, приравненных к районам Крайнего севера (МКС), составляет 18 лет 7 месяцев 12 дней календарно.
Для расчета пенсии истца учтены периоды работы с 19.09.1990 г. по 05.04.1993 г. в детских яслях N2 г. Сортавала, в том числе совпадающее с ним время нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 29.07.1991г. по 28.01.1993 г. а также периоды работы с 01.10.2004 г. по 22.03.2005 г. у ЧП Атясова.
Для исчисления размера пенсии ФИО1 учитывается стаж её работы до 01.01.2002 г. После 01.01.2002 г. на размер пенсии влияет не стаж работы, а страховые взносы, перечисляемые работодателем в Пенсионный фонд.
Страхователем УФССП по Республике Карелия корректировка сведений, содержащихся на индивидуальном лицевом счете ФИО1 за периоды работы с 24.10.2009 г. по 12.11.2009 г, с 20.09.2010 г. по 09.10.2010 г, с 20.06.2011 г. по 30.06.2011 г, отраженных без кода территориальных условий, не произведена, что подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной по состоянию на 08.04.2021 г.
Таким образом, вывод нижестоящих судов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований соответствует нормам материального права и установленным судом обстоятельствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Доводы заявителя жалобы о незаконности обжалуемого судебного акта основаны на неправильном применении норм действующего пенсионного законодательства, а потому не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебного постановления.
Предусмотренных статьёй 390.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 12 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 12 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.