Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Птоховой З.Ю, Швецовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 3 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 октября 2022 г. по делу N 2-447/2022 по иску ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании торгов недействительными, предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В, объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании торгов недействительными, предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
В обоснование требований истец указал, что Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия ему было отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 10:20:0020205:222 без проведения торгов, в нарушение установленной процедуры Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия приняло решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Со ссылкой на наличие нарушений действующего законодательства, истец, с учетом изменения исковых требований при рассмотрении дела судом, просил отменить решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 15 июня 2021 г. о проведении аукциона, отменить аукцион по лоту N 3 от 21 сентября 2021 г, передать ему в аренду земельный участок с кадастровым номером 10:20:0020205:222 без проведения торгов.
Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 3 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 октября 2022 г, в удовлетворении иска ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1, выражается несогласие с вышеуказанными судебными постановлениями, как незаконными, содержится просьба о направлении дела на новое рассмотрение.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, судебное извещение получено 9 февраля 2023 г. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также-ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения заявителя жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений не усматривает.
Судами нижестоящих инстанций установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 обратился в Министерство 15 октября 2020 г. с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" с целью использования под индивидуальное жилищное строительство.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 10 декабря 2020 г. N 2894-м/20р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N, площадью 1 500 кв.м, местоположение: "адрес" территориальная зона - зона застройки (Ж-3), вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов.
После выполнения кадастровых работ земельный участок с кадастровым номером 10:20:0020205:222 был поставлен на кадастровый учет.
2 февраля 2021 г. истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером, указанным выше.
9 марта 2021 г. ответчик уведомил ФИО1 о том, что извещение о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации опубликовано, если по истечении 30 дней со дня опубликования извещения заявления или иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступят, то в соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия будет подготовлен и направлен проект договора аренды земельного участка.
17 марта 2021 г. ответчик уведомил истца о том, что в срок, установленный извещением о предоставлении земельного участка без торгов, поступило заявление иного лица о намерении участвовать в аукционе по предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 15 июня 2021 г. N 1549-м/20р принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, о чем ФИО1 был уведомлен письмом от 15 июня 2021 г.
Истец являлся участником аукциона (участник N2) и по итогам аукциона от 21 сентября 2021 г. на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, имеющего кадастровый N, по лоту N 3 признан победителем аукциона. Четыре экземпляра проекта договора аренды земельного участка ФИО1 были получены от ответчика 29 сентября 2021 г.
22 октября 2021 г. в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия поступило заявление ФИО1 с приложением копии неподписанного проекта договора аренды земельного участка и неподписанный протокол разногласий к договору аренды.
Вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17 декабря 2021 г. административный иск ФИО1 о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 16 ноября 2021 г. в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером N оставлен без удовлетворения.
Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 28 марта 2022 г, вступившим в законную силу, ФИО1 отказано в удовлетворении требований о возложении на Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанности заключить с ним, как с победителем торгов на право аренды земельного участка от 21 сентября 2021 г, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 10:20:0020205:222, на его условиях, с учетом протокола разногласий, вынести решение о передаче ему земельного участка по месту его фактического нахождения по акту приема-передачи.
Суд первой инстанции, разрешая спор, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отказе истцу в иске, признал установленным, что порядок проведения аукциона соблюден, ФИО1 был допущен к участию в аукционе наравне с другими участниками и стал его победителем, доводы истца о нарушении Министерством срока публикации извещения о предоставлении земельного участка (заявление им подано 2 февраля 2022 г, а извещение о предоставлении земельного участка опубликовано 5 марта 2022 г.), как и о принятии решения о проведении аукциона только 15 июня 2021 г, не признаны основанием для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит обжалуемые судебные акты законными, поскольку выводы, изложенные в них, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, а нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
В судебных постановлениях приведено полное и правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
В соответствии с п.1 ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п.4 ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Исходя из п.5 ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
На основании п.7 ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Порядок подготовки и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности установлен в ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы (п.16 ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В статье 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
На основании ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (п.2 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом установленных обстоятельств настоящего дела, приведенных выше положений действующего законодательства, судебная коллегия не усматривает правовых оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций об отказе истцу в иске, поскольку позиция истца, заключающаяся в том, что Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия было допущено нарушение срока рассмотрения его заявления от 2 февраля 2021 г, Министерством нарушен срок извещения о предоставлении земельного участка, публикация состоялась в срок, превышающий 30 дней, а именно 5 марта 2022 г, Министерство приняло решение о проведении аукциона 15 июня 2021 г, что влечет недействительным решение Министерства о проведении аукциона, потому земельный участок должен быть ему предоставлен без проведения торгов, основана на неправильном применении положений действующего законодательства, и незаконность постановленных по делу судебных актов не подтверждает.
По существу доводы кассационной жалобы заявителя полностью повторяют его позицию, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ФИО1 не имеется. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 3 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.