Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Тулибаевой Ирины Михайловны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 38 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области от 23 ноября 2022 года и решение судьи Промышленного районного суда г. Самары от 10 января 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя по кадровому администрированию общества с ограниченной ответственностью "ФинАктив" Тулибаевой Ирины Михайловны,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 38 Промышленного судебного района города Самары Самарской области от 23 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Промышленного районного суда города Самары от 10 января 2023 года, руководитель по кадровому администрированию общества с ограниченной ответственностью "ФинАктив" (далее также ООО "ФинАктив", общество) Тулибаева И.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Тулибаева И.М. выражает несогласие с судебными актами, просит их отменить и прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее также Закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 названного Закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 26 сентября 2022 года между ООО "ФинАктив" в лице генерального директора Маскиной О.В. и ФИО1 заключен трудовой договор N, в соответствии с которым последний принят в общество на должность юрисконсульта.
Ранее (до 25 сентября 2022 года) ФИО1 замещал должность федеральной государственной службы в прокуратуре Самарской области - помощник прокурора г. Отрадного Самарской области, включенную в Перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557.
Уведомление о заключении трудового договора направлено работодателем (ООО "ФинАктив") 29 сентября 2022 года в прокуратуру г. Отрадного Самарской области, не являющейся представителем нанимателя- прокуратуры Самарской области по последнему месту службы ФИО1
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения заместителем прокурора Промышленного района г. Самары 21 октября 2022 года дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя по кадровому администрированию ООО "ФинАктив" Тулибаевой И.М, которая согласно приказа от 1 апреля 2020 года N и пункта 2.1.13 должностной инструкции, утвержденной генеральными директором общества 1 августа 2018 года, является ответственным лицом за ведение кадрового делопроизводства, подготовки и направления уведомлений о заключении трудовых договоров с бывшими государственными служащими.
Вместе с тем, субъектом административного правонарушения, состав которого предусмотрен статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выступает не любое должностное лицо, а лишь то, на которое в силу закона возложена обязанность по соблюдению требований части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции.
Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (пункт 11), субъектами административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются граждане, должностные лица и юридические лица - работодатели либо заказчики работ (услуг), которые привлекли к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного (муниципального) служащего с нарушением требований, предусмотренных Законом о противодействии коррупции.
К административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового (гражданско-правового) договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года (пункт 5).
В силу статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации" соответствующее сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).
Из материалов дела следует, что ФИО1 вступил в трудовые отношения с ООО "ФинАктив", заключив трудовой договор 26 сентября 2022 года с работодателем в лице генерального директора общества Маскиной О.В.
Приказ о принятии ФИО1 на работу в ООО "ФинАктив" подписан генеральным директором Маскиной О.В.
Из устава ООО "ФинАктив" усматривается, что руководство обществом осуществляют: общее собрание и генеральный директор. Генеральным директором ООО "ФинАктив" является Маскина О.В, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, решениями единственного участника ООО "ФинАктив" от 24 июля 2015 года, 24 июля 2018 года, 16 июля 2021 года.
Согласно должностной инструкции руководителя по кадровому администрированию ООО "ФинАктив", руководитель по кадровому администрированию уполномоченным лицом на подписание трудового договора со стороны работодателя не является; он вправе оформлять перевод работников в соответствии с действующим законодательством, унифицированными формами первичной учетной документации по учету кадров и на основании утвержденных локальных нормативных документов и приказов генерального директора (пункт 2.1.2), что не требует выполнения положений части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции.
Возложенная на руководителя по кадровому администрированию общества обязанность по подготовке и направлению соответствующего сообщения о заключении трудового договора с бывшими государственными служащими (пункт 2.1.13 должностной инструкции), в соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 (пункт 11), не свидетельствует о том, что Тулибаева И.М. в данном случае является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Кроме того, направленное 29 сентября 2022 года в адрес прокуратуры г. Отрадный Самарской области сообщение о заключении трудового договора с бывшим федеральным государственным служащим ФИО1 подписано генеральным директором Маскиной О.В.
При таких обстоятельствах руководитель по кадровому администрированию ООО "ФинАктив" Тулибаева И.М. не относится к лицам, на которых законом возложена обязанность по сообщению о заключении трудового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими, и поэтому она не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное исключает наличие в действиях руководителя по кадровому администрированию ООО "ФинАктив" Тулибаевой И.М. состава вменяемого ей административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 38 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области от 23 ноября 2022 года и решение судьи Промышленного районного суда г. Самары от 10 января 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя по кадровому администрированию ООО "ФинАктив" Тулибаевой И.М, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Тулибаевой И.М. состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Жалобу Тулибаевой Ирины Михайловны удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 38 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области от 23 ноября 2022 года и решение судьи Промышленного районного суда г. Самары от 10 января 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя по кадровому администрированию общества с ограниченной ответственностью "ФинАктив" Тулибаевой Ирины Михайловны отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.