Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу Хазиева Вадилияна Габделхаковича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Кукморскому судебному району Республики Татарстан от 22 ноября 2022 года, решение судьи Кукморского районного суда Республики Татарстан от 19 декабря 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Хазиева Вадилияна Габделхаковича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по Кукморскому судебному району Республики Татарстан от 22 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением Кукморского районного суда Республики Татарстан от 19 декабря 2022 года, Хазиев Вадилиян Габделхакович (далее - Хазиев В.Г.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 год.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Хазиев В.Г. просит вынесенные в отношении него судебные постановление и решение отменить, вынести оправдательное решение.
Второй участник дорожно-транспортного происшествия - ФИО6, уведомлённый в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанные судебные акты, в установленный срок возражения на неё не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя и дополнений к ней, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Хазиева В.Г. к административной ответственности) оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Правилами дорожного движения, утверждёнными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила, Правила дорожного движения), определено, что дорожно-транспортное происшествие это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
Согласно пункту 2.5 Правил дорожного движения при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
В силу пункта 2.6.1 названных Правил, если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинён только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создаётся препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъёмки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.
Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.
Исходя из положений пунктов 2.5, 2.6.1 Правил дорожного движения и статьи 11.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", оставить место дорожно-транспортного происшествия без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения в результате такого происшествия вреда только имуществу и отсутствия между ними разногласий на предмет характера, перечня и оценки полученных повреждений.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия водителя, оставившего в нарушение требований названных выше пунктов Правил дорожного движения место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
В силу пункта 1.3 Правил дорожного движения участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.6 Правил дорожного движения).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 1 ноября 2022 года в 11 часов 15 минут около дома N 37 по ул. Ленина в г. Кукмор Республики Татарстан Хазиев В.Г, управляя транспортным средством "Лада Ларгус" с государственным регистрационным знаком N, при движении задним ходом допустил столкновение со стоящим транспортным средством автомобилем Kia Rio, государственный регистрационный знак N, под управлением ФИО6 однако, став участником дорожно-транспортного происшествия в нарушение пунктов 2.5, 2.6.1 Правил дорожного движения оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1); рапортом (л.д.2); телефонным сообщении о дорожно-транспортном происшествии, один из участников которого покинул место столкновения (л.д.3); схемой места происшествия (л.д.4); приложением к справке о дорожно-транспортном происшествии (л.д.5); протоколом осмотра транспортного средства (л.д.6); фотоматериалом (л.д. 7-11); письменными объяснениями Хазиева В.Г. от 3 ноября 2022 года (л.д. 13); карточками учёта транспортных средств (л.д. 21-22); показаниями Хазиева В.Г. данными при рассмотрении дела по существу, а также в суде второй инстанции (л.д. 30 оборот), которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 указанного Кодекса.
Факт причастности заявителя к дорожно-транспортному происшествию им не отрицается и подтверждается материалами дела, видеозаписью. Данное событие отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия, которым в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
То обстоятельство, что Хазиев В.Г. стал участником дорожно-транспортного происшествия, обязывало его выполнить требования Правил дорожного движения и не покидать место дорожно-транспортного происшествия, что им выполнено не было.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", оставление водителем в нарушение требований Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, в том числе до оформления уполномоченными должностными лицами документов в связи с таким происшествием либо до заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования в установленных законом случаях, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оставив место дорожно-транспортного происшествия, Хазиев В.Г. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за что он обоснованно привлечён к административной ответственности.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьёй второй инстанции в порядке, установленном статьёй 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель в обоснование незаконности вынесенных судебных постановлений ссылается на то, что его вина в совершении дорожно-транспортного происшествия не была доказана.
Данный довод жалобы не может служить основанием для отмены или изменения судебных актов, поскольку установление виновника дорожно-транспортного происшествия не является предметом судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой Хазиев В.Г. привлечён к административной ответственности за оставление в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Утверждение подателя жалобы об отсутствии на транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, механических повреждений опровергается материалами дела, в числе которых приложение к справке о дорожно-транспортном происшествии, из содержания которого следует, что в результате столкновения у автомобиля Kia Rio, государственный регистрационный знак N повреждён задний бампер (л.д.5), протокол осмотра транспортного средства, принадлежащего заявителю (л.д.6), фотоматериал (л.д.7-11), объяснения самого Хазиева В.Г. о том, что что после столкновения он осмотрел транспортные средства, на автомобиле увидел незначительные повреждения, устранить которые можно руками, с места дорожно-транспортного происшествия уехал, так как полагал, что не виноват в столкновении, автоподстава (л.д.13).
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что столкновение транспортных средств Kia Rio, государственный регистрационный знак N и "Лада Ларгус" с государственным номером N отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия.
Вопреки доводу жалобы сомневаться в достоверности сведений, изложенных в процессуальных документах, составленных в отношении Хазиева В.Г, оснований не имеется. Вышеизложенные доказательства согласуются между собой, дополняют друг друга, подтверждаются письменными объяснениями Хазиева В.Г. и его показаниями, данными в суде второй инстанции. В частности, при рассмотрении жалобы Хазиев В.Г. на соответствующий вопрос судьи не мог объяснить причину не обращения после столкновения в ГИБДД, пояснив "Я с вами согласен" (л.д. 30 оборот).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 апреля 2001 года N 6-П, закон, закрепляя обязанность лица, управляющего транспортным средством, под угрозой наказания оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия, связывает данную обязанность с интересами всех участников дорожного движения и необходимостью обеспечения выполнения ими взаимных обязательств, порождаемых фактом дорожно-транспортного происшествия. Это обусловлено в том числе характером отношений, складывающихся между водителем, управляющим транспортным средством как источником повышенной опасности, и другими участниками дорожного движения, и не противоречит конституционно-правовому требованию о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации). Устанавливая ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством, государство реализует свою конституционную обязанность защищать достоинство человека, его права и свободы, в том числе право на жизнь и здоровье, обеспечивать права потерпевших от преступления и компенсацию причинённого им ущерба (статья 2; статья 20, часть 1; статья 21; статья 41, часть 1; статья 45, часть 1; статья 52 Конституции Российской Федерации).
В указанной связи обоснованность привлечения Хазиева В.Г. по части 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины Хазиева В.Г. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. Бремя доказывания распределено правильно, с учётом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения Хазиева В.Г. к административной ответственности нарушен не был.
Административное наказание назначено Хазиеву В.Г. в пределах санкции части 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, предусмотренном для данного вида наказания, с учётом всех обстоятельств, предусмотренных статьёй 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует содеянному, отвечает целям административного наказания, указанным в статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Хазиева В.Г. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления и решения, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 по Кукморскому судебному району Республики Татарстан от 22 ноября 2022 года, решение судьи Кукморского районного суда Республики Татарстан от 19 декабря 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Хазиева Вадилияна Габделхаковича оставить без изменения, а жалобу Хазиева Вадилияна Габделхаковича - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.