Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 30 января 2023 года кассационную жалобу администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на заочное решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 22 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 21 декабря 2022 года по гражданскому делу N 2-1896/2022 по исковому заявлению прокурора г. Новочебоксарска Чувашской Республики к администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики, Управлению городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики об обязании выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить повреждения дорожного покрытия.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего содержание кассационной жалобы и обстоятельства административного дела, выслушав мнение прокурора Макарова Е.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г. Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - Администрация) и Управлению городского хозяйства администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - Управление) о возложении обязанности выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить повреждения дорожного покрытия.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что в ходе проведенной прокурором проверки установлено, что в нарушение пунктов 5.1.3, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Госстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, Администрацией не приняты меры по надлежащему содержанию и ремонту муниципальных автомобильных внутриквартальных дорог местного значения в черте г. Новочебоксарска, имеющих многочисленные повреждения в виде выбоин, превышающих предельно допустимые повреждения покрытия и затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения Российской Федерации скоростью. Установлены недостатки в эксплуатационном состоянии проезжей части дороги от заезда с ул. Строителей к дому N 49 по ул. Советская через сквозной проход - арку во дворе дома N 10 по ул. Строителей до примыкания второстепенной дороги между домами N 10 и N 12 по ул. Строителей г. Новочебоксарска, где выявлены множественные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин, просадок длиной более 15 см и глубиной более 5 см в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
По вышеуказанным нарушениям 18 апреля 2022 года в адрес Администрации внесено представление о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений законодательства, на которое Администрацией 6 октября 2021 года дан ответ о том, что указанный в представлении участок дороги не относится к автомобильным дорогам местного, федерального, регионального или межмуниципального значения, но как объект транспортной инфраструктуры, расположенной в кадастровых границах земельного участка многоквартирного дома и используемый неограниченным кругом лиц для транспортной связи с иными многоквартирными домами или организациями, находящимися во внутридомовой территории, также может относиться к сфере ответственности многоквартирного дома.
Учитывая, что Администрация мер по устранению нарушений не предприняла, прокурор, обратившись в суд, просил возложить обязанность на Администрацию и Управление выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 повреждения дорожного покрытия по спорным участкам автомобильных дорог.
Заочным решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 22 сентября 2022 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 21 декабря 2022 года без изменения, заявленные прокурором требования удовлетворены; на Администрацию и Управление городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики возложена обязанность в срок до 1 июня 2023 года выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 повреждения дорожного покрытия по всей ширине и протяженности от заезда с ул. Строителей к дому N 49 по ул. Советская через сквозной проход - арка во дворе дома N 10 по ул. Строителей до примыкания второстепенной дороги между домами N 10 и N 12 по ул. Строителей города Новочебоксарск Чувашской Республики.
В кассационной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора к Администрации. В обоснование поданной кассационной жалобы, ее автор утверждает, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по содержанию спорных участков автомобильных дорог возлагается на иных лиц.
Определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2023 года осуществлен переход рассмотрения дела по правилам административного судопроизводства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела судебной коллегией кассационного суда общей юрисдикции извещены надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных этим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной прокуратурой г. Новочебоксарска проверки выявлены следующие нарушения при содержании автомобильных дорог местного значения в границах городского округа:
- возле подъезда N 1 дома N 10 по ул. Строителей имеются отдельные, повреждения в виде выбоины глубиной 7, 5 см и длиной 190 см, выбоины глубиной 8 см и длиной 500 см, выбоины глубиной 9 см и длиной 70 см, выбоины глубиной 12, 5 см и длиной 480 см, выбоины глубиной 15 см и длиной 270 см, выбоины глубиной 11 см и длиной 270 см;
- возле подъезда N 2 дома N 10 по ул. Строителей имеются отдельные повреждения в виде выбоины глубиной 7 см и длиной 420 см, выбоины глубиной 9 см и длиной 260 см;
- возле подъезда N 3 дома N 10 по ул. Строителей имеются отдельные повреждения в виде выбоины глубиной 8, 5 см и длиной 160 см и т.д.;
- возле подъезда N 4 дома N 10 по ул. Строителей имеются отдельные повреждения в виде выбоины глубиной 12, 5 см и длиной 370 см, выбоины глубиной 7 см и длиной 127 см, выбоины глубиной 11 см и длиной 150 см;
- возле подъезда N 2 дома N 49 по ул. Советская имеются отдельные повреждения в виде выбоин глубиной 10, 5 см и длиной 150 см, глубиной 9, 5 см и длиной 53 см, глубиной 11, 5 см и длиной 500 см;
- возле подъезда N 4 дома N 49 по ул. Советская имеются отдельные повреждения в виде выбоины глубиной 11, 5 см и длиной 2 400 см;
- во дворовой территории дома N 49 по ул. Советская между подъездами N 2 и N 3 имеются отдельные повреждения в виде отклонения по вертикали решетки дождеприемника относительно поверхности лотка глубиной 10 см;
- на проезжей части при повороте на территорию дома N 8 по ул. Строителей имеются отдельные повреждения в виде выбоин просадки 10 см и длиной 280 см, просадки глубиной 9, 5 см и длиной 330 см.
18 апреля 2022 года прокурором в адрес Администрации внесено представление от 18 апреля 2022 года об устранении выявленных нарушений, которое фактически осталось неисполненным.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что действующим законодательством обязанность по содержанию дорог местного значения в границах муниципального образования г. Новочебоксарска относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа, указал, что Администрацией и Управлением допущено неправомерное бездействие по неисполнению данной обязанности, устранение которого требует принятия судебного акта.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а доводы кассационной жалобы Администрации подлежащими отклонению по следующим причинам.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 названного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закон от 10 декабря 1995 года N 196- ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, обязанность по содержанию дорог и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ и в силу статьи 8 Устава г. Новочебоксарска Чувашской Республики усматривается, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственным лицом за содержание дороги общего пользования местного значения городского округа является соответствующий орган местного самоуправления, а в рассматриваемой ситуации - администрация г. Новочебоксарска, но не управляющие компании или собственники помещений в многоквартирных домах.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, исходя из фактических обстоятельств административного дела, суды обеих инстанций обоснованно возложили на Администрацию и Управление, являющиеся органами, обеспечивающими выполнение организационно-технического и нормативного правового регулирования отношений в жилищно-коммунальной сфере на территории г. Новочебоксарска, обязанность по приведению указанных дорог в надлежащее состояние, отвечающее требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст.
Доводы административного ответчика о том, что дорожную деятельность осуществляет отраслевой орган администрации города, ранее были предметом проверки и надлежащей правовой оценки суда апелляционной инстанции, и правомерно отклонены как необоснованные, поскольку в силу положений федерального законодательства осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Однако, как правильно указано судом апелляционной инстанции, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по содержанию дорог, несет именно данный орган местного самоуправления.
Вопреки аргументам Администрации, судебные инстанции верно констатировали, что спорные участки дорог являются объектами транспортной инфраструктуры, предназначенными для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, и относятся к дорогам общего пользования местного значения, в связи с чем проведение ремонта не может быть отнесено к расходам на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, которые несут собственники помещений в данном доме. Сам по себе факт того, что спорный участок дороги проходит во дворах вышеуказанных многоквартирных домов в установленных границах земельных участков, не может служить основанием для возложения обязанности по ремонту этого участка дороги на собственников помещений в многоквартирных домах без учета вышеустановленных обстоятельств.
Таким образом, постановленные по данному административному делу судебные акты судов обеих инстанций следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
заочное решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 22 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 29 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.