Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 27 января
2023 года кассационную жалобу министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области на решение Октябрьского районного суда города Самары от 29 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда
от 13 декабря 2022 года по делу N 2-2609/2022 по исковому заявлению прокурора Челно-Вершинского района Самарской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Министерство транспорта) о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя Министерства транспорта Рудомакиной О.П, поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение прокурора старшего отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Челно-Вершинского района Самарской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором просил обязать Министерство транспорта в срок
до 31 декабря 2023 года устранить нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения, а именно:
- обустроить тротуарами или пешеходными дорожками участки дорог:
с км 7+467 м по км 8+792 м а/д Челно-Вершины-Каменный Брод в границах населенного пункта с. Новое Аделяково; с 0+260 м по км 2+061 м а/д Сиделькино-Старое Аделяково в границах населенного пункта с. Сиделькино; с км 5+642 м по 7+470 м а/д Девлезеркино-Чувашское-Урметьево в границах населенного пункта с. Чувашское-Урметьево; с км 0+086 м по км 3+490 м а/д Челно-Вершины-Каменный-Брод-Чувашское-Эштебенькино в границах населенного пункта с. Старое-Эштебенькино;
- оборудовать подходы к пешеходному переходу, а также пешеходные ограждения слева справа общей протяженностью 50 метров на пешеходном переходе напротив ГБОУ СОШ с. Новое Аделяково, расположенного на км 8+139 метров а/д Челно-Вершины - Каменный Брод;
- обустроить подходы к пешеходным переходам напротив: ГБОУ СОШ с. Сиделькино (км 0+870 метров а/д Сиделькино-Старое-Аделяково); Чувашско-Урметьевского филиала ГБОУ СОШ с. Девлезеркино (км 7+127 м а/д Девлезеркино-Чувашское-Урметьево); ГБОУ СОШ с. Старое-Эштебенькино (км 0+815 м а/д Челно-Вершины-Каменный-Брод-Чувашское-Эштебенькино).
Решением Октябрьского районного суда города Самары от 29 июля
2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 декабря 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство транспорта просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Приводит доводы о невозможности исполнения решения суда в установленный срок, поскольку судебный акт постановлен без учета требований бюджетного законодательства, законодательства о закупке товаров работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также установленного порядка финансирования Министерства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года
N 257-ФЗ).
Статьей 3 названного федерального закона определено, что автомобильная дорога-объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1).
Положения пункта 5 вышеприведенной статьи раскрывают понятие "элементы обустройства автомобильных дорог" - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября
2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона
от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ автомобильные дороги подразделяются в зависимости от их значения на автодороги федерального, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные автодороги.
В силу части 5 статьи 6 вышеприведенного закона к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (пункт 6 статьи 12 Федерального закона
от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Постановлением Правительства Самарской области от 9 августа 2006 года N 106 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области, в который включены вышеназванные автомобильные договори общего пользования межмуниципального значения.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения о министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20 июня 2007 года N 89 обеспечение эффективного использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области и осуществление дорожной деятельности в Самарской области возложено на административного ответчика.
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, установив факт невыполнения административным ответчиком требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности, выразившихся в отсутствие тротуар, пешеходных дорожек, подходов к пешеходным переходам, а также пешеходных ограждений на автомобильных дорогах общего пользования межмуниципального значения, что влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Аргументы кассационной жалобы, которые сводятся к отсутствию финансирования на исполнения решения суда в определенный судебным актом срок, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Самары от 29 июля
2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 3 апреля
2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.