Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Алексеева Д.В., судей Фахрутдинова И.И., Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Махрова А.В. - Абдрашитова Ф.С, поданную 8 февраля 2023 года на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 ноября 2022 года по делу N 2а-5480/2022 по административному иску Махрова Андрея Валерьевича к призывной комиссии Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, военному комиссариату Орджоникидзевского и Калининского района г. Уфы, призывной комиссии Республики Башкортостан, ФКУ "Военный комиссариат Республики Башкортостан", администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия военного комиссариата, выразившегося в неисполнении решения призывной комиссии о признании ограниченно годным к военной службе, в отказе выдачи военного билета, возложении обязанности устранить нарушения и выдать военный билет.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Махров А.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия военного комиссара Орджоникидзевского и Калининского районов г. Уфа Республики Башкортостан, выразившегося в неисполнении решения призывной комиссии Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 9 декабря 2021 года (протокол N 44), принятого в отношении него в осенний призыв 2021 года, о признании его ограниченно годным к военной службе (категория годности "В") на основании статьи 646 графы I Расписания болезней и таблицы дополнительных требований приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, и в отказе выдать ему военный билет, возложении обязанности устранить нарушения и выдать ему военный билет.
В обоснование требований указывал, что решением призывной комиссии Калининского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 9 декабря 2021 года он был признан ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва по состоянию здоровья, однако военным комиссариатом в выдаче военного билета ему было отказано, а в весенний призыв 2022 года была вручена повестка на прохождение призывных мероприятий. Из ответа военного комиссариата Республики Башкортостан от 4 марта 2022 года N1/375 ему стало известно о том, что призывная комиссия Республики Башкортостан в осенний призыв 2021 года в отношении него решение не выносила.
Считает бездействие военного комиссара Орджоникидзевского и Калининского районов г. Уфа Республики Башкортостан нарушающим его право на зачисление в запас по решению призывной комиссии и на выдачу военного билета.
Решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 ноября 2022 года, в удовлетворении иска Махрова А.В. отказано.
В кассационной жалобе представитель административного истца Абдрашитов Ф.С. просит отменить судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при этом приводит доводы, послужившие основанием для обращения в суд с административным иском.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалованных судебных постановлений.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Пунктом 1 статьи 28 указанного Федерального закона установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 29 указанного Федерального закона призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности; имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.
Из материалов дела следует, что решением призывной комиссии Калининского района городского округа г. Уфы Республики Башкортостан от 9 декабря 2021 года (протокол N 44), Махров А.В. был признан ограниченно годным к военной службе (категория годности "В") с освобождением от призыва на военную службу и зачислением в запас, однако, согласно отметке врача призывной комиссии Республики Башкортостан от 18 декабря 2021 года, заключение об имеющемся заболевании сделано безосновательно.
Запись об утверждении либо отмене решения районной призывной комиссии не была внесена призывной комиссией Республики Башкортостан в учетную карту призывника.
Впоследствии военным комиссариатом отказано в выдаче военного билета Махрову А.В. ввиду того, что решение призывной комиссии Калининского района г. Уфы от 9 декабря 2021 года не утверждено призывной комиссией Республики Башкортостан.
Учитывая вышеприведенные положения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации N 240, Минздрава РФ N 168 от 23 мая 2001 года, Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, суды исходили из того, что врач- член призывной комиссии субъекта Российской Федерации вправе сделать в листе медицинского освидетельствования отметку о необоснованности диагноза, заключения и необходимости направления призывника на контрольное медицинское освидетельствование, в таком случае военный билет не может быть выдан.
Ввиду изложенного суды правомерно не усмотрели нарушений в том, что личное дело Махрова А.В. было возвращено в военный комиссариат, после чего предпринимались меры для истребования и изучения его амбулаторной карты, в связи с чем принятие окончательного решения было перенесено на весенний призыв 2022 года. Обстоятельства дела не свидетельствуют о незаконном бездействии призывных комиссий и военного комиссариата.
Выводы, изложенные в обжалованных судебных постановлениях, соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Махрова А.В. - Абдрашитова Ф.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 29 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.