Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Алексеева Д.В., судей Фахрутдинова И.И., Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан, поданную 7 февраля 2023 года на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2022 года по административному делу N 2а-623/2022 по административному иску Межрайонной ИФНС России N 10 по Республике Татарстан к Закирову Азату Расимовичу о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан обратилась в суд с административным иском к Закирову А.Р. о взыскании недоимки за 2018 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5830, 21 руб, пени в размере 1324, 37 руб, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 26545 рублей, пени в размере 6090, 31 руб, по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за первый квартал 2020 год в размере 1114, 36 руб, пени в размере 41, 51 рубль.
В обоснование требований указывалось, что административный ответчик с 28 октября 2016 года по 20 декабря 2021 года являлся индивидуальным предпринимателем, был обязан уплачивать единый налог на вмененный доход, а также страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В его адрес направлялись требования об уплате налога, страховых взносов, в установленный срок задолженность им не уплачена.
Решением Кукморского районного суда Республики Татарстан от 28 сентября 2022 года административный иск удовлетворен, постановлено взыскать с Закирова А.Р. заявленные суммы.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2022 года решение суда первой инстанции отменено в части взыскания с Закирова А.Р. недоимки за 2018 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а также начисленных пеней, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в данной части. В остальной части решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 10 по Республике Татарстан просит отменить апелляционное определение и направить административное дело на новое рассмотрение, не соглашаясь с выводами суда о пропуске срока на обращение в суд за взысканием недоимки, указывает, что задолженность по уплате страховых взносов за 2018 выявлена налоговым органом 9 февраля 2022 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены обжалованного апелляционного определения.
Положениями пунктов 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен порядок обращения в суд по истечении срока исполнения требования об уплате налога: в шестимесячный срок обращение с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций, а в случае отмены судом судебного приказа обращение в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций в шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2020 года N 2315-О налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на время исполнения обязанности по уплате страховых взносов за 2018 год), пунктов 1, 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, обязаны самостоятельно исчислить их суммы за расчетный период и уплатить их не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей; требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что требование об уплате страховых взносов за 2018 год было направлено административному ответчику 9 февраля 2022 года, соответственно, заявление о выдаче судебного приказа было подано в суд лишь 16 июня 2022 года.
При таких данных суд апелляционной инстанции правомерно указал на пропуск налоговой инспекцией срока обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций. Между тем материалы дела не подтверждают наличия таких причин.
Выводы суда соответствуют процессуальному требованию статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о необходимости оценки судом достаточности и взаимосвязи доказательств в их совокупности.
Апелляционное определение отвечает требованиям законности и обоснованности, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 23 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.