Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 13 февраля
2023 года кассационную жалобу Исмагилова Ф.Р. на решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 26 августа
2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан
от 18 октября 2022 года по административному делу N 2а-423/2022 по административному исковому заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рыбно-Слободскому району Республики Татарстан (далее - ОМВД России по Рыбно-Слободскому району) об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Исмагилова Ф.Р.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, заключение прокурора старшего отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
21 февраля 2017 года Исмагилов Ф.Р. осужден Рыбно-Слободским районным судом Республики Татарстан по части 2 статьи 318 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 годам 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима (л.д. 5-9).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 2 мая 2017 года указанный приговор изменен и окончательное наказание назначено в виде лишения свободы сроком 4 года 1 месяц с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 10-12).
28 июля 2020 года Исмагилов Ф.Р. условно-досрочно освобожден из мест лишения свободы по постановлению Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 16 июля 2020 года на 5 месяцев 15 дней (л.д. 13, 14).
Судимость по приговору Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2017 года согласно статье 86 Уголовного кодекса Российской Федерации не погашена, дата погашения - 27 июля
2028 года.
В связи с тем, что после отбывания наказания Исмагилов Ф.Р. неоднократно привлекался к уголовной и административной ответственности, ОМВД России по Рыбно-Слободскому району обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора.
Решением Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан
от 26 августа 2022 года требования удовлетворены частично, в отношении Исмагилова Ф.Р. установлен административный надзор с момента вступления решения суда в законную силу до погашения судимости по приговору Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2017 года, т.е. до 24 часов 00 минут 27 июля 2028 года, и административные ограничения:
- запрещение пребывания в местах общественного питания - кафе, бары, рестораны, в которых осуществляется продажа спиртных напитков;
- запрещение пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период времени
с 22 часов до 6 часов, за исключением выполнения им в ночное время оплачиваемой работы по трудовому договору или оказания медицинской помощи;
- запрещение выезда за пределы Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан без письменного разрешения органа внутренних дел;
- обязать являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации, в день, определенный сотрудником ОВД;
- запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, за исключением проведения выборов и референдумов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан
от 18 октября 2022 года решение суда первой инстанции изменено в части установления в отношении Исмагилова Ф.Р. административного надзора до погашения судимости по приговору Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2017 года, то есть до 24 часов 00 минут 27 июля 2028 года и административных ограничений в виде запрещения выезда за пределы Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан без письменного разрешения органа внутренних дел и обязанности являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации в день, определенный сотрудником органа внутренних дел, а также в части исчисления срока административного надзора, с принятием в этой части нового решения. В отношении Исмагилова Ф.Р. установлен административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2017 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок административного надзора подлежит исчислять с момента постановки Исмагилова Ф.Р. на учет в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Установлены административные ограничения в виде запрета выезда за пределы Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, и обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел 2 раза в месяц. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Исмагилов Ф.Р. просит об отмене судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права, ссылаясь на отсутствие оснований для установления административного надзора, фальсификацию ОМВД России по Рыбно-Слободскому району доказательств, представленных в суд первой инстанции, а также на допущенные нарушения при составлении административного искового заявления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 указанной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В силу положений пункта 2 части 2 приведенной статьи административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 названной статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 данного федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости
(пункт 1); лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 приведенного федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2).
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 поименованного федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 данного федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5).
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, установив, что
Исмагилов Ф.Р, имея непогашенную судимость по приговору Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2017 года за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, в течение одного года совершил 4 административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, а также против порядка управления, пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для установления в отношении Исмагилова Ф.Р. административного надзора.
Аргументы кассационной жалобы Исмагилова Ф.Р, которые сводятся к недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для установления административного надзора, опровергаются представленными доказательствами по административному делу, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем отмену судебных актов не влекут.
Кроме того, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан
от 26 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан
от 18 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Исмагилова Ф.Р. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 6 апреля
2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.