Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Назейкиной Н.А, судей Антошкиной А.А, Бочкова Л.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-496/2022 по иску прокурора Цивильского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Чувашской Республики и к Бюджетному учреждению Чувашской Республики "Цивильская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о понуждении Министерству здравоохранения Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование для оборудования систем видеонаблюдения за газовой котельной БУ ЧР "Цивильская ЦРБ" МЗ ЧР и привлечения сотрудников охранных организаций к осуществлению охраны объекта, а БУ ЧР "Цивильская ЦРБ" МЗ ЧР в течение 6 месяцев со дня выделения средств финансирования из Министерства здравоохранения Чувашской Республики обязать оборудовать систему видеонаблюдения за газовой котельной БУ ЧР "Цивильская ЦРБ" МЗ ЧР, а также заключить договор на охрану объекта с охранной организацией, по кассационной жалобе ответчика Министерства здравоохранения Чувашской Республики на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 15 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 17 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Назейкиной Н.А, объяснения представителя ответчика Министерства здравоохранения Чувашской Республики Жидковой И.Ю, действующей на основании доверенности N01/11-15921 от 16.09.2022 года и диплома о высшем образовании серии N, в поддержание доводов жалобы, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А. об оставлении без изменения судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Цивильского района Чувашской Республики обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Чувашской Республики и Бюджетному учреждению Чувашской Республики "Цивильская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики об обеспечении и проведении мероприятий, направленных на предупреждение терроризма.
Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 15 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 17 октября 2022 года, заявленные исковые требования удовлетворены, Министерство здравоохранения Чувашской Республики обязано в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование из средств бюджета Чувашской Республики для оборудования систем видеонаблюдения за газовой котельной Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Цивильская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики и привлечения сотрудников охранных организаций к осуществлению охраны Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Цивильская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики. Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Цивильская Центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики обязано в течение 6 (шести) месяцев со дня выделения средств финансирования Министерством здравоохранения Чувашской Республики оборудовать систему видеонаблюдения, позволяющая обеспечить непрерывное видеонаблюдение за газовой котельной Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Цивильская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики, а также заключить в целях охраны объекта договор с охраной организацией.
В кассационной жалобе ответчик Министерство здравоохранения Чувашской Республики просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, считая их незаконными.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Цивильская центральная районная больница" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики является юридическим лицом, действующим на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики, а также Устава, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 21.12.2011 года N1553.
Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Цивильская центральная районная больница" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики принято из муниципальной собственности Цивильского района Чувашской Республики в государственную собственность Чувашской Республики, переименовано в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.12.2011 года N578 "О приеме из муниципальной собственности Цивильского района в государственную собственность Чувашской Республики муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Цивильская центральная районная больница" Цивильского района Чувашской Республики как имущественного комплекса". Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федераци полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения (пункт 1.1 Устава). Учредителем и собственником имущества Бюджетного учреждения является Чувашская Республика. Полномочия учредителя Бюджетного учреждения от имени Чувашской Республики осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Полномочия собственника имущества бюджетного учреждения от имени Чувашской Республики осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (пункты 1.4, 1.5, 1.6 Устава).
Из материалов дела следует, прокуратурой района во исполнение протокола межведомственной рабочей группы при прокуроре Цивильского района по вопросам противодействия терроризму от 28.12.2021 года проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов здравоохранения в деятельности бюджетного учреждения Чувашской Республики "Цивильская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики.
Согласно паспорту безопасности Учреждение имеет 3 категорию опасности. Паспорт безопасности Учреждения определяет перечень критических элементов объекта, к которым относятся: газовая котельная; теплоснабжение; газификатор (установка для хранения кислородных баллонов) и подстанция, расположенные на территории больницы. Учреждение согласно приложению N1 к контракту N70/17 ДЭА от 18.09.2017 года располагало 7 видеокамерами: на углу слева от главного входа в здание поликлиники; на углу справа от главного входа в здание поликлиники; на углу слева от входа со двора в здание поликлиники; на столбе у ворот для въезда на территорию; на столбе перед входом / в здание стационара; на стене перед входом в детское отделение здания стационара и в коридоре на первом этаже здания.
В нарушение вышеуказанных пунктов требований по состоянию на 27.01.2022 года учреждение имело лишь 4 функционирующие видеокамеры, 3 видеокамеры вышли из строя.
Проверкой установлено, что установленные видеокамеры не обеспечивали непрерывное видеонаблюдение за критическими элементами объекта, обзор на них отсутствовал.
По результатам проверки прокуратурой района 28.01.2022 года в адрес учреждения в целях устранения нарушений по не установке камер видеонаблюдения за критическими элементами объекта внесено представление. Однако согласно ответу, предоставленному учреждением 28.02.2022 года, а также по результатам проверки, проведенной 02.06.2022 года, выявлено, что до настоящего времени требования по установке видеокамер не выполнены. Так, обзором камер видеонаблюдения не охвачена газовая котельная, расположенная на территории хозяйственного двора учреждения. Кроме того, в ходе проверки установлено, что в учреждении договор на охрану со специализированными охранными организациями не заключен, охрану объекта осуществляют не относящиеся к деятельности охранных организаций сторожа на основании трудовых договоров.
Разрешая возникший спор, исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 06.03.2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.10.2015 года N365 Министерство здравоохранения Чувашской Республики", требованиями к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения и формы паспорта безопасности этих объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 года N8, Уставом БУ ЧР "Цивильская ЦРБ" М3 ЧР, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики 21.12.2011 года N1553, исходя из того, что в БУ "Цивильская центральная районная больница" Минздрава Чувашии состояние антитеррористической защищенности бюджетного учреждения находится не на должном уровне, несоблюдение ответчиками, на которых возложена прямая обязанность принятия мер по противодействию терроризму, требований указанных правовых актов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории БУ "Цивильская центральная районная больница" Минздрава Чувашии, суды первыой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Достижение цели обеспечения безопасности посетителей во время пребывания в организации, осуществляющей медицинскую деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, т.е. конкретные меры по обеспечению безопасности в медицинском учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма. Осуществление деятельности при наличии выявленных нарушений законодательства, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы.
Суды правомерно возложили на ответчика обязанность по обеспечению финансирования указанных в решение суда мероприятий по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности, поскольку действующим законодательством решение данных вопросов отнесено к компетенции указанного органа.
Суд кассационной инстанции соглашается с изложенными выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки. Между тем, кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также переоценивать доказательства, исследованные судами.
Несогласие с выводами суда в связи с иной оценкой доказательств в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 15 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 17 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Министерства здравоохранения Чувашской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.