Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Ившиной Т.В, Пияковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шубенковой Марины Николаевны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 7 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 11 октября 2022 года по гражданскому делу N 2-1327/2022 по иску Шубенковой Марины Николаевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы, курсов повышения квалификации в специальный стаж, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Шубенкова М.Н. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области, пенсионный орган) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы, курсов повышения квалификации в специальный стаж, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 14.04.2022г. она обратилась пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ответчика от 27.04.2022г. ей отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Считает данный отказ незаконным. На момент обращения к ответчику она достигла возраста 50 лет, ее страховой стаж составил более 31 год, а стаж на соответствующих работах, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости более 30 лет. Шубенкова М.Н. с учетом уточнения исковых требований просила признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; включить в специальный стаж периоды работы в должности медицинской сестры у ИП Сухова Н.А. с 15.01.2005г. по 28.02.2009г.; в ООО "C-Клиник" (ранее ООО "НикоДент") с 02.03.2009г. по 17.05.2019г.; у ИП Ратникова А.В. с 17.12.2020г. по 14.04.2022г.; периоды повышения квалификации: с 30.03.2009г. по 25.04.2009г, с 18.03.2014г. по 15.04.2014г, с 12.03.2019г. по 16.04.2019г.
Обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 7 июля 2022 года в удовлетворении исковых требований Шубенковой М.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 11 октября 2022 года решение суда оставлено без изменения.
Шубенкова М.Н. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановленные судебные акты, удовлетворить исковые требования.
Шубенкова М.Н. и её представитель Курашов В.Н. в суде кассационной инстанции доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела усматривается, что 14 апреля 2022 года Шубенкова М.Н. обратилась в ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Решением пенсионного органа от 27.04.2022г. N 82878/22 истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой (30 лет) продолжительности специального стажа. На дату обращения 14.04.2022г. у Шубенковой М.Н. имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, продолжительность специального стажа составляет 14 лет 08 месяцев 15 дней.
Пенсионным органом в специальный стаж не были включены периоды работы Шубенковой М.Н. с 15.01.2005г. по 28.02.2009г. в должности медицинской сестры у ИП Сухова Н.А.; с 02.03.2009г. по 17.05.2019г. в должности старшей медицинской сестры, медицинской сестры в ООО "НикоДент", переименованного в дальнейшем в ООО "С-Клиник"; с 17.12.2020г. по 31.12.2021г. в должности медицинской сестры у ИП Ратникова А.В.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия к этому правовых оснований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Автор кассационной жалобы указывает, что истица в спорные периоды занимала должности медицинской сестры, предусмотренные Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года. Наименование организации само по себе не предопределяет право на назначение пенсии, а потому не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения пенсии лицам, работающим в одинаковых по своим функциональным обязанностям должностям. ИП Ратников А.В, ИП Сухов Н.А, ООО "C-Клиник" осуществляли медицинскую деятельность, подлежащую лицензированию, являются лечебно-профилактическими учреждениями частной формы собственности и осуществляют свою деятельность на основании лицензий, выданной Департаментом здравоохранения по Ульяновской области.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные положения предусмотрены подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно частями 2 - 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с учетом спорных периодов применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Указанный Список содержит перечень должностей, структурных подразделений и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью и расширенному толкованию не подлежит.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 781, предусмотрены должность медицинская сестра.
Постановлением Правительства РФ N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила исчисления периодов работы).
Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании приведенных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Пунктом 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации определены организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, к числу которых отнесены, в том числе хозяйственные общества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственные общества могут создаваться, в том числе в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью.
Как предусмотрено пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила данного кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации определены организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, к числу которых отнесены, в том числе учреждения.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что право на досрочное назначение страховой пенсии, в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях. Стаж работы в предусмотренных Списками должностях в обществах с ограниченной ответственностью, у индивидуального предпринимателя, являющихся коммерческими организациями, не может быть зачтен в специальный стаж работы на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В связи с вышеизложенным, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что поскольку в спорные периоды Шубенкова М.Н. работала в ООО "НикоДент", ИП Сухова Н.А, ИП Ратникова А.В, которые не являются учреждениями, право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в данных организациях у истицы не возникает.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, другими нормативными правовыми актами, в приведенных в судебных постановлениях формулировках, приняли во внимание разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Приведенные в кассационной жалобе иные доводы не содержат указаний на существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, имевшие место при разбирательстве данного дела, не влияют на правильность обжалуемых судебных постановлений и не могут повлечь их отмену применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иное мнение о том, как должно быть рассмотрено дело, при отсутствии со стороны судебных инстанций нарушений норм материального и процессуального права не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 7 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 11 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шубенковой Марины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи Н.А. Пиякова
Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.