Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала"
на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 08.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 01.11.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Асадулаевой Д. Х. к администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" об оспаривании нормативного правового акта, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, представителя кассатора Магомедовой С.К, поддержавшей доводы кассационной жалобы, а также заключение прокурора Отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Асадулаева Д.Х. обратилась в Советский районный суд г. Махачкалы с административным исковым заявлением к администрации ГОсВД "город Махачкала" о признании незаконными подпункта "а" пункта 2.9.1, пункта 2.6.2 Административного регламента по предоставлении муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", утв. постановлением Администрации ГОсВД "город Махачкала" от ДД.ММ.ГГГГ N, признании незаконным и отмене постановления Администрации ГОсВД "город Махачкала" от 09.07.2020 N, просила возложить на администрацию ГОсВД "город Махачкала" обязанность устранить допущенное нарушение в течении 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу и принять на учет с августа 2021 г. ребенка-инвалида детства Магомедова Х.Б, 08.04.2010 г.р, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 08.07.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 01.11.2022, заявленные требования удовлетворены частично, признан недействующим со дня вступления в силу Закона Республики Дагестан от 08.12.2021 N 79 "О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Дагестан "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" подпункт 5 пункта 2.6.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", утв. постановлением администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 09.07.2020 N 506, в части возложения обязанности по предоставлению копии трудовой книжки для категорий граждан, указанных в статье 1 Закона Республики Дагестан от 03.02.2006 N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан", за исключением категорий граждан, указанных в абзацах шестом, девятом, восемнадцатом - двадцатом, двадцать третьем, двадцать пятом и двадцать шестом статьи 1 указанного закона;
признан недействующим со дня его принятия подпункт 10 пункта 2.6.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", утвержденного постановлением администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 09.07.2020 N 506;
признан недействующим со дня принятия подпункт 11 пункта 2.6.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", утвержденного постановлением администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 09.07.2020а N 506, в части возложения обязанности по предоставлению документов, подтверждающих право на предоставление жилых помещений вне очереди, согласно приложению N 3 "Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" к данному Административному регламенту, на лиц, не относящихся к категории граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами администрация ГОсВД "город Махачкала" обжаловала их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Махачкалы, в обоснование кассационной жалобы приводит доводы о нарушении судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, оставлении без внимания юридически значимых обстоятельств.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 07.03.2023.
В судебное заседание пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, про правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства извещены надлежащим образом, ходатайств процессуального характера, в том числе об отложении судебного заседания, от них не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Требования административного истца рассмотрены судами в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 213 главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судами установлено, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах компетенции, с соблюдением порядка и процедуры принятия.
Законом Республики Дагестан от 03.02.2006 N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" установлены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений из жилищного фонда, принадлежащего на праве собственности Республике Дагестан, по договору социального найма и порядок его предоставления данным категориям граждан.
Пунктом 3 части 2 данного Закона предусмотрено, что граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, для принятия на соответствующий учет подают в орган, осуществляющий принятие на учет, заявление по установленной форме.
К заявлению прилагаются:
документ, подтверждающий право гражданина состоять на учете, относиться к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма;
акт проверки жилищных условий заявителя;
копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя и членов его семьи;
копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, для категорий граждан, указанных в абзацах шестом, девятом, восемнадцатом - двадцатом, двадцать третьем, двадцать пятом и двадцать шестом статьи 1 настоящего Закона;
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилого помещения, а также о совершенных заявителем и членами его семьи сделках с жилым помещением за последние пять лет.
Постановлением Администрации ГОсВД "город Махачкала" постановлением от 09.07.2020 N 506 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", пунктом 2.6 которого предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления Муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
В частности, пунктом 2.6.2 регламента (в редакции, от 28.05.2021) предусмотрено, что граждане, для принятия на учет должны представить самостоятельно:
1) заявление по установленной форме согласно приложению N 1 настоящего Административного регламента;
2) документ, подтверждающий право гражданина состоять на учете, относиться к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма;
3) актов проверки жилищных условий заявителя;
4) копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя и членов его семьи;
5) копию трудовой книжки;
6) выписку из Единого государственного реестра недвижимости о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилого помещения, а также о совершенных заявителем и членами его семьи сделках с жилым помещением за последние пять лет;
7) справку о составе семьи и других, совместно проживающих лицах, выданную в установленном порядке, либо выписку из домовой книги;
8) копию свидетельства о браке, о расторжении брака и другие документы, подтверждающие родственные отношения гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи;
9) справку о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи объектов недвижимого имущества, выданную организацией, осуществляющей технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, - для лиц, родившихся ранее 31.01.1998;
10) выписку из технического паспорта жилого помещения, занимаемого заявителем и членами его семьи;
11) документы, подтверждающие право на предоставление жилых помещений вне очереди, согласно приложению N 3 к настоящему Административному регламенту.
Подпунктом "а" пункта 2.9.1 Административного регламента предусмотрено, что в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказывается при непредставлении или представлении не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 2.6.2 или 2.6.3 настоящего регламента.
Суд первой инстанции признал не соответствующим Закону Республики Дагестан от 03.02.2006 N 4 подпункты 5, 10 и 11 пункта 2.6.2 Административного регламента.
Так, суд установил, что подпункт 5 пункта 2.6.2 Административного регламента частично не соответствует нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно Закону Республики Дагестан от 03.02.2006 N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан", поскольку Законом Республики Дагестан от 08.12.2021 N 79 в статью 2 Закона Республики Дагестан от 03.02.2006 N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" внесено изменение, дополнен абзац шестой части 3 словами "и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, для категорий граждан, указанных в абзацах шестом, девятом, восемнадцатом - двадцатом, двадцать третьем, двадцать пятом и двадцать шестом статьи 1 настоящего Закона", тогда как изменения в Административный регламент в указанной части не внесены.
Законом Республики Дагестан от 03.02.2006 N 4 также не предусмотрено предоставление гражданами-заявителями выписки из технического паспорта жилого помещения, занимаемого ими и членами их семьи, в связи с этим признан не соответствующим данному закону подпункт 10 Административного регламента.
Относительно не соответствия Закону Республики Дагестан от 03.02.2006 N 4 подпункта 11 пункта 2.6.2 Административного регламента в части возложения обязанности по предоставлению документов, подтверждающих право на предоставление жилых помещений вне очереди, согласно приложению N 3 "Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" к данному Административному регламенту, суд пришел к выводу, что он не может распространяться на лиц, не относящихся к категории граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
При этом пунктом 3 статьи 2 Закону Республики Дагестан от 03.02.2006 N 4 предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма и гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а не только, имеющим соответствующие заболевания.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд первой инстанции признал данные положения нормативного правового акта недействующими со дня принятия (подпункты 10 и 11) и со дня вступления в силу закона, имеющую большую юридическую силу (подпункт 5).
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, основания полагать выводы судебных инстанций необоснованными, у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на совокупном анализе положений Административного регламента положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения и имеющие большую юридическую силу. Тот факт, что Административный регламент прошел согласование с органами прокуратуры о необоснованности суждений судебных инстанций не свидетельствует.
Равно суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования административного истца в иной части.
В частности, подпункт "а" пункта 2.9.1 Административного регламента предусматривает отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказывается при непредставлении или представлении не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 2.6.2 или 2.6.3 указанного регламента, что носит общий характер, соответствует требованиям действующего законодательства и прав административного истца в той мере, как ею приведено в заявленных требованиях, не нарушает.
По итогам рассмотрения кассационной жалобы судебная коллегия пришла к выводу, что судами дана надлежащая оценка предмету спора, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом с учетом требований частей 7 и 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел такой категории, представленные сторонами доказательства получили соответствующую оценку. При этом доводы кассационной жалобы являлись предметом апелляционного рассмотрения, обоснованно и мотивировано отклонены, юридически значимых обстоятельств, которые бы не были учтены судами, не имеется.
Вопреки доводам кассатора круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле судами определен верно.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты являются законными обоснованными, вопреки доводам кассационной жалобы при их принятии нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 08.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 01.11.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12.04.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.