Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Юлдашева Р.Х., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сайдуевой С. Н.
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12.01.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Сайдуевой С. Н. к муниципальному казенному учреждению "Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы", администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги утверждение схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также пояснения представителя Сайдуевой С.Н. Раджабова А.Р, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сайдуева С.Н. обратилась в Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан с административным иском о признании незаконным решения МКУ "Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы", выраженного в ответе от 23.08.2022, об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории ГОсВД "город Махачкала" в отношении земельного участка, расположенного по адресу "адрес". Заявленные требования мотивированные незаконностью отказа по приведенным в нем мотивам, нарушением ее прав собственника жилого дома, расположенного на данном земельном участке. Просила возложить на административного ответчика обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного по адресу: "адрес".
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 10.10.2021 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12.01.2023 решение суда первой инстанции в части частичного удовлетворения административных исковых требований отменено, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности отказа по приведенным в нем мотивам, не позволяющим утвердить схему земельного участка.
Не согласившись с судебным актом суда апелляционной инстанции административный истец обжаловала его в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене, как принятого с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, просит оставить в силе законное и обоснованное решение суда первой инстанции.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 07.03.2021.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
С целью дальнейшего предоставления в собственность земельного участка, расположенного в "адрес", с видом разрешенного использования ИЖС, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности жилой дом площадью 61 кв.м, Сайдуева С.Н. подготовила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и 22.07.2022 обратилась в МКУ "Управление имущественных и земельных отношений "адрес"" с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории ГОсВД "город Махачкала".
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N в предоставлении услуги отказано на основании подпункта 4 пункта 2.6 Административного регламента "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории ГОсВД "город Махачкала", утв. администрацией г. Махачкала 25.12.2015, в виду отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок. Также в отказе приведено, что представленная схема земельного участка разработана с нарушением пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, кроме того, земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории в санитарно-защитной зоне высоковольтных ЛЭП 110 кВ, в связи с чем использование данной территории регулируется Постановлением Правительства России "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 кодекса.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов; 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Пунктом 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельных участков в собственность физическим лицом за плату без проведения торгов, которые являются собственниками расположенных на них зданий.
Условия и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельных участок без торгов включает в себя, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, что имело место по настоящему делу.
Положениями статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории, в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1). Подготовка схемы расположения участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (пункт 2). Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).
Пунктом 16 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к каковым относятся:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
По настоящему делу основанием для отказа в утверждении схемы образуемого земельного участка послужило отсутствие у заявителя (административного истца) правоустанавливающих документов на земельный участок, не соответствие схемы земельного участка пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, расположение земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории в санитарно-защитной зоне высоковольтных ЛЭП 110 кВ, использование которой регулируется Постановлением Правительства России "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
Отказ по основанию отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок являлся необоснованным, поскольку земельный участок не сформирован, административный истец приняла меры к его формированию с целью дальнейшего получения его в собственность для ИЖС.
Вместе с тем, исходя из конфигурации образуемого земельного участка, отказ в утверждении его схемы со ссылкой на пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами, - являлся обоснованным.
Кроме того, в силу пункта 6 статьи 39.11 Земельного кодекса уполномоченный орган может воспользоваться предусмотренным в комментируемой норме правом, утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, и при отсутствии иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Вместе с тем имелись иные основания для отказа и такое соответствующие заявление от административного истца не поступало.
Такое иное основание отказа, как расположение земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории в санитарно-защитной зоне высоковольтных ЛЭП 110 кВ, использование которой регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", являлось обоснованным, что установилсуд апелляционной инстанции.
Так, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории охранных зон определяются на основании Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон").
Охранная зона объектов электросетевого хозяйства устанавливается в целях обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации, исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства (пункты 1, 22 Правил).
В частности, охранные зоны устанавливаются: вдоль воздушных линий электропередачи, вдоль подземных кабельных линий электропередачи, вдоль подводных кабельных линий электропередачи, вдоль переходов воздушных линий электропередачи через водоемы (реки, каналы, озера и др.) - пункт "а" Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (Приложение к Правилам).
Подпунктом "б" пункта 8 данных Правил установлено, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (иди) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах, созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого, хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения" которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого, доступа, проходов и подъездов.
Подпунктом "а" пункта 10 Правил предусмотрено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или: снос зданий и сооружений.
Подпунктом "а" пункта 11 Правил предусмотрен запрет без письменного согласования с сетевой организацией на размещение в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо прочего, садовые, огородные земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, объекты жилищного строительства, в том числе индивидуального (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Судом апелляционной инстанции установлено нахождение спорного земельного участка в зоне линии электросетевого хозяйства, что указывало на необходимость согласования административным истцом размещение земельного участка в ее пределах.
Доводы административного истца об отсутствии доказательств вхождения земельного участка в зону линий электропередач опровергаются выкопировкой из муниципальной географической информационной системы (МГИС), в соответствии со сведениями которой земельный участок административного истца расположен в зоне с особыми условиями использования территории в санитарно-защитной зоне высоковольтных ЛЭП 110 кВ N 115 ПС "ГПП-ПС Компас".
Вопреки доводам кассационной жалобы, внесение в государственную информационную систему (в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)) сведений об охранной зоне линейного объекта является только фиксацией границ такой зоны, а не фактом ее установления. Охранная зона считается установленной в силу норм права и независимо от наличия сведений о такой зоне в государственной информационной системе ЕГРН.
Таким образом у суда апелляционной инстанции имелись предусмотренные законом основания для отмены судебного акта суда первой инстанции в части удовлетворённых требований и принятия нового решения в указанной части об отказе заявленных требований.
У суда кассационной инстанции основания не согласиться с выводами апелляционной инстанции отсутствуют, поскольку совокупность критериев для признания оспариваемого отказа незаконным, установленные статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлена.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, при его принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям допустимости, по делу не имеется, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные административным истцом в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с выводами суда, направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется. В связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12.01.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Сайдуевой С. Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12.04.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.