Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусова Ю.К., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационную жалобу Администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания на определение Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 06.09.2022 и апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.12.2022,
УСТАНОВИЛА:
решением Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 20.08.2018 удовлетворены административные исковые требования Козырева И.Ч. к АМС г. Владикавказа РСО-Алания о признании незаконным отказа N от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство, судом признан незаконным отказ УАиГ администрации местного самоуправления г. Владикавказа, выраженный а письме N от ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию местного самоуправления г. Владикавказа возложена обязанность выдать разрешение на строительство объекта придорожного сервиса по адресу РСО-Алания, г. Владикавказ, в 200-х метрах южнее населенного пункта Нижний Ларс на земельном участке площадью 0, 64 га с кадастровым номером N.
Решение суда вступило в законную силу 25.09.2018, 11.10.2018 Ленинским районным судом г. Владикавказа РСО-Алания выдан исполнительный лист серии ФС N.
24.08.2022 Козырев И.Ч. обратился в Ленинский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания с заявлением о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа серии ФС N от ДД.ММ.ГГГГ к исполнению. Пропущенный процессуальный срок мотивирован возникшей в 2020 г. эпидемиологической ситуацией и введенными ограничительными мерами в связи с новой коронавирусной инфекцией.
Определением Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 06.09.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.12.2022, заявление удовлетворено, пропущенный срок предъявления исполнительного листа к исполнению восстановлен.
Не согласившись с постановленными судебными актами, Администрация местного самоуправления г. Владикавказа РСО-Алания обжаловала их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, приводит доводы о нарушении судами при их принятии норм материального и процессуального права, регулирующих вопросы восстановления таких сроков, указывает об оставлении судами без внимания юридически значимых обстоятельств.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 14.03.2023, рассматривается судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). Стороны о рассмотрении кассационной жалобы уведомлены, возражения на кассационную жалобу не поступали.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и оспариваемые судебные акты, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Статьей 23 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрена возможность для взыскателя, пропустившего срок предъявления исполнительного листа к исполнению, обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт.
Законодательство не содержит перечня критериев для определения уважительности причин пропуска срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, следовательно, в каждом конкретном случае суд устанавливает наличие таких критериев, исходя из обстоятельств дела, по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Удовлетворяя заявление административного истца о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению, суды пришли к выводу, что он не был предъявлен своевременно в силу объективных причин, а именно в виду возникшей в 2020 г. экстраординарной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Суды пришли к выводу, что обстоятельства, связанные с соблюдением в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) режима самоизоляции, объективно создали препятствия заявителю для предъявления исполнительного листа.
Указанные выводы судов являются справедливыми, правильными, направленными на исполнение судебного акта, который по настоящее время административным ответчиком, несмотря на вступление решения суда в законную силу в 2018 г, им в добровольном порядке не исполнен. Доказательства обратного материалы дела не содержат, стороной административного ответчика не представлены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку при их принятии судами принималась во внимание совокупность всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения заявления о восстановлении пропущенного срока, все юридически значимые обстоятельства были установлены и им дана надлежащая судебная оценка.
С чем соглашается суд кассационной инстанции, отмечая, что со стороны административного истца отсутствовало злоупотребление своим правом, с учетом всех обстоятельств он в силу объективных причин не мог своевременно предъявить исполнительный лист к исполнению, и обращаясь в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока истец реализовывал принадлежащее ему право на исполнение судебного акта.
Следовательно, ограничения для реализации административным истцом своего права, в том числе путем обращения вступившего в законную силу решения суда к принудительному исполнению, повлекут существенное нарушение его законных прав и интересов, гарантированных ему Конституцией Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов о признании уважительными причин пропуска срока предъявления исполнительного документа к исполнению, не являются основанием для отмены судебных актов. Так, согласно разъяснениям, содержащимся в ответе на вопрос N 4 "Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) N1", утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, право на судебную защиту лиц, участвующих в деле, лишенных в силу объективных обстоятельств возможности совершить необходимое процессуальное действие в установленные законом сроки, обеспечивается посредством восстановления процессуальных сроков. Таким образом, сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством.
На основании изложенного судом кассационной инстанции установлено, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по основаниям, предусмотренных статьей 328 КАС РФ и доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусова Ю.К.
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 06.09.2022 и апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 15.12.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.