Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Козлова О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Татаровой Патимат Омаровны к Администрации ГОсВД г. Махачкалы об обязании включить в список граждан, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, по кассационной жалобе МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" г. Махачкала на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 28 октября 2022 г, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Козлова О.А,
УСТАНОВИЛА:
Татарова П.О. предъявила Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее - Администрация ГОсВД "город Махачкала") иска об обязании включить в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, нуждающихся в жилой площади подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма, ссылаясь на то, что в постановке на учет ответчиком ей было незаконно отказано со ссылкой составления акта проверки жилищных условий некомпетентным органом, отсутствие выписки из домовой книги с предыдущего места регистрации с указанием родственных отношений с собственником занимаемого жилого помещения.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 6 июля 2022 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 28 октября 2022 г. решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об удовлетворении иска.
В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как принятого с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущены.
Как установлено судами Татарова П.О, 18.07.1965 г.р, является инвалидом первой группы "инвалид с детства", страдает хроническим заболеванием по МКБ-10, G-40, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378 (утративший силу с 1 января 2018 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.07.2017 N 859).
17 февраля 2022 г. Татарова П.О. через ФГАУ Республики Дагестан "МФЦ в Республике Дагестан" обратилась с заявлением в Администрацию ГОсВД "г. Махачкала" о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как инвалиду первой группы.
Решением Администрации ГОсВД "город Махачкала" от 18 марта 2022 г. в предоставлении муниципальной услуги по принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказано на основании подпункта "а" пункта 2.9.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением администрации ГОсВД "г. Махачкала" от 09 июля 2020 г. N 506 (далее - Регламент N 506) в связи с отсутствием акта проверки жилищных условий (выдан некомпетентным органом); наличием разночтений в выписках из домовой книги и технического паспорта относительно собственника жилого помещения по адресу: Республики Дагестан г. Махачкала, ул. И. Шамиля, д. 86, кв. 8; необходимостью представления выписки из домовой книги с предыдущего места регистрации с указанием родственных отношений с собственником занимаемого жилого помещения.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции в соответствии с положениями статей 51, 52, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации согласился с решением ответчика и исходил из того, что при подаче заявления о предоставлении соответствующей муниципальной услуги истцом не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении.
Отменяя данное решение и принимая новое об удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 40 Конституции РФ, статей 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указал, что Татарова П.О. страдает заболеванием, входящего в действующий Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, нуждается в жилье, а значит имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции исходя из доводов кассационной жалобы не находит оснований для отмены апелляционного определения.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного кодекса перечне.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
Реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Действующим законодательством предусмотрена возможность реализации права инвалидов на предоставление жилых помещений в другом порядке не из муниципального, а из государственного жилищного фонда.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987 н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27154) утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
Постановлением Администрации ГОсВД "г. Махачкала" от 09 июня 2020 г. N 506 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", подпунктом 14 пункта 1.2.1. которого предусмотрено предоставление указанной услуги гражданам Российской Федерации, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
Данным Регламентом N 506 установлены срок предоставления услуги (пункт 2.4); исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательством или иным нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги с разделением на документы и информацию. Которые должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия (пункт 2.6); исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги (пункт 2.9).
Отказывая в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ответчик указал, что истцом не представлены выписка из домовой книги с предыдущего места регистрации с указанием родственных отношений к собственнику занимаемого жилого помещения и надлежащий акт проверки жилищных условий.
Вместе с тем в пункте 2.6.2 Регламента требования к акту проверки жилищных условий не приведены.
При этом пунктом 2.6.4 Регламента предусмотрено, что при непредставлении заявителем по собственной инициативе документов о правах на недвижимое имущество, о существующих и прекращенных правах на жилые помещения на заявителя и каждого члена его семьи либо об отсутствии сведений о регистрации прав на недвижимое имущество (в том числе в других регионах РФ) Управление запрашивает недостающие документы (информацию), необходимые(ую) в целях предоставления Муниципальной услуги, в соответствующих государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в рамках системы межведомственного и внутриведомственного информационного взаимодействия.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности на ответчика включить истца в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, нуждающихся в жилой площади подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма.
Доводы кассационной жалобы не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств и основаны на ошибочном понимании закона, поэтому основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта являться не могут.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 28 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Козлов О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.