Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Козлова О.А, с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ахадуллаева Зейдулаха Магомедовича к Алиеву Руслану Абдуллаевичу, ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного преступлением, по кассационной жалобе Алиева Руслана Абдуллаевича на решение Каспийского городского суда от 21 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 19 октября 2022 г, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Козлова О.А, выслушав объяснение Алиева Р.А, просившего кассационную жалобу удовлетворить, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, полагавшего, что апелляционной определение является законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
Ахадуллаев З.М. предъявил Алиеву Р.А. иск о возмещении причиненных материального ущерба в размере 214 000 рублей и компенсации морального вреда в размере 2 000 000 руб.
В обоснование указал, что вступившим в законную силу приговором установлено, что Алиев Р.А, с использованием своего служебного положения превысил свои служебные полномочия, создал ему невыносимые условия отбывания наказания в исправительном учреждении, в результате чего он перечислил ответчику денежные средства в общей сумме 214 000 рублей. Виновными умышленными действиями ответчика ему причинен моральный вред.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 21 февраля 2020 г. исковые требования Ахадулаева З.М. удовлетворены частично, постановлено взыскать с Алиева Р.А. в пользу Ахадулаева З.М. в счет возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, 214 000 рублей и компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 24 марта 2021 г. решение суда оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 октября 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 марта 2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Определением от 31 января 2022 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и привлек в качестве соответчиков Министерство финансов Российской Федерации и ФСИН России.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 3 марта 2022 г. решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 21 февраля 2020 г. отменено и принято новое решение о частичном удовлетворении иска: в пользу Ахадуллаева З.М. с ФСИН России за счет казны РФ взыскана компенсация морального вреда в размере 150 000 рублей; в остальной части исковых требований, в том числе в удовлетворении исковых требований к Алиеву Р.А. отказано; производство в части исковых требований о взыскании материального ущерба прекращено.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 августа 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 3 марта 2022 г. в связи с нарушением права Алиева Р.А. на участие в рассмотрении дела отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 19 октября 2022 г. решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 21 февраля 2020 г. отменено и по делу принято новое решение, которым иск Ахадуллаева З.М. удовлетворен частично:
в пользу Ахадуллаева З.М. с Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации взыскана компенсация морального вреда в сумме 100 000 руб, производство по делу в части исковых требований Ахадуллаева З.М. о взыскании материального ущерба прекращено;
в удовлетворении исковых требований Ахадуллаева З.М. к Алиеву Р.А. отказано.
В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как принятого с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и снижении компенсации морального вреда до 20 000 рублей.
Истец и ответчики, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и о причине неявки не сообщили.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора и Алиева Р.А, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, вступившим в законную силу приговором Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от 29 ноября 2018 г, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Дагестан от 5 марта 2019 г, ответчик признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. "б", "в" ч. 5 ст. 290 УК РФ; п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ; ч. 1 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ.
Указанным судебным актом установлено, что заместитель начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по РД Алиев Р.А. в ноябре 2016 г. в помещении отдела безопасности, расположенном на территории ФКУ ИК-7 УФСИН России по РД в пос. Тюбе Кумторкалинского района, действуя умышленно с целью понуждения осужденного Ахадуллаева З.М. к передаче ему взятки в виде денежных средств, применил в отношении последнего насилие, нанеся по его лицу удары рукой, причинив ему физическую боль. Алиев Р.А. пригрозил истцу систематическим наказанием с использованием своего служебного положения, привлечением к дисциплинарной и уголовной ответственности и созданием невыносимых условий.
В период с 29 декабря 2016 г. по 18 января 2017 г. Ахадуллаев З.М. во исполнение требований Алиева Р.А. с банковской карты своей жены Ахадуллаевой М.Д. несколькими операциями на названный Алиевым Р.А. номер банковской карты ПАО "Сбербанк России" перевел денежные средства в общей сумме 214 000 рублей.
Разрешая возникший и принимая указанное решение спор, суд первой инстанции, указал, что обстоятельства причинения материального и морального вреда подтверждены вступившим в законную силу приговором, в связи с чем он подлежит возмещению причинителем вреда.
Отменяя данное решение и принимая новое решение суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьей 15, 125, 151, 1064, 1069, 1071, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 12.1. пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 5, 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, статьей 3, 61, 134, 220 ГПК РФ, исходил из того, что согласно приговору материальный ущерб причинен не Ахадуллаеву З.М, а его супруге Ахадуллаевой М.Д, поэтому дело в части данных требований подлежит прекращению; по требованию о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконных действий должностных лиц уголовно-исполнительной системы надлежащим ответчиком по делу является ФСИН России, как главный распорядитель федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
При определении размеров компенсации морального вреда суд апелляционной инстанции учел, что моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах; вместе с тем предусмотренная законом компенсация должна отвечать признакам справедливого вознаграждения за перенесенные страдания; учитывая вышеприведенные обстоятельства дела, личность истца, степень вины ответчика, физических и нравственных страданий истца, связанных с совершением в отношении него незаконных действий должностным лицом органа уголовно-исполнительной системы, в чьи обязанности, напротив, входило соблюдение прав и свобод лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, характер совершенных действий, за которые указанное должностное лицо осуждено к реальному сроку лишения свободы, требований разумности и справедливости, и пришел к обоснованному выводу о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.
Судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора судом апелляционной инстанций были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Каспийского городского суда от 21 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 19 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Козлов О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.