Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Кузнецова С.И. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее также - Калужское УФАС России) от 6 июля 2022 года, решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 2 августа 2022 года и решение судьи Калужского областного суда от 21 сентября 2022 года, вынесенные в отношении заместителя главы Малоярословецкой районной администрации муниципального образования муниципального района "Малоярославецкий район" (далее также - Малоярословецкая районная администрация МО МР "Малоярославецкий район", администрация) Кузнецова С.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя - начальника отдела Калужского УФАС России от 6 июля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 2 августа 2022 года и решением судьи Калужского областного суда от 21 сентября 2022 года, заместитель главы администрации Кузнецов С.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Кузнецов С.И. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.
Изучив представленные материалы и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Кузнецова С.И. к административной ответственности) принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2).
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) перечислены в части 2 указанной статьи.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 названного закона).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Как усматривается из представленных материалов, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Малоярословецкого района Калужской области, установлено, что на основании протокола подведения итогов электронного аукциона 29 июля 2020 года Малоярославецкой районной администрацией МО МР "Малоярославецкий район" заключен с обществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания Олимп" (далее - ООО "Строительная компания Олимп") муниципальный контракт N01373000175200001320001 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Строительство очистных сооружений канализации в с.Головтеево Малоярославецкого района" на сумму 66200, 6 тыс. руб.
Согласно подразделу 5.1. "Система электроснабжения" (03.12.14-ИОС 5.1.) раздела 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" проектной документации по объекту "Строительство очистных сооружений канализации в с. Головтеево Малоярославецкого района", для резервного электроснабжения предусмотрена дизель-генераторная установка напряжением 380/220 В, Рн=150 кВт. Условиями проектной документации определено, что дизель-генераторная установка размещается в контейнере заводского изготовления с утепленной обшивкой боковых поверхностей.
Работы по оборудованию дизель-генераторной установки в блок-контейнере "Север-М2" приняты по акту о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 7 декабря 2020 года N 24 и оплачены в сумме 1269, 2 тыс. руб. (с учетом затрат на монтаж и пусконаладку оборудования, стоимости утепленного контейнера с применением коэффициента аукционного снижения) в декабре 2020 года (платежное поручение от 26 декабря 2020 года N 3022).
Проведенным контрольно-счетной палатой Калужской области в период с 18 мая 2021 года по 4 июня 2021 года контрольным мероприятием "Проверка целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета в 2019-2020 годах бюджету муниципального района "Малоярославецкий район", установлено, что в рамках исполнения муниципального контракта от 29 июля 2020 года N 01373000175200001320001 выявлены многочисленные нарушения, в том числе - факт установки дизель-генераторной установки с номинальной мощностью 100 кВт без утепленного контейнера "Север-М2". При этом документов, подтверждающих внесение изменений в проектно-сметную документацию и муниципальный контракт, не имеется.
Малоярославецкой районной администрации МО МР "Малоярославецкий район" предложено в целях исключения выявленного факта несоответствия проектной документации обратиться к ООО "Строительная компания Олимп" для возврата денежных средств, направленных на приобретение данного оборудования, либо поставить оборудование, соответствующее проекту.
В целях принятия мер по устранению выявленных нарушений Малоярославецкой районной администрацией МО МР "Малоярославецкий район" 11 июня 2021 года и 24 июня 2021 года в адрес ООО "Строительная компания Олимп" направлены претензии о возврате стоимости недопоставленного "Утепленного контейнера", а также "дизель-генераторной установки". Платежными поручениями от 15 июня 2021 года и от 25 июня 2021 года ООО "Строительная компания Олимп" возвращены денежные средства в общей сумме 1242808, 9 руб.
С целью дальнейшего устранения выявленных нарушений и обеспечения соответствия построенного объекта "Очистные сооружения канализации в с. Головтеево Малоярославецкого района" проектной документации и приобретения дизель-генераторной установки в контейнере типа "Север М2" 25 июня 2021 года созвана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МР "Малоярославецкий район".
Согласно протоколу заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района "Малоярославецкий район" причиной созыва комиссии явилось сообщение ЦУКС ГУ МЧС России по Калужской области о метеорологических условиях, согласно которым "местами по Калужской области ожидается гроза, град, сильный дождь при грозе шквалистое усиление ветра порывами 12, 17 м/с". По результатам заседания комиссией введен режим повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Отделу муниципального заказа предписано осуществить закупку ДГУ АД-150-Т400 в контейнере типа "Север М2". Финансовому отделу предписано выделить денежные средства из средств, возвращенных ООО "Строительная компания Олимп" в рамках претензионной работы, из средств бюджета муниципального района.
15 июля 2021 года между заместителем главы Малоярословецкой районной администрации МО МР "Малоярословецкий район" Кузнецовым С.И. и обществом с ограниченной ответственностью "ГК ЭнрегоПроф" заключен муниципальный контракт N 1/БКВ-1780/15.07.2021 на поставку дизельной электростанции ТСС АД150-Т400 2РМ19 в контейнере "Север М2" с АВР. Согласно Спецификации от 15 июля 2021 года N 1 срок отгрузки продукции - не позднее 20 рабочих дней после подписания контракта и спецификации. Согласно акту приема - передачи и универсального передаточного документа исполнение контракта осуществлено 12 августа 2021 года.
Муниципальный контракт от 15 июля 2021 года N1/БКВ-1780/15.07.2021 на поставку дизельной электростанции заключен спустя 20 календарных дней с момента проведения заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района "Малоярославецкий район". Поставка товара осуществлена по истечении 48 календарных дней.
Таким образом, заместителем главы Малоярословецкой районной администрации МО МР "Малоярословецкий район" Кузнецовым С.И. заключен муниципальный контракт от 15 июля 2021 года N 1/БКВ-1780/15.07.2021 с нарушением требований статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Кузнецова С.И. правильно квалифицировано по части 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Кузнецова С.И. о том, что он действовал в соответствии с требованиями законодательства, поскольку был введен режим повышенной готовности, при установленных по делу обстоятельствах не опровергает факт нарушения им требований статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Кузнецова С.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием законодательства, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Кузнецова С.И. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Кузнецову С.И. в соответствии с санкцией части 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.12-30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 6 июля 2022 года, решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 2 августа 2022 года и решение судьи Калужского областного суда от 21 сентября 2022 года, вынесенные в отношении заместителя главы Малоярословецкой районной администрации муниципального образования муниципального района "Малоярославецкий район" Кузнецова С.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Кузнецова С.И. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.