Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области на решение Панинского районного суда Воронежской области от 29 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 сентября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по Воронежской области к федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области, Федеральной службе исполнения наказания о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний Л.С.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Воронежской области обратился в суд с названным административным иском, просил Прокурор по надзору за соблюдением законов в Воронежской области просил:
- обязать ФКУ КП-10 УФСИН России по Воронежской области, УФСИН России по Воронежской области и ФСИН России в пределах имеющейся компетенции создать регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, разработать исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты на здание гаража пожарной части, устранить неисправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на продовольственном складе. При исполнении систем противопожарной защиты в общей комнате (N 1) свиданий, комнате для хранения личных вещей отряда N 2, бытовой комнате и кухне отряда N 4 установить второй пожарный извещатель. Помещения дежурной части, магазин, комнату быта отряда N 5, кухню отряда N 4, парикмахерскую, зал суда, дизельную, здание канализационно-насосной станции, здания складов, помещения гаражей, 1 этаж пожарной части, варочный цех столовой доукомплектовать системой пожарных извещателей. Провести огнезащитную обработку (пропитку) сгораемых конструкций чердачных помещений зданий общежитий NN 2, 3, 4, штаба, банно-прачечного комплекса, обозначить указателями со светоотражающей поверхностью направления движения к источникам противопожарного водоснабжения с указанием расстояния до них;
- обязать ФСИН России обеспечить ФКУ КП-10 УФСИН России по Воронежской области, УФСИН России по Воронежской области финансированием для устранения нарушений требований пожарной безопасности в виде создания регламента технического обслуживания систем противопожарной защиты, разработки исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты на здание гаража пожарной части, устранения неисправного состояния автоматической установки пожарной сигнализации и системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на продовольственном складе. При исполнении систем противопожарной защиты в общей комнате (N 1) свиданий, комнате для хранения личных вещей отряда N 2, бытовой комнате и кухне отряда N 4 установить второй пожарный извещатель. Помещения дежурной части, магазин, комнату быта отряда N 5, кухню отряда N 4, парикмахерскую, зал суда, дизельную, здание канализационно-насосной станции, здания складов, помещения гаражей, 1 этаж пожарной части, варочный цех столовой доукомплектовать системой пожарных извещателей. Для проведения огнезащитной обработки (пропитки) сгораемых конструкций чердачных помещений зданий общежитий NN 2, 3, 4, штаба, банно-прачечного комплекса, и обозначения указателями со светоотражающей поверхностью направления движения к источникам противопожарного водоснабжения с указанием расстояния до них.
В обоснование административного иска указано, что в декабре 2021 года в ходе проверки учреждения среди прочих выявлены нарушения пожарной безопасности. Указанные нарушения, по мнению прокурора, несут в себе угрозу для жизни и здоровья лиц, проживающих и находящихся там, в связи с отбытием уголовного наказания, выполнением служебных или договорных обязательств, а также не обеспечивают надлежащую защиту государственного имущества.
Решением Панинского районного суда Воронежской области от 29 июня 2022 года требования прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 сентября 2022 года решение суда первой инстанции изменено, дополнено указанием, что решение суда в части возложения обязанности на ФКУ КП-10 УФСИН России по Воронежской области", УФСИН России по Воронежской области и ФСИН России в пределах имеющейся компетенции до конца 2022 года провести огнезащитную обработку (пропитку) сгораемых конструкций чердачных помещений зданий общежитий NN 2, 3, 4, штаба, банно-прачечного комплекса, возложении обязанности на ФСИН России обеспечить ФКУ КП-10 УФСИН России по Воронежской области, УФСИН России по Воронежской области финансированием для устранения нарушений требований пожарной безопасности в виде проведения огнезащитной обработки (пропитки) сгораемых конструкций чердачных помещений зданий общежитий NN 2, 3, 4, штаба, банно-прачечного комплекса не подлежит исполнению в виду добровольного исполнения.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 8 ноября 2022 года (определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18 января 2023 года гражданское дело передано в административную коллегию Первого кассационного суда общей юрисдикции), ФСИН России, УФСИН России по Воронежской области просит отменить состоявшиеся судебные акты как незаконные и необоснованные, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что судами неверно применены нормы материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Судами установлено, что в ходе проверки федерального казенного учреждения "Колония - поселение N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" установлено, что в учреждении длительное время не устраняются нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проведения прокурорской проверки в декабре 2021 года в учреждении среди прочих выявлены нарушения пожарной безопасности.
Вопреки требованиям пункта 54 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ в учреждении отсутствует регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты на здание гаража пожарной части, автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на продовольственном складе находятся в неисправном состоянии.
В нарушение указанной нормы при исполнении систем противопожарной защиты в общей комнате (N 1) свиданий, комнате для хранения личных вещей отряда N 2, бытовой комнате и кухне отряда N 4 вместо двух, предусмотренных проектной документацией, установлено по одному пожарному извещателю.
В нарушение части 1 статьи 91 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ помещения дежурной части, магазин, комната быта отряда N 5, кухня отряда N 4, парикмахерская, зал суда, дизельная, здание канализационно-насосной станции, здания складов, помещения гаражей, 1 этаж пожарной части, варочный цех столовой не доукомплектованы системы пожарных извещателей.
В нарушение пунктов 13 и 48 Правил противопожарного режима не произведена огнезащитная обработка (пропитка) сгораемых конструкций чердачных помещений зданий общежитий NN 2, 3, 4, штаба, банно-прачечного комплекса, не обозначены указателями со светоотражающей поверхностью направления движения к источникам противопожарного водоснабжения с указанием расстояния до них.
По результатам проведенной проверки прокурором по надзору за соблюдением законов в Воронежской области начальнику ФКУ КП-10 УФСИН России по Воронежской области 17 февраля 2022 года внесено представление об устранении нарушений законов, регулирующих порядок отбывания наказания.
15 апреля 2022 года спецпрокуратурой с целью фактического устранения выявленных нарушений, а также в порядке контроля выполнения ранее направленного представления, истребована дополнительная информация, согласно которой установлено, что администрацией ФКУ КП-10 УФСИН России по Воронежской области мер по фактическому устранению вышеуказанных нарушений не принято, денежные средства руководством УФСИН по Воронежской области на данные нужды не выделяются, конкретных мер по выделенным денежным средствам руководством колонии-поселения не предпринято, что послужило поводом для обращения с иском в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства, фактические обстоятельства дела, руководствуясь Федеральным законом "О пожарной безопасности", Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, и установив нарушение Правил пожарной безопасности в помещениях ФКУ КП-10 УФСИН России по Воронежской области, несоблюдение которых административным ответчиком ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в зданиях ФКУ КП-10 УФСИН России по Воронежской области, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Возлагая обязанность по устранению выявленных нарушений норм пожарной безопасности на административных ответчиков, суд исходил из того, что ФСИН России как главный распорядитель бюджетных средств, обязан осуществить финансирование, необходимое для устранения нарушений закона, УФСИН России по Воронежской области как получатель бюджетных средств обязан распределить финансирование в ФКУ КП -10 ГУФСИН России по Воронежской области, а ФКУ КП -10 ГУФСИН России по Воронежской области обязано непосредственно принять участие в устранении выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, установив, что огнезащитная обработка (пропитка) сгораемых конструкций чердачных помещений зданий общежитий NN 2, 3, 4, штаба, банно-прачечного комплекса выполнена административными ответчиками, изменила решение суда первой инстанции, указав, что решение суда в данной части исполнению не подлежит.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Установлено, что УФСИН России по Воронежской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, в том числе ФКУ КП-10 УФСИН России по Воронежской области, являющегося самостоятельным юридическим лицом.
Как следует из содержания статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, приведенные нормы материального права, доказательства, которым судом дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильным вывод судов о возложении на ФКУ КП-10 УФСИН России по Воронежской области, УФСИН России по Воронежской области и ФСИН России в пределах имеющейся компетенции обязанности по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности и устранению выявленных прокурором нарушений, в связи с чем заявленные прокурором требования правомерно удовлетворены судом.
При этом суд апелляционной инстанции, установив, что нарушения требования пожарной безопасности частично устранены административными ответчиками, обоснованно изменил решение суда первой инстанции, указав, что решение в части возложения обязанности административных ответчиков в пределах имеющейся компетенции до конца 2022 года провести огнезащитную обработку (пропитку) сгораемых конструкций чердачных помещений зданий общежитий NN 2, 3, 4, штаба, банно-прачечного комплекса, возложении обязанности на ФСИН России обеспечить ФКУ КП-10 УФСИН России по Воронежской области, УФСИН России по Воронежской области финансированием в целях устранения данных нарушений требований пожарной безопасности не подлежит исполнению, поскольку исполнено административными ответчиками в добровольном порядке.
Выявленные и не устраненные до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - осужденных, содержащихся в учреждении, сотрудников ФКУ КП-10 УФСИН России по Воронежской области, иных лиц, посещающих, либо находящихся на территории учреждения.
Доводы кассационной жалобы о том, что ФСИН России как главный распорядитель средств федерального бюджета исполнил свою обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по пожарной безопасности, ФКУ КП-10 УФСИН России по Воронежской области в дополнительном финансировании не нуждается, выводы судов не опровергают и основанием к отмене судебных актов не являются.
Вопреки утверждению заявителя, суд не вмешивался в финансовую деятельность органа исполнительной власти, не определял ни размер финансирования, ни его сроки, ни порядок выделения средств, а указал на необходимость принятия мер к устранению и соблюдению требований противопожарной безопасности.
Доводы кассационной жалобы о том, что исправительным учреждением часть нарушений была устранена, не влияют на законность принятых судебных постановлений, поскольку имеющиеся в материалах дела доказательства, оценка которым дана судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, свидетельствуют о том, что нарушения требований пожарной безопасности административными ответчиками в полном объеме не устранены.
Иные доводы кассационной жалобы, аналогичные правовой позиции по делу и доводам апелляционной жалобы, которые были предметом оценки судебных инстанций, не опровергают обоснованность обжалуемых судебных актов.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Панинского районного суда Воронежской области от 29 июня 2022 года и апелляционное определение судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.