Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Вербышевой Ю.А, Водяниковой М.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1492/2022 по иску Король Людмилы Сергеевны, Ильиной Ирины Васильевны, Чернова Валерия Александровича, Дараевой Татьяны Дмитриевны, Раздобудиной Людмилы Александровны, Меркушенковой Веры Ивановны, Куприяновой Галины Александровны, Трубицыной Елены Владимировны к администрации г. Орла, Департаменту ЖКХ, ТЭК и энергосбережения Орловской области, НО "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" о возложении обязанности, по кассационной жалобе Король Людмилы Сергеевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 28 сентября 2022 г, заслушав доклад судьи Курдюковой Н.А, судебная коллегия
установила:
Король Л.С, Ильина И.В, Чернов В.А, Дараева Т.Д, Раздобудина Л.А, Меркушенкова В.И, Куприянова Г.А, Трубицына Е.В. обратились в суд с иском к администрации г. Орла, Департаменту ЖКХ, ТЭК и энергоснабжения Орловской области, НО "РФКР", с учетом уточненных требований, о возложении обязанностей:
на администрацию города Орла - предоставить Департаменту ЖКХ, ТЭК и энергоснабжения Орловской области необходимые недостающие документы в соответствии с Постановлением Правительства Орловской области N 96 от 25 апреля 2014 г. "О порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" для включения дома в подпрограмму по капитальному ремонту на 2022 год;
на Департамент ЖКХ, ТЭК и энергоснабжения Орловской области - включить многоквартирный "адрес" в подпрограмму по капитальному ремонту на 2022 год в связи с актуализацией обстоятельств (невозможности латочного ремонта и критического состояния кровли, а также отсутствия технического этажа);
на НО "РФКР" - провести капитальный ремонт кровли в 2022 году, указывая на то, что истцы являются собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес". В указанном многоквартирном жилом доме кровля находится в аварийном состоянии, в виду чего регулярно образуются протечки. Проведение текущего ремонта кровли, положительных результатов не дает, поскольку протечки появляются в новых местах. В связи с чем, истцы полагают, что для устранения протечек крыши необходимо проведение капитального ремонта дома.
Решением Советского районного суда г. Орла от 7 июня 2022 г. исковые требования удовлетворены:
на администрацию г. Орла возложена обязанность предоставить Департаменту ЖКХ, ТЭК и энергоснабжения Орловской области документы, необходимые для рассмотрения вопроса о включении многоквартирного дома по адресу "адрес" краткосрочный план реализации областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" в 2021 - 2023 годах", утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2019 г. N 480, в 2022 году.
На Департаменту ЖКХ, ТЭК и энергоснабжения Орловской области возложена обязанность предоставить в Правительство Орловской области пакет документов, необходимых для рассмотрения вопроса о включении многоквартирного дома по адресу: "адрес", в краткосрочный план реализации областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" в 2021 - 2023 годах", утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2019 г. N 480, в 2022 году.
На НО "РФКР" возложена обязанность произвести капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 28 сентября 2022 г. решение суда в части удовлетворения исковых требований к Департаменту ЖКХ, ТЭК и энергоснабжения Орловской области, НО "РФКР" отменено, в отмененной части постановлено новое решение которым, в удовлетворении исковых требований к данным ответчикам отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Король Л.С. поставлен вопрос об отмене постановления суда апелляционной инстанции, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено.
Судом установлено, что постановлением Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 г. N 482 утверждена областная адресная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области". Срок реализации областной адресной программы определен - 2014 - 2044 годы.
Многоквартирный дом N 54 по ул. Генерала Родина г. Орла включен в областную адресную программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" на 2027-2029 годы.
Постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. N 480 утвержден краткосрочный план реализации областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" в 2021 - 2023 годах.
Целями краткосрочного плана реализации областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" в 2021 - 2023 годах являются конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, определение видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта.
Постановлением N 480 установлено, что задачами региональной программы являются: создание благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах; формирование эффективных механизмов контроля за техническим состоянием жилищного фонда; использование эффективных технических решений и комплексности при проведении капитального ремонта.
Постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. N 480 утвержден список домов, подлежащих капитальному ремонту в 2021 -2023 годах.
Многоквартирный "адрес" в Краткосрочный план реализации региональной программы на 2021 - 2023 годы не включен.
Истцы являются собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. "адрес", расположенных на последнем этаже данного дома.
Указанный дом 1985 года постройки, капитальный ремонт крыши его не проводился.
В связи с длительной эксплуатацией крыши дома, она протекает, текущий ремонт не обеспечивает ее надлежащее состояние, появляются новые протечки.
По данному вопросу истцы обращались в управляющую компанию, Управление государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области.
9 февраля 2021 г. и 1 марта 2022 г. Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области дано заключение о необходимости капитального ремонта кровли, которые направлены в администрацию г. Орла.
30 марта 2021 г. администрацией города Орла истцам сообщено, что предложение по капитальному ремонту кровли и включении дома в подпрограмму по капитальному ремонту кровли на 2022 год направлено в Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
В связи с тем, что администрацией г. Орла не были предоставлены в Департамент все документы, в том числе проектная документация на выполнение работ по капитальному ремонту крыши, то уполномоченный орган сообщил администрации г. Орла о невозможности включения данного многоквартирного жилого дома в краткосрочный план капитального ремонта.
Оценив установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 168 ЖК РФ, ст. 12 Закона Орловской области от 23 июня 2013 г. N 1498-03 "Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области", суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции не согласился с постановленным решением в части удовлетворения иска в отношении Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области со ссылкой на положения Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области, утв. постановлением Правительства Орловской области от 25 апреля 2014 г. N 96.
Для включения многоквартирного жилого дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта крыши многоквартирного дома, администрация г. Орла должна подать заявку в уполномоченный орган до 1 апреля текущего года с приложением документов, в том числе оригинала проектной документации на выполнение работ по капитальному ремонту крыши, с целью определения достаточности средств у регионального оператора на выполнение указанных работ; а также документы для оценки наличия исключениях обстоятельств для досрочного проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что администрацией г. Орла на момент вынесения решения судом первой инстанции полный пакет документов с заявкой на проведение капитального ремонта крыши "адрес" в Департамент представлен не был, проект на выполнение капитального ремонта крыши дома истцов подготовлен после вынесения судом оспариваемого решения. Сведений, подтверждающих, что данная проектная документация с другими документами, предусмотренным вышеуказанным Порядком, направлены в Департамент, материалы дела также не содержат.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в настоящее время оснований для возложения обязанности на Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно- энергетического комплекса и энергоснабжения Орловской области предоставить в Правительство Орловской области пакет документов, необходимый для рассмотрения вопроса о включении спорного многоквартирного дома в краткосрочный план реализации областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" в 2021 - 2023 годах" в 2022 году, у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем, решение суда в данной части отменил и в удовлетворении указанных требований отказал.
Также суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда об удовлетворении иска в отношении НО "РФКР", указав, что судом не учтено, что многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес", отсутствовал в Краткосрочном региональном плане реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области.
При этом порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области, утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2019 г. N 480, является действующим нормативным правовым актом, который никем не оспорен и не отменен в установленном порядке, а указанные в нем требования, являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.
Кроме этого, суд апелляционной инстанции указал, что суд первой инстанции возложил на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Орловской области обязанности по проведению капитального ремонта, вопреки постановлению Правительства Орловской области N 96, которым утвержден Порядок краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области.
Более того, НО "РФКР", являясь региональным оператором, самостоятельно работы по капитальному ремонту многоквартирных домов не производит.
Исходя из установленного суд апелляционной инстанции с решением суда о возложении на НО "РФКР" обязанности произвести капитальный ремонт крыши спорного многоквартирного дома не согласился, указав, что у суда не имелось оснований для удовлетворения данных требований и отменив решение суда в данной части, постановилновое об отказе в удовлетворении указанных требований.
Оснований для несогласия с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется, тем более что оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах являются проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства вновь, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, не установленные судами первой и апелляционной инстанции или опровергнутые, а также предрешать вопросы о достоверности или недостаточности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанций пришел к своим выводам, подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что крыша многоквартирного дома требует капитального ремонта, на законность постановления суда апелляционной инстанции не влияет, поскольку данные требования заявлены истцами преждевременно, действиями ответчиков, к которым суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, права истцов не нарушались.
При этом решение суда о возложении обязанности на администрацию г. Орла предоставить Департаменту ЖКХ, ТЭК и энергоснабжения Орловской области документы, необходимые для рассмотрения вопроса о включении многоквартирного дома по адресу "адрес" краткосрочный план реализации областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" в 2021 - 2023 годах", утвержденный постановлением Правительства Орловской области от 23.08.2019 г. N 480, в 2022 году судом апелляционной инстанции признано законным и обоснованным и в данной части оставлено без изменения.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебного постановления в кассационном порядке, в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ, являться не могут.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
Несогласие с судебным постановлением либо другая точка зрения стороны на то, как могло быть рассмотрено дело, сами по себе не являются основанием для отмены или изменения данного судебного акта.
Таким образом, законных оснований для отмены судебного постановления не усматривается.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 28 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Король Людмилы Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.