Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Ефимовой Д.А, Вербышевой Ю.А, с участием прокурора Вялковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Железногорского межрайоного прокурора Курской области в интересах неопределенного круга лиц к МКУ "Ремонтно - хозяйственная служба г. Железногорска", Управлению городского хозяйства администрации г. Железногорска Курской области об обязании оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями санитарных правил
по кассационной жалобе Управления городского хозяйства администрации г. Железногорска Курской области на решение Железногорского городского суда Курской области от 20 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 3 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А, заключение прокурора Вялковой Т.А, полагавшей, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется, судебная коллегия
установила:
Железногорский межрайонный прокурор Курской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МКУ "Ремонтно - хозяйственная служба г. Железногорска", администрации города Железногорска Курской области, указывая, что Железногорской межрайонной прокуратурой, в соответствии с поручением прокуратуры Курской области проведена проверка соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой было установлено, что на территории г. Железногорска расположены контейнерные площадки для накопления ТКО, которые не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
Прокурор просил возложить обязанность на МКУ "Ремонтно-хозяйственная служба г. Железногорска" в течение 4 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить места (площадки) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, обязать МКУ "Ремонтно-хозяйственная служба г. Железногорска" в течение 4 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить места (площадки) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, с трех сторон высотой не менее 1 метра, обязать Управление городского хозяйства администрации г. Железногорска Курской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию мест (площадок) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, обязать Управление городского хозяйства администрации г. Железногорска Курской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию мест (площадок) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Решением Железногорского городского суда Курской области от 20 мая 2022 г. иск удовлетворен в части.
На управление городского хозяйства администрации г. Железногорска Курской области возложена обязанность в течение 4 (четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию мест (площадок) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, расположенных в "адрес" по следующим адресам: "адрес";
Обязать Управления городского хозяйства администрации г. Железногорска Курской области в течение 4 (четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию мест (площадок) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, с трех сторон высотой не менее 1 метра, расположенных в "адрес" по следующим адресам: "адрес";
Обязать МКУ "Ремонтно-хозяйственная служба г. Железногорска" в течение 3 месяцев с момента поступления финансирования обеспечить места (площадки) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, "адрес";
обязать МКУ "Ремонтно-хозяйственная служба г. Железногорска" в течение 3 месяцев с момента поступления финансирования обеспечить места (площадки) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, с трех сторон высотой не менее 1 метра, расположенных в "адрес" по следующим адресам: "адрес".
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 3 августа 2022 г. решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление городского хозяйства администрации г. Железногорска Курской области ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Проверив законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Из материалов дела следует, что по результатам прокурорской проверки установлено, что на территории г. Железногорска Курской области расположены контейнерные площадки для накопления ТКО, которые не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
Так, в нарушение указанных требований СанПиН 2.1.3684-21, Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" администрацией "адрес", что подтверждается информацией администрации "адрес" от 10 декабря 2021 г, контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов не оборудованы твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 9 Устава г. Железногорска Курской области, утвержденного решением Железногорской городской Думы от 23 апреля 1998 г. N 7-12-РД, к вопросам местного значения г. Железногорска относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статьей 10 Устава г. Железногорска предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления г. Железногорска создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 58, п. 4.1 ч.1 ст. 58 Устава г. Железногорска, администрация г. Железногорска Курской области, являясь исполнительно-распорядительным органом г. Железногорска, осуществляет: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; для реализации вопросов местного значения городского округа создает, реорганизует и ликвидирует муниципальные учреждения; определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных учреждений и утверждает их устав в порядке, определенном администрацией г. Железногорска.
Администрацией г. Железногорска Курской области создано муниципальное казенное учреждение "Ремонтно-хозяйственная служба г. Железногорска", ИНН 4633010250, ОГРН 1024601221810, юридический и фактический адрес: "адрес", постановлением администрации г. Железногорска от 10 ноября 2015 г. N 3029 утвержден Устав МКУ "Ремонтнохозяйственная служба г. Железногорска".
В соответствии с п.п. 1.10 - 1.12 Устава МКУ "Ремонтно-хозяйственная служба г. Железногорска" учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии с Уставом учреждения, доходы, полученные от такой деятельности, поступают в бюджет г. Железногорска, учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет администрация г. Железногорска от имени муниципального образования "город Железногорск".
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных учреждению для исполнения его денежных обязательств по таким обязательствам от имени муниципального образования "город Железногорск" отвечает учредитель, осуществляющий полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно п. 3.7 Устава МКУ "Ремонтно-хозяйственная служба г. Железногорска" финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета г. Железногорска, внебюджетных источников на основании бюджетной сметы.
В силу п. 3.22 Положения об управлении городского хозяйства администрации г. Железногорска Курской области, утвержденного решением Железногорской городской Думы от 18 декабря 2007 г. N 608-3-РД, управление городского хозяйства администрации г. Железногорска Курской области осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении МКУ "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности г. Железногорска Курской области" и МКУ "Ремонтно - хозяйственная служба г. Железногорска".
В соответствии с приказом управления городского хозяйства администрации г. Железногорска от 10 ноября 2021 г. N 58 обязанность по оборудованию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарных норм и правил на территории г. Железногорска возложена на юридическое лицо МКУ "Ремонтно-хозяйственная служба г. Железногорска".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", установленными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3, исходя из того, что в заявленных прокурором местах размещения контейнерных площадок для сбора ТКО т нарушаются требования СанПиН 2.1.3684-21, пришел к обоснованному выводу о возложении на МКУ "Ремонтно-хозяйственная служба г. Железногорска" обязанности по оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями мест (площадок) для сбора и накопления ТКО, расположенных на территории муниципального образования "город Железногорск" по следующим адресам: "адрес", а также обеспечения мест (площадок) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, с трех сторон высотой не менее 1 метра, расположенных в "адрес" по следующим адресам: "адрес"
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, полагает, что оснований ставить под сомнение выводы судов не усматривается, поскольку они сделаны по итогам оценки материалов дела при всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с приказом Управления городского хозяйства администрации г. Железногорска от 10 ноября 2021 г. N58 обязанность по оборудованию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарных норм и правил на территории г. Железногорска возложена на юридическое лицо МКУ "Ремонтно-хозяйственная служба г. Железногорска".
Судом обоснованно указано, что поскольку администрация г. Железногорска, в лице управления городского хозяйства администрации г. Железногорска, несет субсидиарную ответственность по обязательствам как учредитель МКУ "Ремонтно-хозяйственная служба г. Железногорска" расходы по оборудованию указанных мест (площадок) для сбора и накопления ТКО подлежат возложению на управление городского хозяйства администрации г. Железногорска за счет средств бюджета МО "г. Железногорск".
Суд кассационной инстанции находит данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
Доводы заявителя по существу повторяют позицию ответчика при разбирательстве дела в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом всесторонней проверки нижестоящих судов при рассмотрении апелляционной жалобы Управления городского хозяйства администрации г. Железногорска Курской области, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия приходит к выводу, что доводы заявителя кассационной жалобы по настоящему делу не подтверждают нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Железногорского городского суда Курской области от 20 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 3 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления городского хозяйства администрации г. Железногорска Курской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.