N88-8194/2023
N2-202/2022
г. Саратов 17 марта 2023 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции
в составе судьи Поволоцкой И.А, рассмотрев гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" к Пронских Елене Владимировне о взыскании задолженности по оплате за вывоз твердых коммунальных отходов, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Пронских Елены Владимировны на решение мирового судьи судебного участка N 1 в Бобровском судебном районе Воронежской области от 24 марта 2022 года и апелляционное определение Бобровского районного суда Воронежской области от 30 июня 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Воронежской области "Облкоммунсервис" (далее - ГУП ВО "Облкоммунсервис") обратилось в суд с иском к Пронских Е.В. о взыскании задолженности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 1 134 рублей 66 коп. и расходов на уплату государственной пошлины в размере 400 рублей.
В обоснование иска указало, что Пронских Е.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", при этом обязательств по оплате оказываемых истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не исполняет, в связи с чем образовалась задолженность.
Решением мирового судьи судебного участка N 1 в Бобровском судебном районе Воронежской области от 24 марта 2022 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением Бобровского районного суда Воронежской области от 30 июня 2022 года решение мирового судьи оставлено без изменения.
20 января 2022 года Пронских Е.В. обратилась в Первый кассационный суд общей юрисдикции через мирового судью судебного участка N 1 в Бобровском судебном районе Воронежской области с кассационной жалобой и одновременно с заявлением о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационной жалобы в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2023 года заявление Пронских Е.В. удовлетворено, срок восстановлен.
В кассационной жалобе Пронских Е.В. оспаривает законность и обоснованность судебных постановлений, принятых по делу, просит их отменить, ссылаясь на то, что договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ответчиком не заключала, его услугами не пользуется, кроме того в спорном жилом помещении никто не проживает и отходов не производит.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.20211 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил (далее - Правила N 354).
В соответствии с Правилами N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения N 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 148(36) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В соответствии с пунктом 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(17) указанных Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, с 1 января 2020 года ГУП ВО "Облкоммунсервис" осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Воронежской области, в том числе в Бобровском муниципальном районе.
Информация об этом, а также предложение о заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора размещены с 24 декабря 2019 года на официальном сайте регионального оператора в сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Пронских Е.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Поскольку она установленный срок с заявкой и соответствующими документами на заключение договора на оказание услуг по обращению ТКО к региональному оператору не обращалась, договор с ней, как с собственником жилого помещения, считается заключенным на условиях типового договора.
При этом обязательств по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчик надлежащим образом не исполняет, в связи с чем за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года образовалась задолженность в размере 1 134 рублей 66 коп.
С учетом изложенного, руководствуясь приведенными нормами права, мировой судья пришел к правильному выводу об обязанности ответчика вносить плату за обращение с ТКО, в связи с чем постановилобоснованное решение об удовлетворении исковых требований ГУП ВО "Облкоммунсервис" о взыскании с Пронских Е.В. задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО в указанном размере.
С выводами мирового судьи согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что в жилом доме по указанному в исковом заявлении адресу никто не проживает, ответчик зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает по другому адресу, не могут быть приняты во внимание. В силу пункта 148(36) Правил N 354 факт непроживания ответчика, несущего обязанность по содержанию жилого дома, не освобождает его, как собственника жилого помещения об обязанности оплаты коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Утверждения в кассационной жалобе о том, что у Пронских Е.В. заключен договор на вывоз твердых коммунальных отходов с ИП Крейдин А.В, судами проверялись и обоснованно отклонены.
Иных доводов, свидетельствующих о неправильном применении или нарушении судом норм материального и процессуального права, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 1 в Бобровском судебном районе Воронежской области от 24 марта 2022 года и апелляционное определение Бобровского районного суда Воронежской области от 30 июня 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Пронских Елены Владимировны - без удовлетворения.
Судья: подпись.
Верно
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции И.А. Поволоцкая
17.03.2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.