Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-519/2022 по иску Чесовской Ларисы Владимировны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о включении в стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационным жалобам Чесовской Ларисы Владимировны и Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области на решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 10 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чесовская Л.В. обратилась в суд с иском, с учетом уточнений, к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту - ОПФР по Свердловской области) о возложении обязанности по включению в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы: с 21 сентября 1992 года по 18 августа 1993 года в должности медицинской сестры в профилактории "Бирюза" Салдинского металлургического завода (АО "СМЗ"); с 19 августа 1993 года по 01 октября 1993 года в должности медицинской сестры в профилактории "Бирюза" Салдинского металлургического завода (АО СМЗ); с 01 октября 1993 года по 31 октября 1999 года в должности медицинской сестры в профилактории "Бирюза" Салдинского металлургического завода (АО "СМЗ"); с 01 ноября 1999 года по 31 мая 2002 года в должности медицинской сестры в профилактории "Бирюза" Салдинского металлургического завода (АО "СМЗ"); с 01 июня 2002 года по 11 ноября 2002 года в должности сестры медицинского санатория - профилактория "Бирюза" цеха медицинского обеспечения ООО "Нижнесалдинский металлургический завод"; с 12 ноября 2002 года по 31декабря 2004 года в должности сестры медицинской санатория-профилактория "Бирюза" в цехе медицинского обеспечения ООО "Нижнесалдинский металлургический завод"; с 01 января 2005 года по 30 октября 2014 года в должности медицинской сестры санатория-профилактория "Бирюза" в цехе медицинского обеспечения ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат" филиал "Нижнесалдинский металлургический завод (ОАО "ЕВРАЗ НТМК"); с 31 октября 2014 года по 01 декабря 2014 года в должности медицинской сестры санатория-профилактория "Бирюза" в Цехе медицинского обеспечения ООО "Завод рельсовых скреплений"; с 02 декабря 2014 года по 19 января 2017 года в должности медицинской сестры в санатории-профилактории ООО "Бирюза"; с 18 мая 2017 года по 04 сентября 2017 года в должности медицинской сестры санатория-профилактория в ООО "Бирюза";
назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения с 19 ноября 2021 года.
В обоснование заявленных требований указала, что 19 ноября 2021 года она обратилась через "Личный кабинет застрахованного лица" с сайта ответчика за назначением страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". 24 ноября 2021 года ответчиком вынесено решение N 1233904/21 об отказе в назначении страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ на 19 ноября 2021 года. По расчету ответчика её общий страховой стаж составил 32 года 10 месяцев 22 дня. Стаж, принятый к зачету для льготного исчисления страховой пенсии 7 лет 3 месяца 11 дней. Она не согласна с не включением в стаж перечисленных в иске периодов работы, поскольку все оспариваемые периоды работы она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в учреждениях различной формы собственности, имеющих медицинские лицензии на право соответствующей деятельности. Она имеет среднее профессиональное образование по специальности "лечебное дело" с присвоением квалификации "фельдшер", что подтверждается дипломом и сертификатами. Кроме того, подтверждением осуществления ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения является копия трудовой книжки, копии положения о работе учреждения, в которых она работала, архивные справки. Характер ее работы подтверждается трудовыми договорами, должностными инструкциями, картой аттестации рабочих мест, выдачей специальной одежды, то есть на нее распространялись все гарантии и компенсации работникам, занятым с вредными условиями труда, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя.
Решением Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 10 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08 декабря 2022 года, исковые требования Чесовской Л.В. удовлетворены частично. На ОПФР по Свердловской области возложена обязанность по включению в специальный стаж Чесовской Л.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов работы с 21 сентября 1992 года по 18 августа 1993 года в должности медицинской сестры в профилактории "Бирюза" Салдинского металлургического завода (АО "СМЗ"); с 19 августа 1993 года по 01 октября 1993 года в должности медицинской сестры в профилактории "Бирюза" Салдинского металлургического завода (АО СМЗ); с 01 октября 1993 года по 31 октября 1999 года в должности медицинской сестры в профилактории "Бирюза" Салдинского металлургического завода (АО "СМЗ"). В остальной части в удовлетворении исковых требований Чесовской Л.В. отказано.
В соответствии с пунктом 2 частью 4 статьи 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" и внесением изменений в Единый государственный реестр юридических лиц 01 января 2023 года ОПФР по Свердловской области переименовано на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
В кассационных жалобах Чесовская Л.В. и представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области ставят вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Чесовской Л.В. и находит, что имеются основания для оставления кассационной жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области без рассмотрения по существу
Как следует из материалов дела, решением Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 10 августа 2022 года иск Чесовской Л.В. удовлетворен частично.
Указанное судебное постановление было обжаловано в апелляционном порядке только истцом Чесовской Л.В, по доводам апелляционной жалобы которой решение суда первой инстанции было оставлено без изменения. ОПФР по Свердловской области (в настоящее время Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области) с апелляционной жалобой на указанное решение суда не обращалось.
На основании пункта 6 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если при решении вопроса о принятии кассационных жалобы, представления к производству суда установлено, что кассационные жалоба, представление поданы на судебный акт, который в соответствии с частью 1 статьи 376 настоящего Кодекса не обжалуется в кассационный суд общей юрисдикции.
Абзацем 2 части 1 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кассационные жалоба, представление могут быть поданы в кассационный суд общей юрисдикции при условии, что лицами, указанными в абзаце 1 данной части, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" разъяснено, что обращение в кассационный суд общей юрисдикции с кассационными жалобой, представлением на судебные постановления, указанные в части 2 статьи 377 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно, если лицами, участвующими в деле, и другими лицами, права и законные интересы которых нарушены судебными постановлениями (часть 1 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Под иными способами обжалования судебного постановления суда первой инстанции в данном случае следует понимать обжалование его в апелляционном порядке.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", если основания для возвращения кассационных жалобы, представления, предусмотренные частью 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, будут установлены кассационным судом общей юрисдикции при рассмотрении дела в судебном заседании, кассационный суд общей юрисдикции выносит определение об оставлении кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу (пункт 6 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области не были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу, в связи с чем данные судебные акты не могут быть обжалованы им в кассационном порядке, что влечет оставление поданной им кассационной жалобы без рассмотрения по существу на основании пункта 2 части 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Чесовская Л.В, полагая, что у нее имеется необходимый стаж, 19 ноября 2021 года обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 24 ноября 2021 года N 1233904/21 Чесовской Л.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия стажа лечебной и иной деятельности 30 лет, принято к зачету 07 лет 03 месяца 11 дней.
Ответчик не принял к зачету периоды работы истца с 21 сентября 1992 года по 18 августа 1993 года в должности медицинской сестры в профилактории "Бирюза" Салдинского металлургического завода (АО "СМЗ"); с 19 августа 1993 года по 01 октября 1993 года в должности медицинской сестры в профилактории "Бирюза" Салдинского металлургического завода (АО СМЗ); с 01 октября 1993 года по 31 октября 1999 года в должности медицинской сестры в профилактории "Бирюза" Салдинского металлургического завода (АО "СМЗ"); с 01 ноября 1999 года по 31 мая 2002 года в должности медицинской сестры в профилактории "Бирюза" Салдинского металлургического завода (АО "СМЗ"); с 01 июня 2002 года по 11 ноября 2002 года в должности сестры медицинского санатория -профилактория "Бирюза" цеха медицинского обеспечения ООО "Нижнесалдинский металлургический завод"; с 12 ноября 2002 года по 31 декабря 2004 года в должности сестры медицинской санатория-профилактория "Бирюза" в цехе медицинского обеспечения ООО "Нижнесалдинский металлургический завод"; с 01 января 2005 года по 30 октября 2014 года в должности медицинской сестры санатория-профилактория "Бирюза" в цехе медицинского обеспечения ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат" филиал "Нижнесалдинский металлургический завод (ОАО "ЕВРАЗ НТМК"); с 31 октября 2014 года по 01 декабря 2014 года в должности медицинской сестры санатория-профилактория "Бирюза" в Цехе медицинского обеспечения ООО "Завод рельсовых скреплений"; с 02 декабря 2014 года по 19 января 2017 года в должности медицинской сестры в санатории-профилактории ООО "Бирюза"; с 18 мая 2017 года по 04 сентября 2017 года в должности медицинской сестры санатория-профилактория в ООО "Бирюза".
Ответчиком также не включен период работы истца с 01 января 2021 года по 19 ноября 2021 года в должности медицинской сестры по физиотерапии ГБУЗ СО "Нижнесалдинская центральная городская больница", однако на момент рассмотрения дела в суде данный период ответчиком принят к зачету и спорным не являлся в ходе рассмотрения дела в суде.
Из записей в трудовой книжке следует, что Чесовская Л.В. 21 сентября 1992 года переведена с должности копировщицы в проектно-конструкторском отделе на должность медсестры в санаторий-профилакторий "Бирюза" АО "Салдинский металлургический завод", где она работала по 31 мая 2002 года, уволена по собственному желанию. 01 июня 2002 года принята в цех медицинского обеспечения на должность сестры медицинской санатория-профилактория "Бирюза" ООО "Нижнесалдинский металлургический завод". 31 декабря 2004 года уволена в порядке перевода в филиал ОАО "НТМК" ("Нижнесалдинский металлургический завод"). 01 января 2005 года истец была принята в цех медицинского обеспечения медицинской сестрой санатория-профилактория "Бирюза" по переводу с ООО "НСМЗ". 12 июля 2011 года ОАО "НТМК" переименовано в Открытое акционерное общество "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат". 28 октября 2011 года Филиал ОАО "НТМК" "НСМЗ" переименован в филиал ОАО "ЕВРАЗ НТМК" "НСМЗ". 30 октября 2014 года трудовой договор с истцом прекращен в связи с переводом на работу к другому работодателю в ООО "Завод рельсовых скреплений". 31 октября 2014 года принята в цех медицинского обеспечения санаторий-профилакторий "Бирюза" медицинской сестрой ООО "Завод рельсовых скреплений", 01 декабря 2014 года трудовой договор прекращен в связи с переводом к другому работодателю в ООО "Бирюза". С 02 декабря 2014 года по 19 января 2017 года истец работала в ООО "Бирюза" в должности медицинской сестры санатория-профилактория "Бирюза". С 18 мая 2017 года по 04 сентября 2017 года истец работала медицинской сестрой физиотерапевтического кабинета санатория профилактория "Бирюза" ООО "Бирюза".
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж периодов работы с 21 сентября 1992 года по 18 августа 1993 года в должности медицинской сестры в профилактории "Бирюза" Салдинского металлургического завода (АО "СМЗ"); с 19 августа 1993 года по 01 октября 1993 года в должности медицинской сестры в профилактории "Бирюза" Салдинского металлургического завода (АО "СМЗ"); с 01 октября 1993 года по 31 октября 1999 года в должности медицинской сестры в профилактории "Бирюза" Салдинского металлургического завода (АО "СМЗ"), суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (до 01 октября 1993 года), постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (до 01 ноября 1999 года), Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17 декабря 1959 года, исходил из того, что действующим законодательством в спорный период времени в льготный стаж засчитывалась работа, в том числе, в должности врача и среднего медицинского персонала - независимо от наименования должности; к числу учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, были отнесены санаторно-профилактические учреждения, санатории всех наименований независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
Поскольку истец осуществляла трудовую деятельность в санаторно-профилактическом учреждении в должности медицинской сестры, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в специальный стаж Чесовской Л.В. спорных периодов работы.
Отказывая во включении в специальный стаж периодов работы Чесовской Л.В. с 01 ноября 1999 года по 31 мая 2002 года в должности медицинской сестры в профилактории "Бирюза" Салдинского металлургического завода (АО "СМЗ"); с 01 июня 2002 года по 11 ноября 2002 года в должности сестры медицинского санатория - профилактория "Бирюза" цеха медицинского обеспечения ООО "Нижнесалдинский металлургический завод"; с 12 ноября 2002 года по 31 декабря 2004 года в должности сестры медицинской санатория-профилактория "Бирюза" в цехе медицинского обеспечения ООО "Нижнесалдинский металлургический завод"; с 01 января 2005 года по 30 октября 2014 года в должности медицинской сестры санатория-профилактория "Бирюза" в цехе медицинского обеспечения ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат" филиал "Нижнесалдинский металлургический завод" (ОАО "ЕВРАЗ НТМК"); с 31 октября 2014 года по 01 декабря 2014 года в должности медицинской сестры санатория-профилактория "Бирюза" в Цехе медицинского обеспечения ООО "Завод рельсовых скреплений"; с 02 декабря 2014 года по 19 января 2017 года в должности медицинской сестры в санатории-профилактории ООО "Бирюза"; с 18 мая 2017 года по 04 сентября 2017 года в должности медицинской сестры санатория-профилактория в ООО "Бирюза", суд первой инстанции, руководствуясь Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N 781, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября
1999 года N 1066, с учетом анализа Положений о структурных подразделениях, выписок из ЕГРЮЛ, а так же лицензии Б814272, выданной ОАО "СМЗ" 29 ноября 2001 года, лицензии N Б814974 от 10 октября 2002 года, выданной ООО "Нижнесалдинский металлургический завод", лицензии N 66-01-000691, выданной ОАО "НТМК" 30 августа 2007 года, лицензии N ЛО-66-01-001469 от 26 июля 2012 года, выданной ОАО "ЕВРАЗ НТМК", лицензии N ЛО-66-01-003312, выданной ООО "Бирюза" 28 апреля 2015 года и протоколов, приложений к ним, исходил из того, что санаторий-профилакторий, в котором истец осуществляла трудовую деятельность, не поименован в Списках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, и в Списках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, поскольку санаторий - профилакторий в котором истец осуществляла свою трудовую деятельность являлся санаторием-профилакторием общего (многопрофильного) типа при коммерческих организациях, преследующих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не относящихся к лечебным учреждениям здравоохранения, и не относится к санаториям (курортам) только определенного профиля (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические), поименованных в указанных Списках, периоды работы в которых включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для включения указанных периодов работы в специальный стаж истца.
Поскольку, с учётом включенных судом спорных периодов работы в исчислении один год работы за один год и три месяца, специальный стаж Чесовской Л.В. на дату обращения с заявлением в пенсионный орган о назначении пенсии составил менее 30 лет (15 лет 03 месяца 04 дня), суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для назначения Чесовской Л.В. досрочной страховой пенсии по старости с 19 ноября 2021 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснование, дополнительно указав, что поскольку оспариваемые периоды работы приходятся на момент после регистрации Чесовской Л.В. в системе государственного пенсионного страхования - 22 апреля 1998 года, то они должны подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета. Так как оспариваемые истцом периоды работы не содержат кода особых условий труда, следовательно работодателем не подтвержден факт льготной работы Чесовской Л.В, дающей право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Поскольку судебные акты обжалуются истцом только в части невключения в специальный стаж периодов работы с 01 ноября 1999 года по 31 мая 2002 года в должности медицинской сестры в профилактории "Бирюза" Салдинского металлургического завода (АО "СМЗ"); с 01 июня 2002 года по 11 ноября 2002 года в должности сестры медицинского санатория -профилактория "Бирюза" цеха медицинского обеспечения ООО "Нижнесалдинский металлургический завод"; с 12 ноября 2002 года по 31 декабря 2004 года в должности сестры медицинской санатория-профилактория "Бирюза" в цехе медицинского обеспечения ООО "Нижнесалдинский металлургический завод"; с 01 января 2005 года по 30 октября 2014 года в должности медицинской сестры санатория-профилактория "Бирюза" в цехе медицинского обеспечения ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат" филиал "Нижнесалдинский металлургический завод" (ОАО "ЕВРАЗ НТМК"); с 31 октября 2014 года по 01 деабря 2014 года в должности медицинской сестры санатория-профилактория "Бирюза" в Цехе медицинского обеспечения ООО "Завод рельсовых скреплений"; с 02 декабря 2014 года по 19 января 2017 года в должности медицинской сестры в санатории-профилактории ООО "Бирюза"; с 18 мая 2017 года по 04 сентября 2017 года в должности медицинской сестры санатория-профилактория в ООО "Бирюза", то предметом проверки суда кассационной инстанции являются судебные постановления только в указанной части.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, рассмотрев дело в пределах доводов кассационной жалобы, соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым судами дана оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судами применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В силу пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 указанного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1066, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности.
В силу пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Согласно Спискам N 1066 и N 781 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, засчитывается работа в учреждениях, что следует из самого содержания списков, а также из их наименования "Список должностей и учреждений", из наименования соответствующих разделов списков - "Наименование учреждений". Работа в коммерческих организациях, а также работа в некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм, кроме учреждений, данными списками не предусмотрена.
При этом в случае осуществления лицом лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в санаториях (курортах), имеющих организационно-правовую форму учреждения, работникам не всех таких санаториев и курортов, а только работникам санаториев (курортов) определенного профиля, поименованных в Списках N 1066 и N 781, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.
Таким образом, согласно данным Спискам, подлежащим применению к спорным отношениям, только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Как разъяснено в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Таким образом, действующим правовым регулированием предусмотрено установление тождественности лишь в случае изменения организационно-правовой формы учреждения.
Как правильно указали суды, работа истца в спорный период в санатории - профилактории могла быть включена в специальный стаж только при наличии у санатория-профилактория конкретного профиля, поименованного в Списках, и в учреждениях здравоохранения. Поскольку из материалов дела следует, что истец работала в санатории-профилактории общего (многопрофильного) типа, не относящегося к специализированным санаториям (курортам) и не специализирующегося на лечении заболеваний, указанных в Списках, в коммерческих организациях, не имевших ранее организационно-правовую форму учреждения, в связи с чем пришли к верному выводу о том, что заявленные периоды работы истца не подлежит включению в стаж в льготном исчислении.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов в части отказа во включении в специальный стаж спорных периодов работы истца по существу направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судами дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов. Указанные доводы аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой и апелляционной инстанции в обоснование своих требований, были предметом обсуждения судов двух инстанций и получили правильную правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 10 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 08 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чесовской Ларисы Владимировны - без удовлетворения.
Оставить без рассмотрения кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.