Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленовой Е.Ф, судей Ложкаревой О.А. Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2608/2022 по иску Меньщиковой Светланы Евгеньевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (правопреемником которого является Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области) об отмене решения пенсионного органа, включении в стаж для назначения пенсии периода службы в органах внутренних дел, о возложении обязанности назначить страховую пенсию, по кассационной жалобе Меньщиковой Светланы Евгеньевны на решение Металлургического районного суда г. Челябинска от 19 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Меньщикова С.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее ОПФР по Челябинской области) об отмене решения от 11 марта 2022 года N 141710/22 об отказе в установлении страховой пенсии по старости по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", о возложении обязанности включить в страховой стаж период службы в органах внутренних дел с 03 ноября 1992 года по 19 июня 2002 года и назначить страховую пенсию по старости с 26 марта 2022 года.
В обоснование исковых требований указала, что 02 марта 2022 года, Меньщикова С.Е, "данные изъяты" года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ОПФР по Челябинской области от 11 марта 2022 года N141710/22 ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа - 37 лет. По результатам оценки пенсионных прав её страховой стаж составил 27 лет 11 месяцев 27 дней, при исчислении которого не включен службы в органах внутренних дел с 03 ноября 1992 года по 19 июня 2002 года. Решение об отказе в назначении пенсии считает незаконным.
Решением Металлургического районного суда г. Челябинска от 19 сентября 2022 года (в редакции определения суда об исправлении описки от 28 сентября 2022 года), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 декабря 2022 года, в удовлетворении исковых требований Меньщиковой С.Е. отказано.
В кассационной жалобе Меньщикова С.Е. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Выражает несогласие с выводом судов об отсутствии основания для включения в страховой стаж периода службы в органах внутренних дел.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" произошла реорганизация Пенсионного фонда Российской Федерации в форме присоединения с Фондом социального страхования Российской Федерации, в связи с чем наименование ответчика "Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области" изменено на "Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области", о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Истец Меньщикова С.Е, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что Меньщикова С.Е, "данные изъяты" года рождения, "данные изъяты" года достигла возраста 55 лет.
02 марта 2022 года Меньщикова С.Е. обратилась в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Челябинской области от 11 марта 2022 года N14710/22 в установлении страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Меньщиковой С.Е. отказано в связи с отсутствием страхового стажа продолжительностью не менее 37 лет.
Как следует из решения пенсионного органа, продолжительность страхового стажа истца составила 27 лет 11 месяцев 27 дней; ИПК 74, 940 (при требуемом не менее 23, 4). Пенсионным органом в страховой стаж в целях пенсионного обеспечения по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включен период службы в органах внутренних дел с 03 ноября 1992 года по 19 июня 2002 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1.2 статьи 8, части 1 статьи 11, пункта 2 части 1 статьи 12, части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что время прохождения службы в органах внутренних дел не подлежит включению в страховой стаж при определении права на страховую пенсию по основанию, предусмотренному положениями части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Установив, что страховой стаж истца без учета периода службы в органах внутренних дел составил 27 лет 11 месяцев 27 дней, суд пришел к выводу о том, что у истца отсутствуют необходимые условия для назначения пенсии на основании положений части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Проверяя законность принятого судом решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Настаивая на отмене судебных постановлений, Меньщикова С.Е. настаивает на включении периода службы в органах внутренних дел в её страховой стаж для определения права на пенсию по основанию, предусмотренному частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок исчисления страхового стажа в целях определения права на пенсию по вышеуказанному основанию определен частью 9 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года, положениями которой предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Таким образом, в целях определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"); при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 его статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Период прохождения службы в органах внутренних дел в силу положений части 9 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года не подлежит включению в страховой стаж для определения права на пенсию по основанию, предусмотренному частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года, поскольку не поименован в части 1 статьи 11 и в пункте 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, при исчислении страхового стажа, в целях определения права на страховую пенсию по части 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года, применяется исключительно порядок подсчета страхового стажа, предусмотренный пунктом 9 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года, который не предусматривает возможность включения в страховой стаж периода прохождения службы в органах внутренних дел.
Положения подпункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года, предусматривающие возможность включения в страховой стаж периода прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы, применяются только при исчислении страхового стажа при назначении страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным частью 1 и частью 1.1 статьи 8, а также при досрочном пенсионном обеспечении в порядке статей 30 - 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года.
Доводы кассационной жалобы о применении пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", о включении периода прохождения службы в органах внутренних дел при исчислении страхового стажа для определения права на пенсию в соответствии с положениями по части 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года основаны на неправильном применении истцом норм пенсионного законодательства.
Из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Металлургического районного суда г. Челябинска от 19 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 12 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Меньщиковой Светланы Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.