Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2283/2022 по иску Савченко Андрея Владимировича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Савченко Андрея Владимировича на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Савченко А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с требованиями, в которых просил:
- признать незаконным решение N 71 от 21 января 2022 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости;
- возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы:
с 12 августа 1987 года по 03 августа 1991 года - в должности медбрата в отделении анестезиологии-реанимации Медсанчасти N 9 города Перми в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, всего 5 лет 11 месяцев 18 дней;
с 05 августа 1991 года по 03 августа 1992 года - в должности врача-интерна в анестезиологическом отделении в Областной клинической больнице г.Перми, в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев (дополнительно 6 месяцев);
с 10 января 1992 года по 10 октября 1994 года - в должности врача-реаниматолога в МСЧ-10 в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев (дополнительно 01 год 04 месяца 15 дней);
с 22 января 2001 года по 23 января 2001 года, с 23 апреля 2001 года по 28 апреля 2001 года, 26 июня 2001 года, 03 июля 2001 года, с 30 июля 2001 года по 31 июля 2001 года, с 24 марта 2005 года по 25 марта 2005 года, 28 марта 2005 года, 05 августа 2005 года, 07 октября 2005 года, 18 октября 2005 года, с 27 октября 2005 года по 28 октября 2005 года, 25 ноября 2005 года, 28 ноября 2005 года, с 12 мая 2007 года по 27 июня 2007 года, с 01 февраля 2009 года по 02 июня 2009 года, с 28 мая 2012 года по 23 июня 2012 года, 14 июня 2013 года, с 06 октября 2014 года по 12 октября 2014 года, с 30 октября 2014 года - 2 месяца 3 дня в календарном порядке; 13 марта 2014 года, 16 мая 2014 года - 2 дня в календарном порядке; с 06 апреля 2020 года по 19 апреля 2020 года, с 25 мая 2020 года по 31 мая 2020 года, с 03 июля 2020 года по 10 июля 2020 года с 06 апреля 2020 года по 19 апреля 2020 года, с 25 мая 2020 года по 31 мая 2020 года, с 03 июля 2020 года по 10 июля 2020 года - 28 дней в календарном порядке;
назначить досрочную страховую пенсию по старости с 13 октября 2021 года.
В обоснование исковых требований указал, что 13 октября 2021 года обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика N 71 от 21 января 2022 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решение об отказе в назначении пенсии считает незаконным, поскольку спорные периоды не включены в стаж его медицинской деятельности в установленном порядке, в том числе в порядке льготного исчисления.
Решением Ханты-Мансийского районного суда от 30 июня 2022 года исковые требования Савченко А.В. удовлетворены частично: решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 71 от 21 января 2022 года об отказе в назначении Савченко А.В. досрочной страховой пенсии по старости признано незаконным;
на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды работы:
с 12 августа 1987 года по 03 августа 1991 года - медсанчасть N9 г.Пермь, (всего 3 года 11 месяцев 22 дня) в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, всего 5 лет 11 месяцев 18 дней;
с 23 апреля 2001 года по 28 апреля 2001 года; 26 июня 2001 года; 03 июля 2001 года; с 30 июля 2001 года по 31 июля 2001 года; с 24 марта 2005 года по 25 марта 2005 года; 28 марта 2005 года; 05 августа 2005 года; 07 октября 2005 года; 18 октября 2005 года; с 27 октября 2005 года по 28 октября 2005 года; 25 ноября 2005 года; 28 ноября 2005 года; с 12 мая 2007 года по 27 июня 2007 года; с 01 февраля 2009 года по 02 июня 2009 года; с 28 мая 2012 года по 23 июня 2012 года; 14 июня 2013 года; с 06 октября 2014 года по 12 октября 2014 года, с 30 октября 2014 года, всего 02 месяца 01 день - в календарном порядке;
13 марта 2014 года, 16 мая 2014 года - всего 2 дня - в календарном порядке;
с 06 апреля 2020 года по 19 апреля 2020 года, с 25 мая 2020 года по 31 мая 2020 года, с 03 июля 2020 года по 10 июля 2020 года, всего 28 дней - в календарном порядке ;
на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность назначить Савченко А.В. досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - с 13 октября 2021 года. В удовлетворении остальной части исковых требований Савченко А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 ноября 2022 года решение Ханты-Мансийского районного суда от 30 июня 2022 года отменено в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанности включить в специальный стаж Савченко А.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 12 августа 1987 года по 03 августа 1991 года в медсанчасти N9 города Пермь, в льготном порядке как один год работы за один год 6 месяцев, всего пять лет 11 месяцев 18 дней; на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность включить в специальный стаж Савченко А.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 12 августа 1987 года по 03 августа 1991 года в медсанчасти N9 города Пермь в календарном порядке, всего 03 года 11 месяцев 22 дня.
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 30 июня 2022 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Савченко А.В. о включении в специальный (медицинский) стаж периода работы с 10 января 1992 года по 10 октября 1994 года в Медсанчасти N 10 города в г.Пермь врачом-реаниматологом отменено; на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность включить в специальный стаж Савченко А.В. указанный период в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, всего 04 года 01 месяц 16 дней.
В остальной части решение суда от 30 июня 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Савченко А.В. просит отменить обжалуемые судебные постановления в части отказа во включении в стаж медицинской деятельности в льготном порядке периодов его работы: с 12 августа 1987 года по 03 августа 1991 года в должности медицинского брата в отделении анестезиологии-реанимации в медсанчасти N 9 г.Перми, всего 1 год 11 мес.27 дн, с 05 августа 1991 года по 03 августа 1992 года в должности врача-интерна в анестезиологическом отделении Областной клинической больницы г.Перми. Указывает, что в отношении периода работы в должности медицинского брата подлежало применению постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, согласно которому среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии- реанимации засчитывается в стаж в льготном порядке один год работы в этой должности и подразделении за один год и 6 месяцев. Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрен льготный порядок исчисления стажа для медицинских сестер отделений анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений. В подтверждение характера работы в качестве врача-интерна в отделении анестезиологии и реанимации с 05 августа 1991 года по 03 августа 1992 года, ссылается на справку ГБУЗ Пермского края "Ордена Знак Почета "Пермская краевая клиническая больница" от 22 декабря 2022 года N140, в связи с чем полагает, что спорный период подлежит включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В представленных на кассационную жалобу возражениях представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, кассационную жалобу ответчика без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность ее доводов.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" произошла реорганизация Пенсионного фонда РФ в форме присоединения с Фондом социального страхования РФ, в связи с чем наименование ответчика " Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре " изменено на "Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре", о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
В приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, суд кассационной инстанции отказал, поскольку в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются, при рассмотрении жалобы суд кассационной инстанции должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, правом переоценки доказательств не наделен.
Истец Савченко А.В, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Савченко А.В, зарегистрированный в системе государственного пенсионного страхования 27 марта 2001 года, 13 октября 2021 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации от 21 января 2022 года N 71 Савченко А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого стажа работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Как следует из решения пенсионного органа, страховой стаж Савченко А.В. составил 29 лет 03 месяца 11 дней, в том числе специальный стаж (в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения) - 26 лет 08 месяцев 23 дня; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 06 лет 06 месяцев 01 день (04 года 10 месяцев 15 дней работы в районах Крайнего Севера).
По результатам оценки пенсионных прав истца в страховой и специальный (медицинский) стаж истца не включен период работы с 12 августа 1987 года по 03 августа 1991 год - в должности медбрата в отделении анестезиологии-реанимации Медсанчасти N 9 города Перми, по тому основанию, что в трудовой книжке оттиск печати на записи об увольнении не читаем. При этом пенсионным органом указано на то, что льготный порядок исчисления стажа в отношении данного периода работы не применим, поскольку постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, действовавшим до 01 января 1992 года, льготный порядок исчисления стажа для работников отделений анастезиологии-реанимации не предусматривался. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 должность "медбрат" не предусмотрена.
Периоды работы с 05 августа 1991 года по 03 августа 1992 года в должности врача-интерна в анестезиологическом отделении в Областной клинической больнице г.Перми, с 10 января 1992 года по 10 октября 1994 года в должности врача-реаниматолога в МСЧ-10 зачтены в стаж медицинской деятельности календарно.
В специальный стаж не включены периоды: с 22 января 2001 года по 23 января 2001 года, с 23 апреля 2001 года по 28 апреля 2001 года; 26 июня 2001 года; 03 июля 2001 года; с 30 июля 2001 года по 31 июля 2001 года; с 24 марта 2005 года по 25 марта 2005 года; 28 марта 2005 года; 05 августа 2005 года; 07 октября 2005 года; 18 октября 2005 года; с 27 октября 2005 года по 28 октября 2005 года; 25 ноября 2005 года; 28 ноября 2005 года; с 12 мая 2007 года по 27 июня 2007 года; с 01 февраля 2009 года по 02 июня 2009 года; с 28 мая 2012 года по 23 июня 2012 года; 14 июня 2013 года; с 06 октября 2014 года по 12 октября 2014 года; 30 октября 2014 года, так как в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствует код льготы 27-СМ; 13 марта 2014 года и 16 мая 2014 года - донорские дни; с 06 апреля 2020 года по 19 апреля 2020 года, с 25 мая 2020 года по 31 мая 2020 года, с 03 июля 2020 года по 10 июля 2020 года, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения о территориальных условиях труда и код льготы 27-СМ.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 14, пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктом 10, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат включению следующие периоды работы: с 12 августа 1987 года по 03 августа 1991 года - Медсанчасть N9 г.Пермь, в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, всего 5 лет 11 месяцев 18 дней; с 23 апреля 2001 года по 28 апреля 2001 года; 26 июня 2001 года; 03 июля 2001 года; с 30 июля 2001 года по 31 июля 2001 года; с 24 марта 2005 года по 25 марта 2005 года; 28 марта 2005 года; 05 августа 2005 года; 07 октября 2005 года; 18 октября 2005 года; с 27 октября 2005 года по 28 октября 2005 года; 25 ноября 2005 года; 28 ноября 2005 года; с 12 мая 2007 года по 27 июня 2007 года; с 01 февраля 2009 года по 02 июня 2009 года; с 28 мая 2012 года по 23 июня 2012 года; 14 июня 2013 года; с 06 октября 2014 года по 12 октября 2014 года; 30 октября 2014 года, всего 2 месяца, 1 день - в календарном порядке.
Разрешая спор в части требования о применении к периодам с 05 августа 1991 года по 03 августа 1992 года, с 10 января 1992 года по 10 октября 1994 года льготного порядка исчисления стажа, суд исходил из того, что в период с 05 августа 1991 года по 03 августа 1992 года истец работал в Областной клинической больнице города Перми в должности врача-интерна в анестезиологическом отделении, в период с 10 января 1992 года по 10 октября 1994 года истец работал в Медсанчасти N 10 в должности врача реаниматолога.
Поскольку пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 для отдельных должностей и подразделений предусмотрено льготное исчисление стажа (один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев), однако анестезиологическое отделение, а также должности врача-интерна и врача-реаниматолога в указанном пункте не поименованы, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в указанной части.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 12 августа 1987 года по 03 августа 1991 года в должности медбрата в отделении анестезиологии-реанимации в МСЧ N9 города Пермь, в льготном порядке (один год работы за один год 6 месяцев), отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и принимая новое решение о возложении на ответчика обязанности включить указанный период в специальный стаж Савченко А.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в календарном порядке, суд апелляционной инстанции, руководствуясь Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), применяемым к периодам деятельности, имевшим место до 1 января 1992 года, указал, что льготный порядок исчисления стажа данным нормативным актом не предусматривался.
Кроме того, проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции указал на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права при отказе в удовлетворении требования о включении в стаж медицинской деятельности Савченко А.В. периода работы с 10 января 1992 года по 10 октября 1994 года в льготном исчислении (из расчета один год работы за один год и 6 месяцев). Руководствуясь абзацем 3 пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", подпунктом "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства от 29 октября 2002 года N781, принимая во внимание справку ГБУЗ Пермского края "Городская клиническая больница им. С.Н.Гринберга" N 169 от 28 апреля 2022 года, установив факт работы Савченко А.В. с 10 января 1992 года по 10 октября 1994 года в должности врача-анестезиолога-реаниматолога с указанием кода льготы ЗП81ХР (ЗП81ГД) в отделении реанимации и интенсивной терапии стационара, выполнение им лечебной деятельности в режиме полного рабочего дня, полной рабочей недели, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Савченко А.В. о включении спорного периода в специальный (медицинский) стаж в льготном порядке - один год работы за один год и 6 месяцев.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Доводы кассационной жалобы Савченко А.В. о наличии оснований для льготного исчисления стажа в отношении периода работы с 12 августа 1987 года по 03 августа 1991 года в должности медбрата в отделении анестезиологии-реанимации в МСЧ N 9 г.Перми судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно пункту 5 Положения о порядке исчисления стажа, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 (для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года) применяется только одна льгота по исчислению медицинского стажа - месяц работы в сельской местности и поселке городского типа за 1, 2 месяца при стаже работы не менее 30 лет. Иных льгот по исчислению стажа Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 не предусмотрено.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца в льготном исчислении периода работы в должности медбрата в отделении анестезиологии-реанимации в Медсанчасти N 9 г.Перми с 12 августа 1987 года по 03 августа 1991 года, суд апелляционной инстанции правильно указал, что Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и действовавшим в спорный период времени, льготное исчисление стажа на соответствующих видах работ не предусматривалось.
Впервые льготное исчисление стажа было предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, который, вопреки доводам кассационной жалобы, не подлежит применению в отношении спорного периода работы при последовательном применении пенсионного законодательства. Порядок применения Списков, регламентирующих порядок назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665.
При этом действующим в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 право на льготное исчисление стажа предоставлено медицинским сестрам палатным, в том числе старшим; медицинским сестрам - анестезистам в отделении анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений здравоохранения, в том числе Медико - санитарной части. Доказательств того, что истец осуществлял медицинскую деятельность в должности, предусмотренной вышеуказанным постановлением, в материалы дела не представлено.
Таким образом, правовых оснований для включения периода работы Савченко А.В. с 12 августа 1987 года по 03 августа 1991 года в должности медицинского брата в отделении анестезиологии-реанимации в Медсанчасти N 9 г.Перми в стаж медицинской деятельности в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев не имелось.
Из системного толкования Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, действовавшего в период работы истца с 05 августа 1991 года по 03 августа 1992 года в должности врача-интерна в анестезиологическом отделении Областной клинической больницы г.Перми, согласно которому право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного Приказом Минздрава СССР от 20 января 1982 года N 44, которым было предусмотрено распространение на врачей-интернов трудовых прав и обязанностей сотрудников, в том числе выплата заработной платы в течение всего периода прохождения интернатуры за счет базовых учреждений здравоохранения, в которых они проходят одногодичную специализацию, в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа (пункт 9) следует, что для включения в специальный стаж периода прохождения интернатуры необходимо подтверждение занятия врачом-интерном штатной должности и оплаты его труда, в то время как доказательства выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по конкретной должности врача-специалиста материалы дела не содержат. Доводы истца, основанные на справке ГБУЗ Пермского края "Ордена Знак Почета "Пермская краевая клиническая больница" от 22 декабря 2022 года N140, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку указанный документ предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанции не являлся.
Вместе с тем, получение истцом новых документов, которые по его мнению подтверждают право на досрочное пенсионное обеспечение, не ограничивает право истца на обращение в пенсионный орган с заявление о назначении пенсии.
Вывод суда первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что право на назначении пенсии возникло у истца с 13 октября 2021 года, сторонами не оспаривается.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при разрешении спора судом установлены все юридически значимые обстоятельства, выводы суда первой инстанции с учетом выводов суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 июня 2022 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Савченко Андрея Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.