Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Марченко А.А.
Судей Сапрыкиной Н.И, Ишимова И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-332/2021 по иску Главного управления лесами Челябинской области к Рыженину Виктору Григорьевичу, Авдониной Людмиле Александровне, Краснову Сергею Анатольевичу, Багиной Наталье Степановне о признании права собственности на земельный участок отсутствующим, отмене государственной регистрации права собственности на земельный участок, признании недействительной постановку на государственный кадастровый учет земельного участка, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании договора купли-продажи земельного участка недействительным в части, по встречному иску Авдониной Людмилы Александровны и Краснова Сергея Анатольевича к Главному управлению лесами Челябинской области о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельном участке как о лесном участке категории земель лесного фонда и об обязании исключить из государственного лесного реестра сведения о земельном участке как о лесном участке категории земель лесного фонда, по кассационной жалобе Краснова Сергея Анатольевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 октября 2022 года, Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений, пояснения ответчика Краснова С.А, представителя ответчиков Краснова С.А, Авдониной О.В, действующего на основании доверенности Голубкова О.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя истца Главного управления лесами Челябинской области, действующего по доверенности, Щекалёва А.А, представителя третьего лица Региональной общественной организации "Союз обществ охотников и рыболовов" Челябинской области, действующего на основании доверенности, Якимова Д.А, указавших на необоснованность доводов кассационной жалобы и отсутствие основания для ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление лесами Челябинской области (истец) обратилось в суд с иском к Рыженину В.Г, Авдониной Л.А, Краснову С.А. в котором с учетом уточнения просило: признать отсутствующим право собственности Авдониной Л.А. на 1/4 долю общей долевой собственности, Краснова С.А. на 1/4 долю общей долевой собственности и Рыженина В.Г. на 1/2 долю общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты"; отменить номер государственной регистрации в ЕГРН о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" за указанными лицами; признать недействительной постановку на государственный кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"; истребовать из чужого незаконного владения Авдониной Л.А, Краснова С.А. и Рыженина В.Г. земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", находящийся по адресу: "данные изъяты"; признать недействительным договор купли-продажи недвижимого имущества от 28 января 2020 года, номер государственной регистрации перехода (прекращения) права "данные изъяты"- "данные изъяты" в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и договор купли-продажи от 06 августа 2019 года, номер государственной регистрации перехода (прекращения) права "данные изъяты"- "данные изъяты" в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
В обоснование иска указано, что принадлежащий на праве собственности Рыженину В.Г, Авдониной Л.А. и Краснову С.А. земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты", площадью 273000 кв.м, незаконно находится в собственности ответчиков, так как является частью лесного участка в квартале "данные изъяты" Кундравинского участкового Чебаркульского лесничества.
Авдонина Л.А, Краснов С.А. при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции предъявили встречный иск о признании незаконными действий (бездействия) Главного управления лесами Челябинской области об отказе в удовлетворении заявления Краснова С.А. и Авдониной Л.А. (вх.N 1870 от 07 февраля 2022 года) об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", как о лесном участке категории земель лесного фонда; об обязании Главного управления лесами Челябинской области устранить допущенное нарушение путем исключения из государственного лесного реестра сведений о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", как о лесном участке категории земель лесного фонда.
В обоснование требований указали, что в целях устранения противоречий между данными о принадлежности земельного участка к землям населенных пунктов, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в Государственном лесном реестре об отнесении данного земельного участка к землям лесного фонда, Краснов С.А. и Авдонина Л.А. обратились к ответчику с вышеуказанными заявлениями. Ответ на заявление не получен.Ссылаются на то, что спорный участок законно сформирован из сельскохозяйственных земель и на добросовестность Краснова С.А. и Авдониной Л.А. при приобретении прав на него. Также указали, что 15 июня 2021 года направили в уполномоченные органы уведомление об использовании лесов, расположенных на земельных участках из земель сельхозназначения с кадастровым номерам "данные изъяты". В соответствии с уведомлением Росреестра по Челябинской области N 51685/21 от 17 декабря 2021 года ранее направленная ответчиками информация об использовании лесов на земельных участках принята к сведению и подлежит учету при осуществлении мероприятий по федеральному государственному земельному надзору. Перевод Главным управлением лесами Челябинской области части земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда и включение в государственный лесной реестр сведений о нем является незаконным, поскольку согласно материалов лесоустройства Чебаркульского опытного лесхоза 1984-1985 годов, а также лесоустройства 1995-1998 годов никакого наложения границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с находящимися в ведении Главного управления лесами землями лесного фонда нет.
Решением Чебаркульского городского суда Челябинской области от 14 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований Главного управления лесами Челябинской области отказано.
Определением от 23 ноября 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства суда первой инстанции без учета особенностей, установленных гл. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и привлекла к участию в деле в качестве соответчика Багину Н.С.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 октября 2022 года решение суда отменено, исковые требования Главного управления лесами Челябинской области удовлетворены частично. Исключены из ЕГРН сведения о координатах характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "данные изъяты", изменено наименование земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на многоконтурный (3 контура) и внесены сведения о координатах характерных точек границы данного участка, приведенные в апелляционном определении, установлено значение площади земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" за исключением земель лесного фонда равное 112367 кв.м с погрешностью +/-2933 кв.м ; площадь контура N1 - 29240 кв.м, погрешность +/- 1496 кв.м, площадь контура N2 - 82797 кв.м, погрешность +/-2518 кв.м, площадь контура N 3 - 330 кв.м, погрешность +/-159 кв.м. Взысканы судебные расходы за производство экспертизы в размере 55000 руб. в пользу "Облохотрыболовсоюз" с Рыженина В,.Г, Авдониной Л.А, Краснова С.А. по 18333 руб. 33 коп. с каждого. Взысканы судебные расходы в размере 5000 руб. в пользу ООО " Кадастровые эксперты " ЛЮКС" с Рыженина В.Г, Авдониной Л.А, Краснова С.А. по 1666 руб.66 коп. с каждого. Главному управлению лесами Челябинской области в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Авдониной Л.А. и Краснову С.А. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Краснов С.А. просит об отмене апелляционного определения. В обоснование жалобы указывает, что к судебному заседанию, назначенному на 18 октября 2022 года в суде апелляционной инстанции, им подано ходатайство об отложении слушанья дела, в связи с невозможностью явиться по причине болезни, с приложением соответствующих медицинских документов, однако, суд апелляционной инстанции провел судебное заседание в отсутствие Краснова С.А, по окончанию которого объявил перерыв до 25 октября 2022 года, об указанной дате ответчик Краснов С.А. надлежащим образом не извещен, кроме того, к указанному времени все еще имел проблемы со здоровьем и был вынужден уйти на больничный. Оспариваемый судебный акт незаконнен, поскольку суд не принял во внимание, что спорный участок поставлен на кадастровый учет в 2009 году, приобретен ответчиками по основному иску на законном основании, исходя из сведений ЕГРН об отнесении участка к землям сельхозназначения. Полагает, что к возникшим отношениями подлежат применению нормы права о приоритете сведений, содержащихся в ЕГРН. Отклоняя доводы стороны ответчика, о незаконности включения в ЕГРН в 2020 году сведений о границах территориальной зоны N 74:00-6.568 Чебаркульского лесничества, со ссылкой на отсутствие судебного акта об обжаловании данного обстоятельства, суд не отразил заявленное ответчиками по основному иску ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Советским районным судом дела о незаконности включения названных сведений в ЕГРН, не приостановление производства по делу лишило ответчиков права на судебную защиту, поскольку частичное удовлетворение требований по настоящему делу привело к отсутствию правового обоснования иска в Советском районном суде. При этом отмечает, что вопреки выводам суда, отсутствовала возможность обратиться ранее с иском об оспаривании обстоятельств внесения изменений в ЕГРН, поскольку о данных обстоятельствах стало известно в рамках рассматриваемого спора.
Считает, что выводы суда, о законности включения спорного участка в границы Чебаркульского лесничества в 1998 году, основаны на доказательствах, не отвечающих принципам относимости и допустимости, суд не учел, что данное включение участка произведено незаконно, указывая, что впервые леса и древесно-кустарниковая растительность совхоза включены в состав земель лесного фонда в 1999 году, суд не принял во внимание, что в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства. Также, суд не учел, что включение в 1998 году земель совхоза "Кундравинский" в состав лесного фонда ГУ лесами Челябинской области являлось предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации и данные обстоятельства не подлежали доказыванию вновь.
В дополнениях к кассационной жалобе Краснов С.А. также указал на то, что из представленных истцом по основному иску документов в обоснование местоположения границ лесных участков не следует сведений о местоположении точек координат границ спорных лесных участков, представленные документы сами по себе, без проведения специальных исследований по установлению границ земель лесного фонда, не свидетельствуют о наличии пересечения границ спорного участка с землями лесного фонда. Из заключения проведенной экспертизы невозможно определить местоположение границ участка лесного фонда по сведениям, содержащимся в лесоустроительной документации 1985 и 2014 годов с применением методов и соблюдения точности. Представленное истцом заключение ФГБУ "Рослесинфорг" о пересечении границ не могло быть положено в основу принятого решения, поскольку координаты наложения границ определены в графическом совмещении границ спорных участков с материалами лесоустройства 2014 года, таксационное описание является техническим документом. Отмечает, что суд не принял во внимание ходатайство ответчиков о приостановлении рассмотрения дела до разрешения вопроса о незаконности пересечения границ земельных участков. При этом в рамках досудебного урегулирования установлено, что сведения о границах территориальной зоны Чебаркульского лесничества, содержащиеся в ЕГРН в части пересечения со спорным участком внесены в ЕГРН ошибочно, проводятся работы по исправлению технической ошибки. Поскольку спорный участок поставлен на учет в 2009 году, полагает, что материалы лесоустройства не могут учитывать его границ. Выражает несогласие с выводами суда, что к заявленным ГУ лесами Челябинской области требованиям не подлежит применению срок исковой давности, поскольку к иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, а о нарушении прав истцу стало известно при проведении лесоустройства в 2013-2014 годах.
Считает, что критическая оценка судом представленных ответчиками доказательств о выбытии спорного участка из владения истца голословна, законом срок и время предоставления доказательств не ограничен.
РОО "Облохотрыболовсоюз" в отзыве на кассационную жалобу указало на необоснованность изложенных в ней доводов, просило об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения.
Иные, участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что на праве общей долевой собственности земельный участок площадью 273000 кв.м, расположенный в 9300 метров на северо-запад от деревни Болотово, в 6700 метров на юго-запад от села Кундравы в Чебаркульском районе Челябинской области, кадастровый номер "данные изъяты", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, принадлежит Рыженину В.Г. (? доля в праве), Авдониной Л.А. и Краснову С.А. (по ? доли в праве).
Рыженин В.Г. и Авдонина Л.А. приобрели указанный земельный участок в равных долях на основании договора купли-продажи земельных участков от 02 августа 2019 года, заключенного с Багиной Н.С. По договору купли-продажи земельных участков от 30 декабря 2019 года Авдонина Л.А. продала Краснову С.А. ? долю от своей ? доли в праве.
Багина Н.С. приобрела указанный земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка N 11 от 11 июня 2013 года, заключенного с Варламовым М.А, который купил земельный участок 14 июня 2011 года у Пайкова А.Ю.
Пайков А.Ю. стал собственником земельного участка на основании договора купли-продажи земельного участка N 1 от 24 сентября 2009 года, заключенного со Струговым Н.Б, Коротовской Л.М. и Файзулиным Г.Ш, право собственности которых возникло на основании выписки из постановления главы администрации Чебаркульского района от 13 июня 1995 года N 465, N 1197 от 17 июля 2009 года, свидетельства о праве собственности на землю серии "данные изъяты" от 05 июля 1995 года, свидетельства о праве собственности на землю серии "данные изъяты" от 16 декабря 1995 года. Государственная регистрация права произведена 17 сентября 2009 года и 01 июля 2009 года.
В отношении спорного земельного участка в 2009 году проведены кадастровые работы, по результатам которых составлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Земельный участок, расположенный в "данные изъяты", 25 мая 2009 года N 1439 постановлен на государственный кадастровый учет.
Из материалов кадастрового дела, а также реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" усматривается, что он образован из земель ТОО СХО "Уралаз-Кундравы".
Согласно акту согласования и установления границ земельного участка, границы земельного участка согласованы с начальником Управления Муниципальной собственности Чебаркульского района - Варламовым М.А.
Постановлением главы Чебаркульского района Челябинской области от 06 февраля 1998 года N 64 на основании постановления главы администрации Челябинской области N 224 от 17 марта 1997 года " О совершенствовании структуры управления лесным фондом Челябинской области" все предприятия, учреждения и сельскохозяйственные организации района, имеющие в ведении лесной фонд, обязаны были передать его Чебаркульскому опытному лесхозу, в том числе, ТОО " УралАЗ-Кундравы" 3263 га. 01 марта 1998 года между ТОО "УралАЗ-Кундравы" и Чебаркульским опытным лесхозом в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ, постановления главы администрации Челябинской области N 224 от 17 марта 1997 года, постановления главы Чебаркульского района Челябинской области от 06 февраля 1998 года N 64 составлен акт приема-передачи лесного фонда площадью 3263 га.
Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 29 мая 1998 года N 89 включены в границы лесхозов участки лесного фонда общей площадью 267948 га, ранее находившиеся в ведении сельскохозяйственных организаций согласно приложению, в том числе, Чебаркульский опытный лесхоз - ТОО "УралАЗ-Кундравы" 3263 га. На основании указанного приказа Челябинского управления лесами от 08 июня 1998 года N 83 в границы лесхозов включены принятые участки лесного фонда, в том числе, Чебаркульский опытный лесхоз - ТОО "УралАЗ-Кундравы 3 263 га.
16 января 2004 года произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на основании ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации на участок лесного фонда общей площадью 87180000 кв.м, леса 1 группы(категории защищенности :противоэрозионные леса; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автодорог), по адресу: Челябинская область Чебаркульский район Кундравинское лесничество Чебаркульского опытного лесхоза, кварталы 1-97, 1106, 1116, 1126, 1136, 1146, 1156, 1166, 1176, 1186, 1196, 1206, 1216, 1227, 1234, 1246; кадастровый (или условный) номер "данные изъяты" (свидетельство о государственной регистрации права собственности N "данные изъяты"
Распоряжением Главного управления лесами Челябинской области от 31 марта 2008 года N 98-Р изменены адреса местоположения лесных (земельных) участков, в том числе, квартала с 1 по 97, 985, 995, 1005, 1015, 1025, 1035, 1045, 1055, 1065, 1075, 1085, 1095, 1106, 1116, 1126, 1136, 1146, 1156, 1166, 1176, 1186, 1196, 1206, 1216, 1227, 1234, 1246 Кундравинского лесничества Чебаркульского опытного лесхоза, считать кварталами с 1 по 124 Кундравинского участкового лесничества ОГУ " Чебаркульское лесничество"
В связи с указанным 25 апреля 2008 года выдано взамен свидетельства о государственной регистрации права собственности N 096484 серия 74-АЗ от 16 января 2004 года повторное свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации (на основании ч.1 ст. 4.3 Федерального закона РФ " О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" N201-ФЗ от 04 декабря 2006 года, п.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации) на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, площадь 87180000 кв.м, адрес: Челябинская область Чебаркульский район кварталы с 1 по 97, с 110 по 124 Кундравинского участкового лесничества ОГУ " Чебаркульское лесничество", кадастровый (или условный) "данные изъяты"
05 мая 2009 года Федеральное агентство по управлению государственным имуществом издало распоряжение N 587-р "О формировании земельных участков Кундравинского участкового лесничества". Данным распоряжением предусмотрено формирование из лесного участка общей площадью 87180000 кв.м, категория земель - земли лесного фонда, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, Кундравинское участковое лесничество ОГУ "Чебаркульское лесничество", кварталы с 1 по 97, со 110 по 124, лесные участки, в том числе участок площадью 87138006 кв.м, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 67-2009-03, расположенный по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, Кундравинское участковое лесничество ОГУ "Чебаркульское лесничество", кварталы: 1 (выделы: 1, часть 2, 3-13, часть 14, часть 15, 16-18, 20-32, 34-39), 2, 3, 4, (выделы: 1-9, 11-19), 5 (выделы: 1-10, 13-14), 6 (выделы: 1-8, 10-12), 7-11, 12 (выделы: 1-14, 16-19), 13 (выделы: 1-2), 14-34, 35 (выделы: 1-7, 9, 10, 12, 14, 16-27, 29, 31-33, 35-39), 36-39, 40 (выделы: 1-5, 8-11, 13, 14, 17-43), 41, 42, 43 (выделы: 1-11, 13-18), 44 (выделы: 1-17, 20-25, 27-32), 45-61, 62 (выделы: 1, 2, 4-14), 63-76, 77 (выделы: 1-6, 8-19), 78-90, 91 (выделы: 1-12, 14-22), 92-97, 110, 111, 112 (выделы: 1-6, 8-21, 23, 25, 27-50, 52-55), 113 (выделы: 1-15, 17-21), 114 (выделы: 1-5, 7-11, 20-23), 115 (выделы: 1-20, 23, 24), 116, 117, 118 (выделы: 1-15, 17), 119, 120 (выделы: 1, 2, 5, 7), 121-123, 124 (выделы: 1-24, 26), для ведения лесного хозяйства.
На основании данного распоряжения 30 июля 2009 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым (условным) номером 74-74-38/065/2009-052, о чем составлена соответствующая запись.
На основании кадастровой выписки о земельном участке (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 20 июля 2011 года N "данные изъяты" в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены изменения в части уточнения данных об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым (условным) номером "данные изъяты", а именно: земельному участку присвоен кадастровый номер "данные изъяты". Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
10 декабря 2012 года Главное управление лесами Челябинской области передало по договору N 719 в аренду ООО " Браус" лесной участок, к договору в последующем заключались соглашения об изменении и дополнении.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 21 августа 2020 года по делу А76-39004/2017 утверждено мировое соглашение между региональной общественной организацией "Союз обществ охотников и рыболовов" Челябинской области и Министерством экологии Челябинской области об урегулировании разногласий, возникших при заключении охотхозяйственного соглашения по охотничьему угодью "Чебаркульское". Указанное определение отменено постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10 марта 2021 года по кассационным жалобам Авдониной Л.А, Краснова С.А, Акимова М.Н, поскольку в границы охотничьего угодья " Чебаркульское" включены принадлежащие им земельные участки сельскохозяйственного назначения.
25 декабря 2020 года председатель правления Чебаркульского городского отделения "Облохотрыболовсоюз" обратился в Главное управление лесами Челябинской области, указав, что 18 декабря 2020 года сотрудниками Чебаркульского городского отделения совместно с лесничим Кундравинского лесничества проведена проверка установки запретительных аншлагов на землях сельхозназначения и Гослесфонда, на которых имеется надпись "Частная собственность, проход, проезд, стрельба, выгул собак запрещен", владельцы участков препятствуют сбору грибов, ягод, проведению охоты; владельцам участков незаконно передана территория Гослесфонда (2 озера и участки леса).
По результатам данного обращения проведена проверка в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в ходе которой Главным управлением лесами Челябинской области установлено, что данный земельный участок является частью лесного участка в квартале 112 выделы 50, 51, 52 Кундравинского участкового лесничества Чебаркульского лесничества (согласно лесоустроительным документам) и был предъявлен настоящий иск.
В марте 2021 года жители с. Кундравы Чебаркульского района обратились в Челябинскую природоохранную прокуратуру с заявлением о том, что Авдонина Л.А, Краснов С.А, Рыженин В.Г. приобрели земельные участки, в том числе, с кадастровым номером "данные изъяты", никакой деятельности не ведут, препятствуют сбору грибов, перекопали дороги и подъезд к рыболовным прудам.
Согласно заключению филиала ФГБУ " Росмлесинфорг" Поволжский леспроект" от 23 декабря 2021 года имеется пересечение границ земель лесного фонда (лесной участок по адресу: Челябинская область Чебаркульский район Чебаркульское лесничество Кундравинское участковое лесничество квартал 112 выделы 49 (часть), 50 (часть) 51(часть)) с границами земель иных категорий.
По сообщению филиала ФГБУ " ФКП Росреестра" по Челябинской области от 24 августа 2022 года в ЕГРН содержатся сведения о зоне с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) с реестровым номером 74:00-6.568 - Чебаркульское лесничество Челябинской области, сведения о которой внесены в ЕГРН 30 июня 2020 года в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 18 мая 2018 года N 437 " Об установлении границ Чебаркульского лесничества в Челябинской области".
Заключением судебного эксперта Двойниковой Л.В. от 05 августа 2022 года установлено, что сведения о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании Описания земельных участков от 22 мая 2009 года, выполненного ООО "Межевой центр", в результате кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путём выдела в счёт доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", местоположение: "данные изъяты"
Сведения о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16 января 2004 года. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В Едином государственном реестре недвижимости внесены сведения о земельном участке ТОО "Моховички" с кадастровым номером "данные изъяты" местоположением Челябинская обл, р-н Чебаркульский, ТОО СХО "Уралаз-Кундравы", площадь земельного участка 312642041 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельского хозяйства, дата постановки на учет 06 сентября 2006 года, статус "актуальные, ранее учтенные", правообладатель: общая долевая собственность. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства
Документом, определяющим границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", является проект землеустройства (перераспределения) земель ТОО "Уралаз- Кундравы" Чебаркульского района Челябинской области 1993 года (представлен Управлением Росреестра по Челябинской области на электронном носителе).
27 мая 2022 года в 11:00 экспертом проведен натурный осмотр объектов исследования, при котором присутствовали: Голубков О.В. - представитель Авдониной Л.A, Краснов С.А, Проскурин Д.Г. - представитель Региональной общественной организации "Союз обществ охотников и рыболовов" Челябинской области; Сесюнин А.В. - представитель Главного управления лесами Челябинской области.
В ходе натурного осмотра экспертом выявлено, что граница земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" не огорожена и не обозначена на местности объектами искусственного происхождения, позволяющими установить границы фактического землепользования на местности. Признаков того, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" используется в соответствии с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, сведения о котором содержатся в ЕГРН, не выявлено.
На земельном участке также имеются объекты искусственного происхождения, которые не являются объектами недвижимости.
В границах указанного земельного участка произрастает древесно-кустарниковая растительность. Территория земельного участка частично заболочена, в границах земельного участка расположены водные объекты, а также сооружение - дамба.
Поскольку граница земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" не огорожена и не обозначена на местности объектами искусственного происхождения, установить границы фактического землепользования на местности не представляется возможным.
Граница земельного участка лесного фонда с кадастровым номером "данные изъяты" также не обозначена и не закреплена на местности. Экспертом не были обнаружены лесоустроительные знаки (в том числе граничные квартальные столбы), квартальные просеки, следы прочистки или прорубки с затесками на деревьях, характеризующие деятельность лесоустроительных организаций (п. 53, 57 Лесоустроительной инструкции).
Таким образом, установить фактическое местоположение границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером "данные изъяты" эксперту не представилось возможным.
В результате геодезических работ были определены границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на местности по координатам характерных точек, содержащихся в ЕГРН, и установлено фактическое местоположение водных объектов по береговой линии, расположенных в границах указанного земельного участка.
В соответствии со сведениями, содержащимися в пояснительной записке проекта землеустройства (перераспределения земель) ТОО СХО "Уралаз-Кундравы", основной задачей проекта землеустройства является разграничение земель, находящихся в постоянном пользовании совхоза, земель сельских Советов, специального земельного фонда и крестьянских хозяйств (проект землеустройства, представлен Управлением Росреестра по Челябинской области на электронном носителе).
Графическая часть проекта землеустройства совхоза ТОО СХО "Уралаз-Кундравы" выполнена на основании картографического материала масштаба 1:10000.
При сопоставлении местоположения границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" со сведениями, содержащимися в проекте землеустройства (перераспределения земель) совхоза ТОО СХО "Уралаз-Кундравы" 1993 года, эксперт использовал картографический (растровый) материал в масштабе 1:10000 в системе координат МСК-74, находящийся на хранении в Государственном фонде данных и представленный управлением Росреестра по Челябинской области в составе базы данных АС ГЗК Чебаркульского муниципального района, и установил, что на растровом материале, а также в графической части проекта землеустройства (перераспределения земель) ТОО СХО "Уралаз-Кундравы", имеются характерные объекты местности (озера, дамбы, насосная станция и иные объекты), конфигурация и местоположение которых визуально сопоставимы между собой. Картометрическим методом, с использованием картографического (растрового) материала в системе координат МСК-74 и программного комплекса Технокад, экспертом проведено сопоставление местоположения границы исследуемого земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" со сведениями, содержащимися в проекте землеустройства (перераспределения земель) совхоза ТОО СХО "Уралаз-Кундравы" 1993 года. В результате сопоставления указанных материалов экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" частично расположен на землях сельских Советов и общая площадь наложения составляет 20785 кв.м.
Далее экспертом проанализированы сведения об угодьях, на которых расположен исследуемый земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", в целях определения, осуществлен ли выдел указанного земельного участков из состава паевых земель ТОО СХО "Уралаз-Кундравы".
Земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища, залежь, виноградники и др. многолетние плодовые насаждения) и на несельскохозяйственные угодья (внутрихозяйственные дороги, полезащитные лесополосы, не входящие в земли лесного фонда сельские леса и древесно-кустарниковая растительность, не входящие в земли водного фонда замкнутые водоемы, земли под зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также неудобья в виде оврагов, песков, солончаков, болот и т.п.).
В картографическом растровом материале масштаба 1:10000 в системе координат МСК-74, представленном управлением Росреестра по Челябинской области в составе базе данных АС ГЗК Чебаркульского муниципального района, содержатся сведения об экспликации земель.
При проведении сопоставления местоположения границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" со сведениями, содержащимися в картографическом растровом материале, экспертом выявлено, что в границах исследуемого земельного участка расположены водные объекты.
Местоположение границ (координаты) береговой линии водных объектов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", представлены ОАО "Уралмаркшейдерия".
В результате анализа сведений об экспликации земель в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", содержащихся в картографическом растровом материале, а также в графической части проекта землеустройства (перераспределения земель) ТОО СХО "Уралаз-Кундравы", с учетом сведений о местоположении водных объектов, экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" частично расположен на сельскохозяйственных угодьях - сенокос. Вместе с тем, земли, занятые сенокосами в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", не относятся к паевым землям ТОО СХО "Уралаз-Кундравы", поскольку расположены на землях, переданных Сельским Советам, в соответствии со сведениями, содержащимися в проекте землеустройства (перераспределения земель) ТОО СХО "Уралаз-Кундравы".
В остальной части земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен на несельскохозяйственных угодьях ТОО СХО "Уралаз- Кундравы", а именно: на землях, покрытых поверхностными водами (озера), заболоченных землях, землях, занятых сооружениями (дамбы, искусственные валы, плотины, полевые дороги), а также включает изрытые места.
В ходе натурного осмотра экспертом было выявлено, что граница земельного участка лесного фонда на местности не обозначена, что не позволяет установить ее фактическое местоположение методом спутниковых геодезических измерении.
Определение местоположения границы участка лесного фонда по представленной в материалах дела лесоустроительной документации возможно только с использованием картометрического метода.
Для установления координат поворотных точек границ земельных участков картометрическим методом необходимо, чтобы исходный планово-картографический материал обладал необходимыми геометрическими свойствами (материал был целостным и механически неискаженным) и на материале присутствовали опорные точки (четкие, однозначно читаемые объекты, обладающие известными координатами).
При сопоставлении местоположения границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" со сведениями о местоположении границ земель лесного фонда, содержащимися в материалах лесоустройства (план лесонасаждений совхоза "Кундравинский" Кундравинского лесничества Чебаркульского межлесхоза Челябинского управления сельского хозяйства устройства 1985 года; планшеты NN 13, 14 Чебаркульского лесничества, Кундравинского участкового лесничества 2014 года в масштабе 1:10000 и ЕГРН, экспертом установлено, что представленная лесоустроительная документация не содержит сведений о границах земельного участка лесного фонда, достаточных для установления границы с точностью, установленной требованиями законодательства. Планшеты не содержат математической основы карты: координатные сетки, отображение иных характерных объектов местности, позволяющих выполнить привязку к местности.
В связи с указанным эксперт пришел к выводу, что определить местоположение границ участка лесного фонда по сведениям, содержащимся в лесоустроительной документации 1985 и 2014 гг. с применением методов и соблюдения точности, предусмотренных действующим законодательством, не представляется возможным.
Эксперту дополнительно было представлено заключение о пересечении границ земель лесного фонда с границами земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с указанием каталога координат поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка и площади пересечения (письмо ФГБУ "Рослесинфорг" от 23 декабря 2021 года N19/01-1449).
Экспертом также было установлено, что сведения о местоположении границы территориальной зоны Чебаркульского лесничества Челябинской области внесены в ЕГРН (реестровый номер территориальной зоны 74:00-6.568).
В результате анализа сведений о местоположении границы земель лесного фонда, содержащихся в заключении ФГБУ "Рослесинфорг", и сведений ЕГРН о местоположении границы территориальной зоны N74:00-6.568 Чебаркульского лесничества Челябинской области, экспертом выявлено, что координаты поворотных точек границы, указанные в заключении ФГБУ "Рослесинфорг", соответствуют сведениям ЕГРН о границе территориальной зоны N74:00-6.568 Чебаркульского лесничества.
Учитывая изложенное, экспертом в целях определения параметров пересечения границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с границами земель лесного фонда были использованы сведения о границах территориальной зоны N74:00-6.568 Чебаркульского лесничества, содержащиеся в ЕГРН (кадастровый план территории N "данные изъяты" от 11 января 2022 года).
В результаты сопоставления сведений ЕГРН о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с границей территориальной зоны Чебаркульского лесничества, установлено пересечение границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с границами территориальной зоны N "данные изъяты" Чебаркульского лесничества, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Таким образом, эксперт пришел к выводам, что выдел земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" осуществлен частично за счет сельскохозяйственных угодий (сенокос), переданных сельским Советам, и частично за счет земель государственного лесного фонда, в остальной части земельный участок расположен на несельскохозяйственных угодьях ТОО СХО "Уралаз-Кундравы".
В результате исследования экспертом установлено:
площадь пересечения границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с землями сельскохозяйственных угодий (сенокос), переданных сельским Советам (с учетом корректировки согласно сведений ЕГРН о местоположении границы территориальной зоны N "данные изъяты" Чебаркульского лесничества), составляет 19435 кв.м, площадь пересечения границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с границами территориальной зоны N "данные изъяты" Чебаркульского лесничества, сведения о которых содержатся в ЕГРН, составляет 160633 кв.м.
В результате установления границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", за исключением земель сельскохозяйственных угодий (сенокос), переданных сельским Советам, а также за исключением земель лесного фонда, земельный участок становится многоконтурным, состоящим из 2 (двух) контуров.
В целях установления границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", за исключением земель сельскохозяйственных угодий (сенокос), переданных сельским Советам, а также за исключением земель лесного фонда, экспертом приведены сведения, которые следует исключить из ЕГРН - о координатах характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", и сведения, которые подлежат включению в ЕГРН - о координатах и площади.
Эксперт также пришел к выводу о том, что за исключением земель сельскохозяйственных угодий (сенокос), переданных сельским Советам, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен на несельскохозяйственных угодьях ТОО СХО "Уралаз-Кундравы", а именно: на землях, покрытых поверхностными водами (озера), заболоченных землях, землях, занятых сооружениями (дамбы, искусственные валы, плотины, полевые дороги), а также включает изрытые места, то есть, его выдел полностью был осуществлен из земель, не относящихся к паевым землям ТОО СХО "Уралаз-Кундравы".
В связи с тем, что исковые требования заявлены Главным управлением лесами Челябинской области в связи с наложением границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на земли государственного лесного фонда, полномочий в отношении земель сельских Советов (муниципальных образований) Главное управление лесами не имеет, эксперт Двойникова Л.В. была допрошена судебной коллегией в судебном заседании 04 октября 2022 года и дополнительно установилазначение площади земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" за исключением земель лесного фонда с указанием координат характерных точек, подлежащих исключению из ЕГРН, координат, подлежащих внесению в ЕГРН, с изменением наименования земельного участка на многоконтурный (3 контура), указанием площади каждого контура с погрешностью, после проверки заключения на исполнимость.
Разрешая спор по правилам производства в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" в границах и площадью, установленных судебным экспертом, частично налагается на лесной участок в квартале 113 выделы 50, 51, 52 Кундравинского участкового лесничества Чебаркульского лесничества, в связи с чем, учитывая нарушение ответчиками прав Российской Федерации (как собственника земельного участка с кадастровым номером земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты"), пришел к выводу о частичном удовлетворении требований Главного управления лесами Челябинской области путем изменения границы и площади земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по варианту, указанному судебным экспертом.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для признания отсутствующим права собственности ответчиков на спорный земельный участок, поскольку указанный способ защиты в настоящем деле не подлежит применению, кроме того, отсутствуют основания для истребования у ответчиков всего земельного участка, так как наложение земельных участков является частичным, истец не имеет полномочий на истребование части земельного участка ответчиков, выходящей за границы земель государственного лесного фонда.
В применении срока исковой давности, суд апелляционной инстанции ответчикам по основному иску отказал, поскольку счел данный срок не пропущенным, отметив и то, что в силу положений ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования, предусмотренные ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации: об устранении нарушений прав собственника, не связанных с лишением владения.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в государственный лесной реестр сведения о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", как о лесном участке категории земель лесного фонда, включены законно и обоснованно в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года.
Оснований для отмены судебного постановления по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам права, подлежащим применению, юридически значимые по делу обстоятельства судом определены верно.
В соответствии со ст. 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утв. Законом СССР от 17 мая 1977 года, ст. 4 Лесного кодекса РСФСР от 08 августа 1978 года, ст.ст. 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4616-1от 06 марта 1993 года, ч.ч.1, 2 ст. 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть, лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, но в силу закона оставались участками лесного фонда (государственной, а затем федеральной собственностью - ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, ст. 8 Лесного кодекса РФ 2006 года).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04 марта 1968 года N 144, предусматривалось, что колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР, находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 04 декабря 2006 года N 200-ФЗ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 ч.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. (п.2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (пп.2 п.5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством (п.1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В соответствии со ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации в государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с ч.1 ст. 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр (ГЛР), признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки образованы в целях заключения указанных договоров аренды) (ч.6 ст. 4.6 Закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (Закон N 172-ФЗ) в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (Закон N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 сентября 2017 года N 1795-О, Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 14 Закона N172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков
Установив частичное наложение спорного земельного участка на лесной участок в квартале 113 выделы 50, 51, 52 Кундравинского участкового лесничества Чебаркульского лесничества, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об изменении границ и площади данного участка в соответствии с вариантом, предложенным экспертом.
При этом судебной коллегией правомерно учтено, что положения Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", устанавливая, прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
При рассмотрении вопроса о применении ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Закона N 280-ФЗ суд апелляционной инстанции руководствоваться не только сведениями, содержащимися в ЕГРН относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01 января 2016 года, но и исследовал вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, законности возникновения прав на данный участок, а также законность внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", как о лесном участке категории земель лесного фонда, поскольку иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами.
Учитывая данные законоположения, обстоятельства наложения земельных участков, тот факт, что право собственности ответчиков по основному иску и право собственности Российской Федерации зарегистрированы на один и тот же участок, суд апелляционной инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы пришел к обоснованному выводу об отсутствии приоритета сведений в ЕГРН, ввиду наличия спора о праве.
Ссылки кассатора на незаконность включения спорного участка в границы Чебаркульского лесничества в 1998 году, а также указания на определение Верховного суда Российской Федерации от 22 января 2002 года по делу N 48-Г02-1, предметом рассмотрения которого являлась законность передачи в 1998 году земель совхоза в состав лесного фонда ГУ лесами Челябинской области, не свидетельствует об ошибочности выводов суда апелляционной инстанции о незаконности формирования спорного земельного участка с учетом земель лесного фонда, поскольку незаконность передачи лесов, связанная с превышением полномочий, отнесение спорной земли к лесному фонду не опровергает.
Позиция кассатора о несогласии с выводами суда о пересечении границ спорного участка с землями лесного фонда, об ошибочности внесения сведения о границах территориальной зоны Чебаркульского лесничества, содержащихся в ЕГРН в части пересечения со спорным участком, фактически направлена на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств.
Между тем, факт наложения границ спорного земельного участка на лесной участок подтвержден совокупностью доказательств, подробная оценка которых приведена в обжалуемом судебном акте.
На основании ст. ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций. В силу своей компетенции кассационный суд исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права апелляционной инстанцией, и правом переоценки доказательств не наделен.
Доводы о том, что, отклоняя позицию стороны ответчика о незаконности включения в ЕГРН в 2020 году сведений о границах территориальной зоны N 74:00-6.568 Чебаркульского лесничества со ссылкой на отсутствие судебного акта об обжаловании данного обстоятельства, суд не отразил заявленное ответчиками по основному иску ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Советским районным судом дела о незаконности включения названных сведений в ЕГРН, не могут быть приняты во внимание, поскольку из протокола судебного заседания от 18-25 октября 2022 года следует, что в удовлетворении ходатайства стороны ответчиков о приостановлении производства по делу мотивировано отказано.
Несогласие с результатами рассмотрения судом ходатайства само по себе, применительно к обстоятельствам данного дела, не свидетельствует о нарушении норм процессуального законодательства, как и не может являться основанием для вывода о нарушении прав ответчиков на судебную защиту.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться и с выводами суда апелляционной инстанции о неприменении срока исковой давности к первоначальным требованиям.
В силу абз. 5 ст.208 Гражданского кодекса Российской Федерации на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст. 304), исковая давность не распространяется.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 февраля 2010 ода N 177-О-О, взаимосвязанные положения абз.5 ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащей перечень требований, на которые не распространяется установленный ст.196 данного Кодекса общий 3-летний срок исковой давности, и ст.ст. 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации направлены на устранение длящихся нарушений прав собственника или иного владельца, не связанных с лишением владения, и в качестве таковых служат реализации предписаний ч.3 ст.17, ст.ст. 35, 46 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Установив, что из фактического владения Российской Федерации выбыла только часть земельного участка, относящегося к федеральной собственности, приняв во внимание, что занятие ответчиками части земельного участка, относящегося к землям Российской Федерации, не свидетельствует о переходе во владение ответчиков всего земельного участка, а также отклонив доводы ответчиков об использовании спорного земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования, суд апелляционной инстанции, учитывая, что ГУ лесами Челябинской области заявлен негаторный иск пришел к обоснованному выводу о том, что на заявленные требования исковая давность не распространяется.
При этом, как указано выше, несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений.
Нарушений прав ответчика Краснова С.А. на участие в судебном заседании судебная коллегия из материалов дела не усматривает, поскольку на слушанье дела назначенное на 18 октября 2022 года Краснов С.А, будучи извещенным надлежащим образом (л.д.9 т. 10), не явился, обеспечив явку своего представителя, по заявленному ходатайству Краснова С.А. об отложении судебного заседания по причине болезни, судебной коллегией с учетом мнения участников процесса, принято решение об объявлении в судебном заседании перерыва до 25 октября 2022 года, после окончания которого ни ответчик Краснов С.А, ни его представитель не явились, каких-либо просьб о предоставлении дополнительного времени, не заявили, ранее заявленное ходатайство Краснова С.А. об отложении, документов об установленном врачом диагнозе, периоде лечения, не содержало.
Довод о надлежащем извещении Краснова С.А. об объявленном в судебном заседании перерыве, о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права также не свидетельствует, так как после окончания перерыва судебное заседание продолжается (абз. 2 ч.3 ст. 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд не обязан извещать повесткой стороны об объявленном перерыве, а также о времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые считаются уже извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва.
Кроме того, согласно открытым данным с официального сайта Челябинского областного суда информация о перерыве, объявленном в судебном заседании 18 октября 2022 года, размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 19 октября 2022 года, об объявлении перерыва было известно и представителю Краснова С.А, действующему по доверенности.
Таким образом, судом верно разрешен спор при правильном определении характера правоотношений сторон и применении норм закона, подлежащих применению, исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, в отсутствие нарушений процессуального закона.
Предусмотренных ст.379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного постановленич не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Краснова Сергея Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.