Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1170/2022 по иску Мисютина Александра Михайловича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, службы и учебы, назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Мисютина Александра Михайловича на решение Свердловского районного суда г. Перми от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мисютин А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее ОПФР по Пермскому краю) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении в специальный стаж периодов работы, обучения на курсах и службы в армии, назначении досрочной страховой пенсии с даты обращения за ее назначением - 01 октября 2021 года, взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указал на то, что 01 октября 2021 года обратился в клиентскую службу в Гайнском муниципальном округе ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением УПФР в г. Кудымкаре Пермского края от 14 октября 2021 года в назначении досрочной страховой пенсии ему было отказано. При этом в специальный стаж не включены период прохождения службы в Советской Армии с 24 мая 1987 года по 30 мая 1989 года, период обучения на курсах водителей с 11 сентября 1989 года по 30 октября 1990 года, а также периоды работы с 01 ноября 1989 года по 28 ноября 1994 года водителем автомобиля на вывозке леса, с 10 июня 2008 года по 30 ноября 2008 года машинистом трелевочной машины, с 29 сентября 2009 года по 03 января 2010 года машинистом трелевочной машины на лесозаготовительном участке. С данным решением не согласен, т.к. работа в профессиях, предусмотренных Списком N 2, подтверждается его трудовой книжкой, включение в специальный стаж периода службы в армии было предусмотрено действовавшим в период работы законодательством, период нахождения на курсах повышения квалификации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации приравнивается к работе, во время которой работник направлялся на курсы, профессия машинист трелевочной машины предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 273. Кроме того, он работал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С учетом спорных периодов он имеет стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 15 июня 2022 года исковые требования Мисютина А.М. удовлетворены частично. Признано незаконным решение УПФР в г. Кудымкаре Пермского края от 14 октября 2021 года в части исключения из специального стажа Мисютина А.М. периодов работы с 01 ноября 1989 года по 28 ноября 1994 года, периода обучения на курсах с 11 сентября 1989 года по 30 октября 1989 года, периода службы в Советской Армии с 24 мая 1987 года по 30 мая 1989 года. На ОПФР по Пермскому краю возложена обязанность включить указанные периоды в специальный стаж Мисютина А.М. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 октября 2022 года решение Свердловского районного суда г. Перми от 15 июня 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Мисютина А.М. без удовлетворения.
В кассационной жалобе Мисютин А.М. просит отменить судебные постановления ввиду их незаконности в связи с неправильным применением норм материального права. Указывает на то, что судами не применены положения ранее действовавшего законодательства, предусматривавшего исчисление стажа в районах Крайнего Севера в льготном порядке, неверно указано, что он обратился с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку конкретный пункт в заявлении он не указывал. При этом обязанностью пенсионного органа является определение всех вариантов исчисления стажа, в том числе по Списку N 2 в льготном порядке. Не учтено судами и постановление Минтруда России от 01 апреля 2003 года N 15, которым установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком от 24 апреля 1992 года N 273, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком N 2 от 22 августа 1956 года N 1173. Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы с 01 октября 2008 года по 30 ноября 2008 года и с 29 сентября 2009 года по 03 января 2010 года, суды неправомерно сослались на списки предприятия, которые не относятся к законодательным документам и не имеют юридической силы. При этом отсутствие на его лицевом счете кодов досрочного пенсионного обеспечения в отношении указанных периодов работы не может влиять на его право досрочного выхода на пенсию, поскольку его вины в этом не имеется, сведения о работе в профессии, соответствующей Списку от 24 апреля 1992 года N 273, подтверждены трудовой книжкой, которая является основным документом о трудовой деятельности.
Полагает, что суды сделали необоснованный вывод о том, что машины типа Форвардер/Харвестор относятся к многофункциональным машинам и работники на таких машинах правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются, поскольку в соответствии с действующими Списками пенсия назначается досрочно при занятости в едином технологическом процессе лесозаготовок независимо от вида рубок, т.е. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не поставлено в зависимость от того, является ли лесозаготовительная техника многофункциональной или нет. Таким образом, судами необоснованно отказано во включении в специальный стаж периодов работы с 01октября 2008 года по 30 ноября 2008 года и с 29 сентября 2009 года по 03 января 2010 года, с учетом которых он имеет право на досрочное назначение страховой пенсии с уменьшением возраста пропорционально отработанному времени по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В связи с принятием Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации переименован в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, соответственно ОПФР по Пермскому краю с 01 января 2023 года переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что имеются основания для изменения судебных постановлений в части в связи с неправильным применением норм материального права.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Мисютин А.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 01 октября 2021 года обратился в УПФР в г. Кудымкаре Пермского края с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Кудымкаре Пермского края от 14 октября 2021 года Мисютину А.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа работы для назначения пенсии по данному основанию; в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с несоблюдением срока обращения за назначением пенсии.
Согласно указанному решению страховой стаж Мисютина А.М. составил 31 год 08 месяцев 08 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 26 лет 07 месяцев 08 дней (в районах Крайнего Севера 20 лет 04 месяца 01 день), специальный стаж по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" - 03 месяца 21 день (с 10 июня 2008 года по 30 сентября 2008 года в качестве машиниста трелевочной машины ЗАО "Лесинвест"), величина индивидуального пенсионного коэффициента - 90, 805.
При этом в специальный стаж Мисютина А.М. не включены периоды работы с 01 ноября 1989 года по 28 ноября 1994 года в качестве водителя автомобиля на вывозке леса в Гайнском леспромхозе Коми-Пермяцкого ПО "Комипермлес" (работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера), поскольку согласно акту документальной проверки факт работы в качестве водителя автомобиля на вывозке леса не подтвержден; с 10 июня 2008 года по 30 ноября 2008 года в качестве машиниста трелевочной машины "Форвардер"/"Харвестер" на лесозаготовительном участке ООО ЛК "Лесинвест", поскольку указанные машины относятся к многофункциональным лесозаготовительным машинам, работа на которых не дает права на досрочное пенсионное обеспечение; с 29 сентября 2009 года по 03 января 2010 года в качестве машиниста трелевочной машины ООО "Северный лес", поскольку согласно выписке из индивидуального лицевого счета сведения о страховом стаже представлены без указания кода особых условий труда, в перечни рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, данная профессия не включена, на предприятии лесозаготовки велись автоматизированными комплексами с применением машин "Форвардер"/"Харвестер", которые являются многооперационными лесосечными машинами.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж Мисютина А.М. периода работы с 01 ноября 1989 года по 28 ноября 1994 года, суд первой инстанции исходил из того, что Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (далее Список N 2 от 1956 года), действовавшим до 01 января 1992 года, разделом XXII "Лесозаготовки", подразделом "Заготовка и сплав леса" была предусмотрена профессия "шоферы лесовозных автомобилей"; с 01 января 1992 года начал действовать Список профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 273 (далее Список от 24 апреля 1992 года N 273), постановлением Минтруда России от 01 апреля 2003 года N 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком от 24 апреля 1992 года N 273, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком N 2 от 1956 года, на основании чего пришел к выводу о том, что спорный период подлежит учету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При этом суд отметил, что лесозаготовительный характер работ (рубка, обрезка сучьев, вывозка, раскряжовка) в Сергеевском лесопункте Гаинского леспромхоза Коми-Пермяцкого ПО "Комипермлес" подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (архивными справками, приказами ПО"Комипермлес", планами-графиками подготовительных работ к осенне-зимнему периоду лесозаготовок, актом проверки N 121).
Также суд первой инстанции признал обоснованными требования истца о включении в специальный стаж периода обучения на курсах водителей с 11 сентября 1989 года по 30 октября 1989 года, так как на курсы истец был направлен предприятием и указанное обучение было необходимым для осуществления трудовой деятельности; а также о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР с 24 мая 1987 года по 30 мая 1989 года, указав на то, что после службы следовала работа с тяжелыми условиями труда, включение службы в армии в специальный стаж было предусмотрено действовавшим в спорный период Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590.
Отказывая в удовлетворении требований Мисютина А.М. о включении в специальный стаж периодов работы с 10 июня 2008 года по 30 ноября 2008 года и с 29 сентября 2009 года по 03 января 2010 года, суд первой инстанции исходил из того, что период работы с 10 июня 2008 года по 30 сентября 2008 года ответчиком включен в специальный стаж истца, а периоды работы с 01 октября 2008 года по 30 ноября 2008 года и с 29 сентября 2009 года по 03 января 2010 года не подтверждены сведения индивидуального (персонифицированного) учета, работодателем сведения о льготном характере работы истца не представлялись, следовательно, работодатель не признавал работу истца льготной.
Определяя продолжительность специального стажа, суд первой инстанции, руководствуясь правилами суммирования стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, предусмотренными статьей 13 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "Отрудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, суд первой инстанции исходил из того, что выполнявшиеся истцом до 01 января 1992 года работы, предусмотренные Списком N 2 от 1956 года, и работы после 01 января 1992 года, предусмотренные Списком от 24 апреля 1992 года N 273, являются работами с одинаковыми условиями труда, в связи с чем не могут суммироваться в порядке, установленном статьей 13 Закона"О государственных пенсиях в Российской Федерации", поэтому подлежат включению в специальный стаж по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Установив, что общая продолжительность специального стажа истца по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", как с учетом периодов, включенных в специальный стаж ответчиком, так и подлежащих включению в специальный стаж согласно решению суда, составляет 07 лет 6 месяцев 16 дней, назначение досрочной страховой пенсии по указанному основанию при неполном стаже (менее 12 лет 06 месяцев) не предусмотрено, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о назначении досрочной пенсии с даты обращения за ее назначением - 01 октября 2021 года.
Доводы истца о применении льготного порядка исчисления стажа к спорному периоду работы с 01 ноября 1989 года по 28 ноября 1994 года, протекавшему в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, суд первой инстанции отклонил, указав на то, что срочный трудовой договор о работе в указанной местности, как это предусмотрено пунктом 110 Положения от 03 августа 1972 года N 590, истцом не представлен, положения статьи 94 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предусматривающей льготное (в полуторном размере) исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применению не подлежат, поскольку данный закон утратил свою силу с 01 января 2002 года, действующее с 01 января 2002 года законодательство не предусматривает льготного исчисления стажа.
Проверяя законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции исходил из того, что решение суда в той части, которой удовлетворены заявленные истцом требования, сторонами не оспаривается, согласившись с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части включения в специальный стаж периодов работы с 01 октября 2008 года по 30 ноября 2008 года и с 29 сентября 2009 года по 03 января 2010 года, поскольку право истца на досочную пенсию не подтверждено сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Кроме того, истребовав у ответчика материалы наблюдательных дел страхователей ООО "Северный лес", ООО "Лесозаготовительная компания "Лесинвест" (ООО "Лесопромышленная компания "Орион"), суд апелляционной инстанции установил, что Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость в которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии, по указанным предприятиям содержит наименование профессии "машинист трелевочной машины", однако, поименный перечень работников, в отношении которых работодателями подтверждено право на досрочное пенсионное обеспечение (представлены индивидуальные сведения о стаже с кодом льготы), не содержит фамилии истца, поименный перечень работников ООО "Северный лес" вообще не содержит профессии машиниста трелевочной машины.
Установив, что содержащиеся в выписке из индивидуального лицевого счета сведения льготный характер работы истца в спорные периоды не подтверждают, недостоверность данных сведений не доказана, суд апелляционной инстанции признал обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы с 01 октября 2008 года по 30 ноября 2008 года и с 29 сентября 2009 года по 03 января 2010 года, а также назначении досрочной страховой пенсии, поскольку имеющийся у истца стаж по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не дает права на досрочное назначение пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и определения суда апелляционной инстанции, полагая приведенные в них выводы соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда (по Списку N 2) не менее 12 лет 06 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет) на один год за каждые 2 года и 06 месяцев такой работы.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 06 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Назначение досрочной страховой пенсии по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при неполном стаже на указанных работах (менее 12 лет 06 месяцев) не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом приложений 5 и 6 к данному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Список от 24 апреля 1992 года N 273 содержит перечень профессий и должностей работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности. Указанным Списком предусмотрены, в том числе водители автомобилей на вывозке леса, машинисты трелевочных машин.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом под полным рабочим днем согласно пункту 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей... " понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
В силу статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно Порядку подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, характер работы и других факторы (показатели), определяющие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), подтверждается справками, а также иными документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами наосновании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4).
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию, является постоянная занятость истца (не менее 80% рабочего времени) на работах в едином технологическом процессе лесозаготовок, а также выполнение указанных работ на предприятиях лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктах, лесничеств, лесозаготовительных участков, подтверждение указанных факторов в установленном законом порядке, а именно сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, уточняющей справкой работодателя, выданной на основании документов за спорный период, или первичными документами, подтверждающими занятость истца в едином технологическом процессе лесозаготовок.
Поскольку в установленном законом порядке не подтверждено право истца на включение в специальный стаж периодов работы с 01 октября 2008 года по 30 ноября 2008 года и с 29 сентября 2009 года по 03 января 2010 года, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что суды неправомерно сослались на списки предприятия, которые не относятся к законодательным документам и не имеют юридической силы; отсутствие на его лицевом счете кодов досрочного пенсионного обеспечения не может влиять на его право досрочного выхода на пенсию, поскольку его вины в этом не имеется, сведения о работе в профессии, соответствующей Списку от 24 апреля 1992 года N 273, подтверждены трудовой книжкой, которая является основным документом о трудовой деятельности, являются несостоятельными, поскольку положениями пенсионного законодательства предусмотрена необходимость подтверждения специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, таких доказательств суду не представлено.
Доводы жалобы о том, что суды сделали необоснованный вывод о том, что машины типа Форвардер/Харвестор относятся к многофункциональным машинам и работники на таких машинах правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются, поскольку в соответствии с действующими Списками пенсия назначается досрочно при занятости в едином технологическом процессе лесозаготовокнезависимо от вида рубок, т.е. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не поставлено в зависимость от того, является ли лесозаготовительная техника многофункциональной или нет, судебной коллегией отклоняются, поскольку право на досрочное пенсионное обеспечение зависит от наименования профессии, характера выполнявшейся работы и полной занятости на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Между тем, как указал суд апелляционной инстанции, сославшись на разъяснение ФГУП "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Росздрава от 12 апреля 2007 года NОК-13-11/2799, рабочие, выполняющие работы на многофункциональных лесозаготовительных машинах типа "Форвардер" и "Харвестер", должны именоваться "машинист лесозаготовительной машины", такая профессия Списком от 24 апреля 1992 года N 273 не предусмотрена.
Ссылка истца в жалобе на то, что суды неверно указали, что он обратился с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку конкретный пункт в заявлении он не указывал, при этом обязанностью пенсионного органа является определение всех вариантов исчисления стажа, в том числе по Списку N 2, не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку судами верно определено, что оснований для отнесения периодов работы к Списку N 2 не имеется, т.к. работы, предусмотренные разделом XXII "Лесозаготовки" Списка N 2 от 1956 года, с 01 января 1992 года были исключены из Списка N 2 и включены в отдельный Список, в соответствии с которым право на досрочную пенсию определялось с 01 января 1992 года по подпункту "ж" статьи 12 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации", с 01 января 2002 года - по подпункту 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 01 января 2015 года - по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", которыми не предусмотрено назначение досрочной пенсии при неполном стаже работы. При этом оснований для суммирования работ, выполнявшихся до 01 января 1992 года и после 01 января 1992 года, в порядке, установленном статьей 13 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, также не имеется, поскольку работы в спорный период с 01 ноября 1989 года по 28 ноября 1994 года являются работами с одинаковыми условиями труда.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не учтено постановление Минтруда России от 01 апреля 2003 года N 15, которым установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком от 24 апреля 1992 года N 273, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком N 2 от 22 августа 1956 года N 1173, на правильность выводов нижестоящих судов не влияют, поскольку данное постановление может быть применено к периоду работы с 01 ноября 1989 года по 31 декабря 1991 года, который признан подлежащим включению в специальный стаж истца.
Между тем заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о том, что судами не применены положения ранее действовавшего законодательства, предусматривавшего исчисление стажа в районах Крайнего Севера в льготном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Частью 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В пункте 1 разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Минтруда России от 17 октября 2003 года N 29, указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 названного закона), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Статьей 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 данного закона, в льготном порядке исчисляются, в том числе периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Как следует из письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04 июня 2004 года N МЗ-637 "О порядке применения положения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П", подготовленного по результатам рассмотрения запроса Пенсионного фонда Российской Федерации о порядке установления трудовых пенсий в связи с вступлением в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан, при установлении пенсии до 01 января 2002 года применялись нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Указанные нормы предусматривали как льготное исчисление общего и специального трудового стажа при реализации права на пенсию, включая определение ее размера без применения индивидуального коэффициента пенсионера, так и календарное исчисление указанного стажа при определении ее размера с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию, а также общего трудового стажа при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года.
Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 29 января 2004 года N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" "по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)". С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
Указанные положения не были учтены судами нижестоящих инстанций, в связи с чем они пришли к неправильному выводу об отсутствии оснований для включения спорного периода работы истца с 01 ноября 1989 года по 28 ноября 1994 года в специальный стаж в льготном порядке из расчета один год работы за один год и шесть месяцев.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1). Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления вправе изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку судом апелляционной инстанции допущена ошибка в применении норм материального права в части исчисления стажа работы истца в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить обжалуемые судебные постановления в указанной части, возложив на ответчика обязанность включить в специальный стаж Мисютина А.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 01 ноября 1989 года по 28 ноября 1994 года в льготном порядке из расчета один год работы за один год и шесть месяцев.
При этом судебная коллегия отмечает, что с учетом изменения судебных постановлений продолжительность специального стажа истца по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" составляет менее 12 лет 06 месяцев, в связи с чем не имеется оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии. В этой части судебные акты являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда г. Перми от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 октября 2022 года в части удовлетворения исковых требований Мисютина Александра Михайловича о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 01 ноября 1989 года по 28 ноября 1994 года изменить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить в специальный стаж Мисютина Александра Михайловича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 01 ноября 1989 года по 28 ноября 1994 года, в льготном порядке из расчета один год работы за один год и шесть месяцев.
В остальной части решение Свердловского районного суда г. Перми от 15 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мисютина Александра Михайловича в части - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.