Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2204/2022 по иску прокурора Мишкинского района Курганской области в интересах Костровец Марии Андреевны к Департаменту здравоохранения Курганской области, Государственному бюджетному учреждению "Мишкинская центральная районная больница" о возложении обязанности обеспечить расходными материалами к инсулиновой помпе, по кассационной жалобе Департамента здравоохранения Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 21 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 29 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора пятого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Павлову О.А, полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Мишкинского района Курганской области обратился в суд в интересах Костровец М.А. с административным иском к Департаменту здравоохранения Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
В обоснование исковых требований, с учетом их изменения указывал, что прокуратурой по обращению Костровец М.А. была проведена проверка соблюдения прав граждан об обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе. В ходе проверки установлено, что Костровец М.А. в 2018 году бесплатно была оказана специализированная высокотехнологичная медицинская помощь - установлена инсулиновая помпа, к которой необходимы расходные материалы (инфузионные наборы и резервуары), тест-полоски. С момента установки инсулиновой помпы расходными материалами к ней Костровец М.А. не обеспечивалась, приобретая их за свой счет. 05 июля 2021 года Департаментом здравоохранения Курганской области Костровец М.А. было отказано в обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе за счет средств областного бюджета по причине того, что обеспечение такими расходными материалами за счет средств областного бюджета не предусмотрено. Просил признать незаконным бездействие Департамента здравоохранения Курганской области, Государственного бюджетного учреждения "Мишкинская центральная районная больница" (далее - ГБУ "Мишкинская центральная районная больница"), выразившееся в непринятии мер по обеспечению Костровец М.А. расходными материалами к инсулиновой помпе; возложить на ГБУ "Мишкинская центральная районная больница" обязанность включить в сводную заявку на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, специализированные продукты лечебного питания для обеспечения Костровец М.А. расходными материалами к инсулиновой помпе, в которые входят: инфузионная система "Медтроник типа Квик Сет ММТ-399 6/60 мл; резервуар МиниМед 3, 0 мл ММТ-332А; возложить на Департамент здравоохранения Курган области обязанность обеспечить Костровец М.А. указанными расходными материалами к инсулиновой помпе за счет средств бюджета Курганской области до отмены по медицинским показаниям.
24 ноября 2021 года суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства, о чем вынесено соответствующее определение.
Определением Мишкинского районного суда Курганской области от 25 ноября 2021 года гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Курганский городской суд Курганской области.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 21 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 29 ноября 2022 года, исковые требования удовлетворены: признано незаконным бездействие Департамента здравоохранения Курганской области, ГБУ "Мишкинская центральная районная больница", выразившееся в непринятии мер по обеспечению Костровец М.А. расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование инсулиновой помпы невозможно; на ГБУ "Мишкинская центральная районная больница" возложена обязанность включить в сводную заявку на лекарственные препараты изделия медицинского назначения специализированные продукты лечебного питания для обеспечения Костровец М.А. расходными материалами к инсулиновой помпе, в которые входят: инфузионная система "Медтроник типа Квик Сет ММТ-399 6/60 мл; резервуар МиниМед 3, 0 мл ММТ-332А; на Департамент здравоохранения Курганской области возложена обязанность обеспечить Костровец М.А. расходными материалами к инсулиновой помпе за счет средств бюджета Курганской области, до отмены по медицинским показаниям.
В кассационной жалобе Департамент здравоохранения Курганской области ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Костровец М.А, "данные изъяты" года рождения, установлен диагноз "данные изъяты"
До достижения возраста 18 лет, Костровец М.А. относилась к категории "ребенок-инвалид", являлась получателем ежемесячной денежной выплаты по категории дети-инвалиды, обеспечивалась необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера).
Костровец М.А. получала медицинскую помощь в ГБУ "Шумихинская центральная районная больница", с апреля 2021 года Костровец М.А. получает медицинскую помощь в ГКУ "Мишкинская центральная районная больница".
Согласно выписному эпикризу врача-эндокринолога гематологического отделения стационара ГБУ "Курганская областная клиническая больница" от 9 июня 2018 года, Костровец М.А. в период с 31 мая по 9 июня 2018 года находилась на стационарном лечении с диагнозом "данные изъяты". Проведено лечение: перевод на помповую инсулинотерапию. Медицинская помощь оказана застрахованному в рамках программы ОМС. При выписке Костровец М.А. даны рекомендации: помповая инсулинотерапия - ВБС- 19, 8 ед/с, короткие плюсы по углеводному коэффициенту - 1:1, Новорапид-аспарат - 60 ед. в сутки, тест-полоски 1 раз в месяц.
17 октября 2018 года у Костровец М.А. родился сын.
Из выписки эндокринолога МЭЦ ГБУ "Курганская областная клиническая больница" от 27 апреля 2021 года следует, что консилиумом врачей, "данные изъяты" Костровец М.А. направлена на МСЭ для обеспечения расходными материалами к инсулиновой помпе.
11 мая 2021 года врачебная комиссия ГБУ "Мишкинская центральная районная больница" выдала Костровец М.А. направление на МСЭ для определения группы инвалидности.
13 мая 2021 года Бюро N 4 - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Курганской области" Минтруда России по результатам рассмотрения представленных документов в отношении Костровец М.А. провело заочную медико-социальную экспертизу, по результатам которой инвалидность не была установлена, о чем Костровец М.А. выдана справка N 42.4.45/2021.
29 июля 2021 года Костровец М.А. была уведомлена ФКУ "ГБ МСЭ по Курганской области" Минтруда России о том, что экспертным составом N 1 ФКУ "ГБ МСЭ по Курганской области" Минтруда России были рассмотрены медико-экспертные документы в порядке контроля решения Бюро N 4 - филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Курганской области" Минтруда России от 13 мая 2021 года с учетом результатов проведенного дообследования и подтверждено решение бюро N 4 от 13 мая 2021 года.
2 июня 2021 года врачом-терапевтом ГБУ "Мишкинская центральная районная больница" Костровец М.А. рекомендована - инсулиновая помпа и указано на необходимость обеспечения инфузионным набором Катетер Quik-Set 9/60 ММТ-399 160 шт/год, резервуаром ММТ-332А, 3 мл, 100 шт/год.
15 июня 2021 года ГБУ "Мишкинская центральная районная больница" обращалось в Департамент здравоохранения Курганской области с ходатайством об оказании содействия в обеспечении за счет средств регионального бюджета Костровец М.А. расходными материалами к инсулиновой помпе.
Согласно ответу Департамента здравоохранения Курганской области от 5 июля 2021 года действующим законодательством обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению Костровец М.А. расходными материалами к инсулиновой помпе за счет средств областного бюджета не предусмотрены.
21 июля 2021 года врачом-эндокринологом ГБУ "Курганская областная клиническая больница" Костровец М.А. также рекомендована помповая инсулинотерапия, установлена нуждаемость в предоставлении расходных материалов к помпе, аналогичные рекомендации даны на приемах 31 августа 2021 года, 10 сентября 2021 года.
17 января 2022 года у Костровец М.А. родилась дочь.
Из представленных Департаментом здравоохранения Курганской области в материалы дела сводных заявок на 2022 год от ГБУ "Мишкинская центральная районная больница" и ГБУ "Шумихинская центральная районная больница" следует, что данные медицинские организации заявки на обеспечение их инфузионными наборами и резервуарами к инсулиновой помпе не подавали.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 19, 29, 38, 43, 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890, Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года N 1492, Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Курганской области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утверждённой постановлением Правительства Курганской области от 29 декабря 2017 года N 519, Перечнем медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N 3053-р, исходил из того, что установка инсулиновой помпы Костровец М.А. осуществлена по медицинским показаниям бесплатно в рамках программы государственных гарантий; в отсутствие расходных материалов - инфузионного набора к инсулиновой помпе и резервуара к инсулиновой помпе, инсулиновая помпа работать не может; заболевание - сахарный диабет, которым страдает Костровец М.А, входит в Перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и медицинские изделия
отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Поскольку истцу по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно установлена инсулиновая помпа, то обеспечение ее расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно.
Обязанность обеспечения истца расходными материалами лежит на Департаменте здравоохранения Курганской области, который согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Курганской области от 14 августа 2012 года N 363, является исполнительным органом государственной власти Курганской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере здравоохранения на территории Курганской области и на него возложена организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Установив, что Костровец М.А. получает медицинское обслуживание в ГБУ "Мишкинская центральная районная больница", состоит на учете и наблюдается в данном медицинском учреждении, ГБУ "Мишкинская центральная районная больница", зная об имеющемся у Костровец М.А. заболевании и установленной у нее инсулиновой помпе, не принимает мер по обеспечению пациента расходными материалам, суд первой инстанции пришел к выводу, что данное бездействие ответчика является незаконным и на ГБУ "Мишкинская центральная районная больница" подлежит возложению обязанность включить в сводную заявку на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, специализированные продукты лечебного питания сведения об обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе, а именно: инфузионной системой "Медтроник типа Квик Сет ММТ-399 6/60 мл; резервуаром МиниМед 3, 0 мл ММТ -332А, для предоставления истцу Костровец М.А.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что документов, подтверждающих отнесение к категории граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, включающего обеспечение необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", не представлено; Костровец М.А. инвалидом не является, в установлении инвалидности МСЭ ей отказали, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323 -ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года N 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Программа).
В разделе II Программы "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно" указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.
Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).
Аналогичные приведенным выше положения содержатся в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 1506, а также в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года N 1610.
Аналогичные приведенным выше положения содержались в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Курганской области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утверждённой постановлением Правительства Курганской области от 29 декабря 2017 года N 519 и действовавшей в период оказания Костровец М.А. высокотехнологичной медицинской помощи по имплантации ей инсулиновой помпы в 2018 году.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Статьей 61 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 62 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 62, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 62 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В период оказания Костровец М.А. высокотехнологичной медицинской помощи в виде имплантации ей инсулиновой помпы летом 2018 года названная помпа включена в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2016 года N 2229-р (утратило силу в связи с изданием распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N 3053-р).
Расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы, резервуары - в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2016 года N 2229-р, не были включены.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
Костровец М.А. к числу лиц, указанных в статье 61 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не относится.
Вместе с тем согласно части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Таким образом, к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых "сахарный диабет", бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием "сахарный диабет", за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Вопреки доводам кассационной жалобы, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Учитывая, что Костровец М.А. инсулиновая помпа установлена по жизненным показаниям бесплатно, имеющееся у нее заболевание является социально значимым, нуждаемость Костровец М.А. в заместительной инсулиновой терапии системами постоянной подкожной индукции (установке инсулиновой помпы) по медицинским показаниям подтверждена заключением врачебной комиссии ГБУ "Мишкинская центральная районная больница" от 11 мая 2021 года, вывод судов о том, что обеспечение ее расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, является правильным.
Довод кассационной жалобы о том, что что у истца вопрос о нуждаемости в инсулиновой помпе возникал только при планировании беременности отклоняется, поскольку установка инсулиновой помпы Костровец М.А. осуществлена по медицинским показаниям бесплатно в рамках программы государственных гарантий, нуждаемость ее в заместительной инсулиновой терапии системами постоянной подкожной индукции (установке инсулиновой помпы) по медицинским показаниям подтверждена заключением врачебной комиссии ГБУ "Мишкинская центральная районная больница" от 11 мая 2021 года.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных решений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 21 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента здравоохранения Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.