Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2409/2022 по иску Елизарова Виктора Леонидовича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда", по кассационной жалобе Елизарова Виктора Леонидовича на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Елизаров В.Л. обратился в суд к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда".
Исковые требования мотивировал тем, что на основании приказа Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 179п от 06 октября 2005 года он был награжден нагрудным значком "За работу без аварий" III степени. Ответчик отказал истцу в присвоении звания "Ветеран труда" по причине того, что значок "За работу без аварий" III степени которым он награжден, не относится ни к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде, ни к ведомственным знакам за заслуги в труде (службе) в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и не дает право на присвоение звания "Ветеран труда". Считает отказ ответчика незаконном, поскольку законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Полагает, что имеет право на присвоение звания "Ветеран труда", так как соответствует установленным законом критериям, в установленном законом порядке был награжден ведомственным знаком отличия в труде. Просил признать незаконным отказ ответчика в присвоении истцу звания "Ветеран труда"; возложить на ответчика обязанность присвоить звание "Ветеран труда"; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 октября 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Елизаров В.Л. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, стаж работы Елизарова В.Л. составляет более 25 лет. Истец работает в структурном подразделении ПАО "Сургутнефтегаз" машинистом подъемника. С 20 августа 2020 года истец является пенсионером по старости.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 06 октября 2005 года N 179-п Елизаров В.Л. награжден нагрудным значком "За работу без аварий" III степени.
Елизаров В.Л. обратился в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда".
Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 мая 2022 года в присвоении звания "Ветеран труда" Елизарову В.Л. отказано на том основании, что он не награждался ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу - 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N578. Исходя из положений нормативных актов, действовавших до 30 июня 2016 года, ответчиком указано, что оснований для присвоения звания "Ветеран труда" не имеется, поскольку нагрудный знак "За работу без аварий" III степени не относился к ведомственным знакам отличия в труде. Министерством транспорта России в качестве ведомственного знака отличия за заслуги в труде, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда" и отвечающего условиям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", установлен нагрудный знак "Почетный работник транспорта России" в соответствии с приказом Минтранса России от 30 сентября 2016 года N285 "О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации".
Полагая такое решение незаконным, Елизаров В.Л. обратился в суд.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года N115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", приказа Министерства транспорта России от 07 августа 1998 года N98 "Об утверждении примерного положения о нагрудном значке "За работу без аварий", приказа Министерства транспорта России от 24 декабря 2001 N181 "О совершенствовании порядка награждения ведомственными нагрудными знаками (значками) отличия, почетными грамотами и объявления благодарности Министра транспорта Российской Федерации", исходил из того, что нагрудный знак "За работу без аварий" III степени, которым награжден истец, относился к категории знаков отличия, учрежденных в целях обеспечения безопасности на транспорте, повышения уровня трудовой и транспортной дисциплины, популяризации и пропаганды опыта специалистов, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу на транспорте, и является одной из форм поощрения водителей автомобильного и городского электрического транспорта.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что нагрудный знак отличия "За работу без аварий" III степени, которым Елизарова В.Л. награжден 06 октября 2005 года, в перечень ведомственных наград, утвержденных Министерства транспорта Российской Федерации, как на день награждения, так и на день принятия Департаментом оспариваемого решения не входил, Министерством транспорта России в качестве ведомственного знака отличия за заслуги в труде, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда" и отвечающего условиям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", установлен только нагрудный знак "Почетный работник транспорта России".
Судебная коллегия соглашается с постановленными судами решениями и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой, Елизаров В.Л. настаивает на том, что учитывая критерии награждения значком "За работу без аварий", перечисленные в Положении Минавтотранса РСФСР от 21 апреля 1964 года, а именно длительная работа без дорожно-транспортных происшествий, нарушений трудовой дисциплины и Правил дорожного движения, наличие непрерывной работы в автохозяйстве в течение последних трех лет, - указанная награда является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии необходимой продолжительности трудового стажа, а истцу назначена страховая пенсия по старости, то есть необходимый стаж выработан.
Указанные доводы отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку по существу сводятся к субъективному толкованию заявителем норм материального права, которое не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 01 июля 2016 года) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ) в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения. Подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Кроме этого Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении прав на присвоение звания "Ветеран труда" в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде.
Так, частью 3 статьи 8 названного закона, вступившей в силу с 01 июля 2016 года, установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п, которым в число ведомственных знаков отличия нагрудные знаки "За работу без аварий" II, III степени не включены.
Согласно пункту 11, которым статья 7 Федерального закона "О ветеранах" дополнена с 01 июля 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из приведенных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с учетом переходных положений в связи с изменением оснований для присвоения звания "Ветеран труда", следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" требуется соблюдение определенных условий: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и награждение ведомственными знаками отличия в труде. При этом право учреждать ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда", вправе только федеральные государственные органы власти и государственные корпорации.
Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, уполномоченным учреждать ведомственные награды и знаки отличия в труде, на основании которых награжденные лица приобретают право на присвоение им звания "Ветеран труда", в соответствии с положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 (далее - Положение о Министерстве транспорта России), является Министерство транспорта Российской Федерации.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Из системного толкования Примерного положения о нагрудном значке "За работу без аварий", утвержденного Министерством транспорта Российской Федерации от 07 августа 1998 года N 98, постановления Президиума Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 01 марта 2000 года N 5-пп "Об утверждении Положения о нагрудном значке "За работу без аварий", приказа Министерства транспорта России от 24 декабря 2001 года N181, действовавших на момент награждения 06 октября 2005 года Елизарова В.Л. нагрудным знаком "За работу без аварий" III степени, следует, что его награждение производилось постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от своего имени и в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации, каких-либо ведомственных актов Министерства транспорта России, предоставлявших субъекту Российской Федерации производить награждение этим нагрудным знаком от имени Министерства, не имеется.
Нагрудный знак отличия "За работу без аварий" III степени, которым истец награжден 06 октября 2005 года в перечень ведомственных наград, утвержденных Министерства транспорта Российской Федерации, как на день награждения, так и на день принятия Департаментом оспариваемого решения не входили.
Как уже указывалось выше, Министерством транспорта России в качестве ведомственного знака отличия за заслуги в труде, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда" и отвечающего условиям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", установлен только нагрудный знак "Почетный работник транспорта России".
Вывод судебных инстанций об отсутствии со стороны ответчика нарушений законодательства при рассмотрении заявления Елизарова В.Л. о присвоении звания "Ветеран труда" является верным.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец награжден ведомственной наградой и на момент обращения за присвоением звания имел необходимый трудовой стаж, следовательно, имеет право на присвоение звания "Ветеран труда" по основаниям, предусмотренным до 30 июня 2016 года; утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", в результате чего лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания "Ветеран труда", гарантированного указанной статьей закона, что недопустимо, отклоняются судебной коллегией как необоснованные.
Доводы кассационной жалобы о том, что нагрудным знаком "За работу без аварий" награждались водители автотранспортных средств организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, работающие без нарушений дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и производственной дисциплины, при непрерывном стаже водителя в данном предприятии (организации) не менее трех лет, что награждение истца знаком "За работу без аварий" было произведено уполномоченным Министерством транспорта Российской Федерации (ведомством, учредившим данный знак отличия в труде) органом - Правительством ХМАО-Югры, не могут являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений, поскольку основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Из анализа законодательства и представленных материалов следует, что поскольку нагрудный знак отличия "За работу без аварий" III степеней не указан в перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", соответственно, не имелось оснований для возложения на ответчика обязанности присвоить истцу звание "Ветеран труда", действия ответчика по отказу истцу в присвоении звания "Ветеран труда" являются обоснованными и законными.
В соответствии с Положением от 21 апреля 1964 года решение о награждении водителей знаком "За работу без аварий" III степени принималось решением вышестоящей организации, в ведении которой находилось автохозяйство, и обкома (крайкома), горкома профсоюза, а в силу Примерного положения от 24 декабря 2001 года N181 решение о награждении нагрудным знаком "За работу без аварий" III степени принималось органом местного самоуправления, действующий же в настоящее время приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 сентября 2016 года N285 "О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации" в числе ведомственных наград Министерства транспорта Российской Федерации нагрудный знак "За работу без аварий" не предусмотрен.
Как следует из материалов дела, значками "За работу без аварий" III степени истец награжден на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а не Министерством транспорта Российской Федерации.
В Положении о нагрудном значке "За работу без аварий", утвержденному Министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР по согласованию с ВЦСПС 21 апреля 1964 года, ссылки на то, что награждение значком "За работу без аварий" III степени производится от имени министерства, не имеется.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства, и его выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебного постановления.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные постановления приняты с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Елизарова Виктора Леонидовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.