Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Марченко А.А, судей Ишимова И.А, Сапрыкиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-478/2022 по иску Сухоложского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Сухой Лог о признании незаконным бездействия и возложении обязанности
по кассационной жалобе администрации городского округа Сухой Лог на решение Сухоложского городского суда Свердловской области от 05 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А, выслушав возражения прокурора Кустикова А.Г. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Сухоложский городской прокурор обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа Сухой Лог о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обустройству площадки для складирования снега, сбор которого производится с территории городского округа, водонепроницаемым покрытием и обвалкой сплошным земляным валом, возложении обязанности обустроить площадку для складирования снега, сбор которого производится с территории городского округа, водонепроницаемым покрытием и обваловать сплошным земляным валом в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Протокольным определением Сухоложского городского суда Свердловской области от 28 июня 2022 года к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельный требований, привлечены Министерство финансов Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Решением Сухоложского городского суда Свердловской области от 05 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 октября 2022 года, исковые требования Сухоложского городского прокурора удовлетворены: признано незаконным бездействие администрации городского округа Сухой Лог, выразившееся в непринятии мер по обустройству площадки для складирования снега, сбор которого производится с территории городского округа Сухой Лог, водонепроницаемым покрытием и обваловкой сплошным земляным валом; на администрацию городского округа Сухой Лог возложена обязанность обустроить площадку для складирования снега, сбор которого производится с территории городского округа Сухой Лог, водонепроницаемым покрытием и обваловать сплошным земляным валом в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе администрация городского округа Сухой Лог просит судебные акты отменить. Ссылаясь на ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", приказ Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", указывает, что у администрации, как у органа местного самоуправления, отсутствуют полномочия по обустройству площадки для складирования снега, поскольку снег не относится к отходам производства и потребления. В этой связи полагает выводы судов о наличии у администрации обязанности принимать меры к созданию (обустройству) площадки для складирования снега, сбор которого должен производится с территории городского округа, соответствующей п. 34 СанПиН 2.1.3684-21, основанными не неверном применении норм права. Также отмечает, что суд в резолютивной части обязывает обустроить площадку, тем самым лишая ответчика права выбрать способ принятия мер по созданию (обустройству) площадки в рамках установленных федеральным законодательством полномочий. Считает, что судами не дана надлежащая правовая оценка доводам о том, что государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля, не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления. Обращает внимание на отсутствие в СанПиН 2.1.3684-21 указания на то, что именно орган местного самоуправления обязан оборудовать снежную площадку. Указывает, что денежные средства для исполнения решения суда по обустройству земельного участка под складирование снега главным распорядителем денежных средств в установленном законом порядке не могут быть выделены. Не учтено, что в отсутствие бюджетных средств на выполнение работ решение суда является неисполнимым, а также что для обустройства площадки для складирования снега необходима разработка проектной документации, проведение закупочных процедур.
Министерство финансов Свердловской области в отзыве на кассационную жалобу, а Сухоложский городской прокурор в возражениях на кассационную жалобу просят обжалуемые судебные постановления оставить без изменения.
Представитель ответчика администрации городского округа Сухой Лог, представители третьих лиц Министерства финансов Свердловской области, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия, проверяя в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемых судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает приведенные выше основания для их отмены.
Как установлено судами, в ходе проверки, проведенной Сухоложской городской прокуратурой, установлено, что администрацией городского округа Сухой Лог в качестве места складирования отходов зимней уборки (снега) определена территория городского округа на земельном участке с кадастровым номером 66:63:1602002:249, четвертый километр юго-западней города Сухой Лог, не доезжая до полигона твердых бытовых отходов с левой стороны от дороги.
Земельный участок с кадастровым номером 66:63:1602002:249 находится в государственной неразграниченной собственности, вид разрешенного использования земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения.
Письмом Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Сухой Лог и Богдановичском районе от 28 февраля 2013 года N 01-26-03-03/148 согласована площадка для складирования снега, вывозимого с территории г. Сухой Лог. Указано, что согласно п. 7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" размер СЗЗ от снегосплавных пунктов до жилой территории следует принимать 100 м. При размещении площадки для складирования снега это расстояние соблюдено.
Согласно справке Роспотребнадзора от 15 марта 2022 года на основании требования прокуратуры 11 марта 2022 года проведено обследование, в ходе которого установлено, что на 4-й км юго-западней города Сухой Лог Свердловской области, не доезжая до полигона твердых бытовых отходов с левой стороны от дороги (земельный участок с кадастровым номером 66:63:1602002:249), находится площадка для складирования снега, вывезенного с территории городского округа Сухой Лог. Размер площадки ориентировочно 300 на 100 метров. На момент осмотра производится вывоз и складирование снега на площадку, а также сталкивание снега в кучи к сторонам площадки бульдозером. Складирование снега осуществляется непосредственно на почву. Водонепроницаемое покрытие отсутствует. Установить наличие обваловки площадки складирования снега не представляется возможным в связи с глубоким снежным покровом. Нарушены требования пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 12 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), ст. 16, 35, 45.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 7, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГсК РФ), ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), ст.ст. 8, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 34 СанПиНа 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п. 3 Правил благоустройства территории городского округа Сухой Лог, утвержденных решением Думы городского округа Сухой Лог от 19 декабря 2019 года N 233-РД, исходил из того, что складирование снега, вывозимого с территории городского округа Сухой Лог, осуществляется на необорудованной для этого площадке, что создает угрозу загрязнения опасными веществами окружающей среды и угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятные и безопасные условия проживания, в связи с чем ответчик должен принимать меры к созданию (обустройству) площадки для складирования снега, сбор которого производится с территории городского округа, соответствующей требованиям п. 34 СанПиН 2.1.3684-21. Определяя годовой срок для исполнения решения суда со дня вступления его в законную силу, суд первой инстанции исходил из того, что данный срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выводами суда и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, поверхностные и подземные воды.
Согласно пп. 1, 2 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Пунктами 24 и 25 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
В силу ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимает вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), под которыми, в том числе вопреки позиции, изложенной в кассационной жалобе, понимается сам снег.
На основании п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.4 указанного выше Федерального закона).
Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года, предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Таким образом, доводы кассационной жалобы об отсутствии у администрации, как у органа местного самоуправления, полномочий по обустройству площадки для складирования снега опровергаются приведенным выше правовым регулированием, которое не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных правомочий по организации в границах муниципального образования мест для складирования снега, собранного при уборке территории города в зимний период, отвечающих требованиям санитарных правил, в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Непринятие указанных мер, и как следствие, размещение отходов на территории, не оборудованной для этих целей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Поскольку резолютивная часть решения суда не содержит какого-либо запрета относительно способа исполнения возложенной судом на ответчика обязанности, судебная коллегия отклоняет как надуманную ссылку в кассационной жалобе на то, что резолютивная часть решения суда, возлагающая на администрацию обязанность обустроить площадку, лишает ее права выбрать способ принятия мер по созданию (обустройству) площадки в рамках установленных федеральным законодательством полномочий.
Не принимается во внимание как необоснованное указание в кассационной жалобе на то, что судами не дана надлежащая правовая оценка доводам о том, что государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля, не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, поскольку из данного довода невозможно понять, какой государственный орган имеет ввиду заявитель, при том, что суд, как орган, осуществляющий правосудие, к государственному органу, уполномоченному на осуществление государственного контроля, не относится.
Также судом не осуществлено вмешательство в административно-хозяйственную деятельность ответчика, так как исполнение возложенной на него судом обязанности принять меры к соблюдению природоохранных и санитарно-эпидемиологических требований предусмотрено действующим законодательством и не может быть обусловлено усмотрением ответчика.
Суд не вмешивался в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления, не определял ни размер финансирования, ни порядок выделения средств, а указал на необходимость принятия мер к соблюдению требований законодательства.
Вопросы, касающиеся обеспечения ответчика денежными средствами, достаточными для исполнения решения суда, и порядка его исполнения, не опровергают правильность сделанных судом по существу спора выводов об игнорировании ответчиком предусмотренной законом обязанности и необходимости ее исполнения.
Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сухоложского городского суда Свердловской области от 05 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Сухой Лог - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.