Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-440/2022 по иску Сергеевой Гульнары Нуржановны к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Сергеевой Гульнары Нуржановны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 06 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав пояснения Сергеевой Г.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сергеева Г.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее ОПФР по Челябинской области) о признании незаконным решения УПФР в Кунашакском районе Челябинской области N107474/21 от 21 мая 2021 года об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости; о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию периоды работы:
- с 11 октября 2004 года по 05 ноября 2004 года, с 04 февраля 2008 года по 08 февраля 2008 года, с 28 сентября 2009 года по 23 октября 2009 года нахождение на курсах повышения квалификации в период работы в должности фельдшера бригады скорой помощи в Кунашакской центральной районной больнице;
- с 25 апреля 2011 по 31 декабря 2012 года в должности фельдшера ОАО "Челябинский кузнечно-прессовый завод";
- с 01 января 2013 года по 06 июня 2013 года в должности фельдшера в ОАО "Интегра-Геофизика" - "Ямалгеофизика-Восток";
- с 23 июня 2013 года по 24 сентября 2013 года, с 22 октября 2013 года по 30 апреля 2014 года, со 02 июля 2014 года по 16 июля 2014 года, с 17 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года, с 01 января 2015 года по 31 марта 2015 года, с 13 апреля 2015 года по 29 апреля 2015 года, с 25 июня 2015 года по 31 марта 2016 года, с 01 апреля 2016 года по 06 мая 2016 года в должности фельдшера в ООО "ГЕОТЕК-Восточная геофизическая компания";
- с 07 мая 2016 года по 31 мая 2019 года в должности фельдшера отдела по охране труда и промышленной безопасности в ООО "НГДУ Дулисьминское";
- с 10 августа 2019 года по 29 марта 2020 года, с 14 апреля 2020 года по 20 мая 2020 года в должности фельдшера в дирекции по охране труда в ПАО "ГЕОТЕК-Сейсморазведка";\
- с 06 июля 2020 года по 03 августа 2020 года в должности заведующей фельдшерским здравпунктом-фельдшером в дирекции по охране труда в ПАО "ГЕОТЕК- Сейсморазведка";
- с 29 декабря 2020 года по 15 февраля 2021 года работа в должности рабочей на геофизических работах в ООО "Сейсмопоиск";
о назначении досрочной страховой пенсии с 16 февраля 2021 года.
В обоснование исковых требований указала, что 16 февраля 2021 она обратилась в УПФР в Кунашакском районе Челябинской области с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением УПФР в Кунашакском районе Челябинской области N 107474/21 от 21 мая 2021 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности. Согласно решению УПФР в Кунашакском районе Челябинской области N 107474/21 от 21 мая 2021 года продолжительность ее специального стажа по постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 по состоянию на 16 февраля 2021 года составила 29 лет 05 месяцев 26 дней, по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 по состоянию на 16 февраля 2021 года составила 29 лет 05 месяцев 26 дней, а с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П составила 29 лет 05 месяцев 26 дней. В специальный стаж не включены спорные периоды работы по причине того, что сведения в индивидуальном лицевом счете отражены без кодов особых условий труда. Решение об отказе в назначении пенсии считает незаконными.
Решением Кунашакского районного суда Челябинской области от 02 июня 2022 года признано незаконным в части решение УПФР в Кунашакском районе Челябинской области N 107474/21 от 21 мая 2021 года об отказе Сергеевой Г.Н. в установлении досрочной страховой пенсии по старости; на ОПФР по Челябинской области возложена обязанность включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости периоды: нахождения на курсах повышения квалификации в должности фельдшера бригады скорой помощи в Кунашакской центральной районной больнице с 11 октября 2004 года по 05 ноября 2004 года, с 04 февраля 2008 года по 08 февраля 2008 года, с 28 сентября 2009 года по 23 октября 2009 года, всего 01 месяц 27 дней; работы фельдшером здравпункта Службы социальных и корпоративных программ ОАО "Челябинский кузнечно-прессовый завод" со 02 сентября 2011 года по 14 сентября 2012 года, всего 01 год 13 дней, за Сергеевой Г.Н. признано право на досрочную страховую пенсию по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, на ОПФР по Челябинской области возложена обязанность назначить Сергеевой Г.Н. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права. В удовлетворении остальной части исковых требований Сергеевой Г.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 06 октября 2022 года решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 02 июня 2022 года отменено в части удовлетворения исковых требований о признании частично незаконным решения УПФР в Кунашакском районе Челябинской области N 107474/21 от 21 мая 2021 года об отказе Сергеевой Г.Н. в установлении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области обязанности засчитать в специальный стаж период работы в качестве фельдшера здравпункта Службы социальных и корпоративных программ ОАО "Челябинский кузнечно-прессовый завод" со 02 сентября 2011 года по 14 сентября 2012 года, всего 01 год 13 дней, о признании за Сергеевой Г.Н. права на досрочную страховую пенсию по старости, о возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области обязанности назначить Сергеевой Г.Н. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении данных требований; это же решение суда в остальной части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сергеева Г.Н. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права при решении вопроса о включении в стаж медицинской деятельности периода работы с 25 апреля 2011 по 31 декабря 2012 года в должности фельдшера здравпункта Службы социальных и корпоративных программ ОАО "Челябинский кузнечно-прессовый завод", поскольку она фактически осуществляла лечебную деятельность, исполняла должностные обязанности фельдшера, в связи с чем полагает, что у неё возникло право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" произошла реорганизация Пенсионного фонда Российской Федерации в форме присоединения с Фондом социального страхования Российской Федерации, в связи с чем наименование ответчика "Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области" изменено на "Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области", о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области в судебное заседание кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 16 февраля 2021 года Сергеева Г.Н. обратилась в УПФР в Кунашакском районе Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Кунашакском районе Челябинской области N107474/21 от 21 мая 2021 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости Сергеевой Г.Н. отказано по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ требуемой продолжительности.
Как следует из решения УПФР в Кунашакском районе Челябинской области N 107474/21 от 21 мая 2021 года продолжительность специального стажа истца в сельской местности и в городах составила:
- по постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при последовательном применении нормативных правовых актов, действовавших в период выполнения работы по состоянию на 16 февраля 2021 года - 29 лет 05 месяцев 26 дней;
- по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 по состоянию на 16 февраля 2021 года - 29 лет 05 месяцев 26 дней, - с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П по состоянию на 16 февраля 2021 года - 29 лет 05 месяцев 26 дней, по состоянию на 31 декабря 2019 года - 29 лет 01 месяц 25 дней.
По результатам оценки пенсионных прав истца в её специальный (медицинский) стаж не включены следующие периоды работы:
- с 11 октября 2004 года по 05 ноября 2004 года, с 04 февраля 2008 года по 08 февраля 2008 года, с 28 сентября 2009 года по 23 октября 2009 года нахождение на курсах повышения квалификации в период работы в должности фельдшера бригады скорой помощи в Кунашакской центральной районной больнице;
- с 25 апреля 2011 по 31 декабря 2012 года в должности фельдшера ОАО "Челябинский кузнечно-прессовый завод";
- с 01 января 2013 года по 06 июня 2013 года в должности фельдшера в ОАО "Интегра-Геофизика" - "Ямалгеофизика-Восток";
- с 23 июня 2013 года по 24 сентября 2013 года, с 22 октября 2013 года по 30 апреля 2014 года, со 02 июля 2014 года по 16 июля 2014 года, с 17 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года, с 01 января 2015 года по 31 марта 2015 года, с 13 апреля 2015 года по 29 апреля 2015 года, с 25 июня 2015 года по 31 марта 2016 года, с 01 апреля 2016 года по 06 мая 2016 года в должности фельдшера в ООО "ГЕОТЕК-Восточная геофизическая компания";
- с 07 мая 2016 года по 31 мая 2019 года в должности фельдшера отдела по охране труда и промышленной безопасности в ООО "НГДУ Дулисьминское";
- с 10 августа 2019 года по 29 марта 2020 года, с 14 апреля 2020 года по 20 мая 2020 года в должности фельдшера в дирекции по охране труда в ПАО "ГЕОТЕК-Сейсморазведка";\
- с 06 июля 2020 года по 03 августа 2020 года в должности заведующей фельдшерским здравпунктом-фельдшером в дирекции по охране труда в ПАО "ГЕОТЕК- Сейсморазведка";
- с 29 декабря 2020 года по 15 февраля 2021 года работа в должности рабочей на геофизических работах в ООО "Сейсмопоиск"; по тому основанию, что по данным индивидуального лицевого счета периоды работодателем сданы без кодов особых условий труда.
Как следует из трудовой книжки Сергеевой Г.Н, 02 сентября 2011 года она принята на работу в качестве фельдшера в здравпункт службы социальных и корпоративных программ ОАО "ЧКПЗ", 14 сентября 2012 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника.
Сведения о периоде работы также подтверждены справкой ОАО "ЧКПЗ" N 15 от 17 февраля 2022 года, в которой указано, что Сергеева Г.Н. работала в указанный период в течение полного рабочего дня, на полную ставку.
В исторической справке о реорганизации здравпункта ЧКПЗ N 166 от 19 ноября 2019 года и в справе ПАО "ЧКПЗ" N 146 от 21 апреля 2022 года отражено, что с целью упорядочения работы по проведению профилактических осмотров и оказанию медицинской помощи работникам ОАО "ЧКПЗ" 01 апреля 1999 года был образован заводской "здравпункт" путем перевода из МУЗ поликлиника N9 г.Челябинска и введен в структуру хозяйственно-бытовой службы, 22 августа 2008 года здравпункт исключен из состава хозяйственно-бытовой службы и введен в состав Службы социальных и корпоративных программ, с 01 апреля 2014 года здравпункт исключен из ССКП и введен в состав Службы организации безопасности производства (СОБП). 01 августа 2020 года структурное подразделение "здравпункт" переименовано в "фельдшерский здравпункт". В штатном расписании за 1999-2020 годы указано структурное подразделение "здравпункт".
Согласно штатному расписанию ОАО "ЧКПЗ", утвержденному с 22 сентября 2008 года, в здравпункте завода предусмотрен 1 заведующий здравпунктом, 4 фельдшера, 1 зубной врач, 1 медсестра.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Сергеевой Г.Н, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что в периоды с 11 октября 2004 года по 05 ноября 2004 года, с 04 февраля 2008 года по 08 февраля 2008 года, с 28 сентября 2009 года по 23 октября 2009 года Сергеева Г.Н, замещающая должность фельдшера бригады скорой помощи в Кунашакской центральной районной больнице, находилась на курсах повышения квалификации, в течение которых за истцом сохранялась средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, повышение квалификации для истца, как медицинского работника, являлось обязательным условием выполнения работы, непосредственно относилось к её профессиональной деятельности, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для включения указанных периодов в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Разрешая требования Сергеевой Г.Н. о включении в специальный стаж периода работы в должности фельдшера ОАО "Челябинский кузнечно-прессовый завод" с 25 апреля 2011 года по 31 декабря 2012 года, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что Списком N781 от 29 октября 2002 года предусмотрено наименование должности - фельдшер фельдшерского здравпункта, в 1999 году здравпункт, в котором истец осуществляла свою трудовую деятельность, был переведен из состава поликлиники в структурное подразделение ЧКПЗ, при этом функциональные обязанности истца не изменились, должность занимаемая истцом предусмотрена Списком N 781 от 29 октября 2002 года, в связи чем признал обоснованными требования Сергеевой Г.Н. в указанной части.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в остальной части, суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "Интегра-Геофизика" - "Ямалгеофизика-Восток", ООО "ГЕОТЕК-Восточная геофизическая компания", ООО "НГДУ Дулисьминское", ПАО "ГЕОТЕК-Сейсморазведка", ООО "Сейсмопоиск", где осуществляла свою трудовую деятельность Сергеева Г.Н. по своей организационно-правовой форме являются коммерческими организациями, созданными для целей извлечения прибыли, основными видами деятельности предприятий является деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование, геолого-разведочные и геофизические работы, геодезическая и картографическая деятельность, в связи с чем они не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О пенсиях".
Установив, что специальный стаж истца с учетом периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периода работы в должности фельдшера в ОАО "ЧКПЗ" составляет 30 лет 08 месяцев 06 дней (29 лет 05 месяцев 26 дней + 1 месяц 27 дней + 1 год 13 дней), суд первой инстанции признал за Сергеевой Г.Н. право на досрочную страховую пенсию по старости и возложил на ответчика обязанность назначить Сергеевой Г.Н. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права.
Не соглашаясь с выводом суда первой инстанции о включении в специальный стаж истца периода работы с 02 сентября 2011 года по 14 сентября 2012 года в качестве фельдшера здравпункта Службы социальных и корпоративных программ ОАО "ЧКПЗ", отменяя решения суда в указанной части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении данных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 03 октября 2018 года N350-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что Сергеева Г.Н. в период с 02 сентября 2011 года по 14 сентября 2012 года осуществляла трудовую деятельность в открытом акционерном обществе, которое по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29
октября 2002 года N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в связи с чем пришел к выводу, что ОАО "ЧКПЗ" не относится к учреждениям здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение.
Установив, что без учета данного периода работы специальный стаж истца на дату обращения за назначением пенсии составлял менее 30 лет (29 лет 08 месяцев 06 дней), суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания за Сергеевой Г.Н. права на досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", равно как и для назначения пенсии с 16 февраля 2021 года.
Давая правовую оценку пенсионным правам истца, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие оснований для применения к спорным правоотношениям пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, поскольку в указанном пункте речь идет о фельдшерских здравпунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям, тогда как истица работала в здравпункте, который не относится к категории фельдшерского здравпункта воинской части.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для включения в стаж медицинской деятельности истца периода её работы с 25 апреля 2011 по 31 декабря 2012 года в должности фельдшера ОАО "Челябинский кузнечно-прессовый завод", соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о том, что спорный период работы подлежит включению в специальный стаж, поскольку в указанный период она осуществляла лечебную деятельность, основан на неправильном применении норм материального права.
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим медицинскую деятельность в учреждениях здравоохранения, закреплено в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года и действующего на момент обращения Сергеевой Г.Н. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 22, частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к настоящему Федеральному закону, согласно которому при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2021 году назначение пенсии производится не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781, Правила N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее- Список N 1066, Правила N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее - Список N 1397).
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-О).
Раздел "Наименование учреждений" Списка N 781, подлежащего применению к спорным правоотношениям, не предусматривает акционерные общества, здравпункты акционерных обществ.
В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 529н, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, здравпункты акционерных обществ и здравпункты обществ с ограниченной ответственностью в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.
Правовое положение акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью".
В соответствии с части 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
На основании пункта 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений), учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично..
Согласно статье 12321 Гражданского кодекса Российской Федерации (в действующей редакции), учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение) (пункт 2 статье 12321 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца, юридическое лицо - ОАО "Челябинский кузнечно-прессовый завод" исходя из приведенного выше правового регулирования не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка N 781, поскольку вышеуказанный Список не предусматривает организации, не являющиеся учреждениями здравоохранения и имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества.
То обстоятельство, что истец работала фельдшером ОАО "Челябинский кузнечно-прессовый завод", не дает ей право на включение спорного периода работы в медицинский стаж, поскольку ОАО "Челябинский кузнечно-прессовый завод" не относится к учреждениям здравоохранения.
В соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Таким образом, в соответствии с данным пунктом может быть зачтен в специальный стаж период работы во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций, относящимся к воинским частям.
Доказательств работы истца именно в структурном подразделении организации (воинской части), дающем основания для его зачета в стаж по данному пункту, истцом не представлено, в связи с чем суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что пункт 6 Правил N 781 к настоящему спору не подлежит применению.
Выводы суда об отказе во включении в специальный стаж периода работы с 25 апреля 2011 по 31 декабря 2012 года работа в должности фельдшера ОАО "Челябинский кузнечно-прессовый завод" являются правильными, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статей 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 06 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сергеевой Гульнары Нуржановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.