Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при секретаре Авдеевой Р.Р, с участием прокурора Драева Т.К, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3429/2022 по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 31 октября 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Компания Канопус" о признании недействующими отдельных положений приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.И, объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Новиковой В.И, представителя административного истца Пахомова С.В, заключение прокурора Драева Т.К, полагавшего решение подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в административном иске, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды", приложение 1 изложено в новой редакции. Названное постановление размещено 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, и опубликовано 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, от 26 ноября 2019 года N1574-ПП, от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, от 23 ноября 2021 N 1928-ПП Перечень объектов излагался в новых редакциях, действовавших с 1 января 2017 года, 1 января 2018 года, 1 января 2019 года, 1 января 2020 года, 1 января 2021 года и 1 января 2022 года соответственно.
Указанные постановления размещены: постановление от 29 ноября 2016 года N789-ПП - 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, и опубликовано 30 декабря 2016 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2 - 4; постановление от 28 ноября 2017 года N 911-ПП - 29 ноября 2017 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, и опубликовано 14 декабря 2017 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 1 - 5; постановление от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП - 29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, и опубликовано 13 декабря 2018 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 1 - 2; постановление от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП - 27 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, и опубликовано 10 декабря 2019 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1; постановление от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП на официальном сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, 25 ноября 2020 года, и опубликовано 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68, том 2; постановление от 23 ноября 2021 N 1928-ПП - на официальном сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, 8 декабря 2021 года, и опубликовано 14 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра" N 32.
Под пунктом N в Перечень на 2017 год, под пунктом N в Перечень на 2018 год, под пунктом N в Перечень на 2019 год, под пунктом N в Перечень на 2020 год, под пунктом N в Перечень на 2021 год, под пунктом N в Перечень на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
Под пунктом N в Перечень на 2017 год, под пунктом N в Перечень на 2018 год, под пунктом N в Перечень на 2019 год, под пунктом N в Перечень на 2020 год, под пунктом N в Перечень на 2021 год, под пунктом N в Перечень на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
Под пунктом N в Перечень на 2017 год, под пунктом N в Перечень на 2018 год, под пунктом N в Перечень на 2019 год, под пунктом N в Перечень на 2020 год, под пунктом N в Перечень на 2021 год, под пунктом N в Перечень на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Канопус" (далее - ООО "Компания "Канопус"), являющееся собственником поименованных нежилых зданий, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных положений приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", ссылаясь в обоснование своих требований на то, что указанные в них объекты недвижимости не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Оспариваемые положения противоречат действующему законодательству и нарушают права общества, поскольку включение объектов недвижимости в Перечни приводит к незаконному увеличению размера налога на имущество организации.
Решением Московского городского суда от 31 октября 2022 года административные исковые требования ООО "Компания "Канопус" удовлетворены.
Признаны недействующими пункты N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП с 1 января 2017 года, пункты N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП с 1 января 2018 года, пункты N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП с 1 января 2019 года, пункты N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП с 1 января 2020 года, пункты N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП с 1 января 2021 года, пункты N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1928-ПП с 1 января 2022 года. С Правительства Москвы в
пользу ООО "Компания "Канопус" взысканы судебные расходы в размере 4 500 рублей.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы просят решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильного применения норм материального права. Суд пришел к неверному выводу о несоответствии спорных зданий признакам объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Указывают на то, что на дату утверждения Перечней на 2017-2022 годы нежилые здания располагались в границах земельного участка с видом разрешенного использования, предусматривающим размещение офисных зданий, а также объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Ссылка в решении на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N46-П является неприемлемой, поскольку ограничение прав арендаторов на изменение вида разрешенного использования отсутствует ввиду нахождения участка в зоне сохраняемого землепользования, административный истец не был лишен права обратиться в уполномоченные органы исполнительной власти с заявлением об изменении вида разрешенного использования, о проведении мероприятий по определению фактического использования, о применении налоговой льготы. Исходя из сведений сети Интернет в здании с кадастровым номером N находятся автомойка и "Ресо МЕД". Согласно составленным с доступом в здания актам ГБУ "МКМЦН" от 27 апреля 2022 года N 100 % площади зданий с кадастровыми номерами N используется под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
От ООО "Компания "Канопус", прокуратуры города Москвы поступили письменные возражения на апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы, согласно которым решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты в установленных порядке и форме уполномоченным органом и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд указал, что включение зданий с кадастровыми номерами N в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017-2022 годы противоречит действующему федеральному законодательству.
Судебная коллегия не может согласиться с названным выводом суда в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации). На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2014 года.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия Перечня) налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка в городе Москве установлен постановлением правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого было предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка, а с 15 июня 2016 года согласно названному пункту в редакции постановления Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП - в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В свою очередь постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 1.2, 3.4, 3.5 названного Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с отражением результатов обследования в акте о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, с приложением соответствующих фотоматериалов. Согласно пункту 1.2 в редакции постановления Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП такие мероприятия проводятся с привлечением государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости (ГБУ "МКМЦН").
Из материалов дела следует, что ООО "Компания Канопус" является собственником объектов недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, назначение - нежилое здание, наименование - здание, расположенное по адресу: "адрес"; нежилого здания с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв. м, назначение - нежилое здание, наименование - здание, расположенное по адресу: "адрес"; нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, назначение - нежилое здание, наименование - нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес" (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 27 марта 2022 года N, от 23 мая 2022 года N).
Названные объекты недвижимости включены в Перечни по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в соответствии с одним из видов разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены.
Оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения поименованных нежилых зданий в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по названному критерию.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости на начало налоговых периодов 2017-2022 годов нежилые здания с кадастровыми номерами N находились в пределах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); легкая промышленность (6.3) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))".
Названный земельный участок предоставлен административному истцу в аренду на основании договора N от 11 января 2011 года для целей эксплуатации станции технического обслуживания автомобилей в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка на срок до 20 октября 2058 года.
Из наименования установленного вида разрешенного использования земельного участка усматривается, что он частично соответствует виду разрешенного использования 1.2.5 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", 1.2.7 "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", установленным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, видам разрешенного использования 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)", 4.4 "магазины", 4.9.1 "объекты придорожного сервиса (размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса; предоставление гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса; размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса), установленным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540.
Таким образом, вид разрешенного использования является смешанным, множественным, предполагает размещение на нем офисов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также иных объектов, не подпадающих под действие статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим включение объекта недвижимости в Перечень по критерию одного из видов разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен, должно осуществляться с учетом двадцатипроцентного критерия его предназначения или фактического использования для целей размещения офисов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу о предназначении объектов недвижимости (более 80% от общей площади) под размещение объектов учрежденческого и производственного назначения, а также об отсутствии у объекта признаков его использования под объекты офисно-торгового назначения.
Судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может, поскольку судом первой инстанции не учтено, что разрешенное использование земельного участка было уточнено договором аренды, согласно условиям которого на указанном участке могут размещаться только объекты технического обслуживания автомобилей, следовательно, оценка предназначения и фактического использования объектов недвижимости должна осуществляться с учетом данного обстоятельства.
Согласно экспликации на здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенные в нем помещения имеют наименования "комната персонала", "используется не по назначению", "кладовая", "коридор", "раздевалка", "сауна", "тамбур", "кабинет", "комната приема пищи", "комната для отдыха", согласно обследованию 1999 года имели учрежденческое назначение.
Вместе с тем, согласно рапортам о результатах планового (рейдового) обследования от 16 октября 2017 года N, от 18 ноября 2019 года N, составленным на основании ортофотоплана, в период действия договора аренды земельного участка от 11 января 2011 года данное здание в 2012-2013 годах было демонтировано, на его месте возведено новое здание аналогичной площади, используемое под автосервис, административные и офисные цели.
Наличие в здании с кадастровым номером N автосервиса подтверждается актом по результатам обследования земельного участка N от 1 ноября 2019 года (фактический пользователь - автотехцентр N 2 "Росавтосервис"), представленными фотографиями, в том числе из сети Интернет, согласно которым в здании расположены "AGIRA-автосервис", "Кинг Студия" (автотюнинг, автоателье), техноцентр "Максимум", на фасаде размещены вывески "CARGLASS", "шиномонтаж", имеются отзывы потребителей услуг автосервиса.
Из представленных административным истцом договоров усматривается, что в 2022 году в аренду ИП Жуковой С.Ф. под автотехцентр переданы расположенные в здании помещения площадью 300 кв. м, которая в указанный период предоставляла услуги по обслуживанию автомобилей ООО "ЕСД ГРУПП" согласно приложению N 1 (не представлено).
Судебной коллегией не могут быть приняты во внимание как доказательства неосуществления бытового обслуживания населения на начало налоговых периодов представленные административным истцом договоры на обслуживание транспортных средств юридического лица в связи с отсутствием сведений об их объеме, а также их явной недостаточностью для обеспечения доходности деятельности автосервиса, наличием частных отзывов на оказанные услуги, размещенных в сети Интернет.
Судебная коллегия не может принять во внимание сведения сети Интернет о размещении в здании ООО "Технонеруд" (производитель многокомпонентных грунтов), поскольку административным истцом не были представлены договор аренды с ООО "Технонеруд" (производитель многокомпонентных грунтов), иные данные, позволяющие установить период аренды, площадь занимаемых помещений.
Кроме того, административным истцом не представлены какие-либо доказательства, позволяющие установить отсутствие по данному адресу указанных в сети Интернет и актах уполномоченных органов организаций, оказывающих услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Помимо этого, актом ГБУ "МКМЦН" от 27 апреля 2022 года N, составленным на последующий налоговый период зафиксировано использование "данные изъяты" кв. м под размещения объекта бытового обслуживания (автосервис), "данные изъяты" кв. м - под размещение офиса, зафиксировано наличие платежного устройства.
Из экспликации на нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, усматривается, что в нем расположены торговый объект (зал торговый - "данные изъяты" кв. м), объект общественного питания (бар - "данные изъяты" кв. м, моечная - "данные изъяты" кв. м), ремонтные помещения, цех окраски, сушилка, тамбур ("данные изъяты" кв. м).
Согласно акту по результатам обследования земельного участка N от 1 ноября 2019 года в здании имеется множественность арендаторов, фактически здание используется под продовольственный магазин, столовую и автосервис (технический центр "FREEZER.RU").
В отношении торгового объекта с 2015 года ООО "Вертикаль" уплачивает торговый сбор ("данные изъяты" кв. м). По сведениям сети Интернет в здании расположены магазин "Продукты" (ООО "Вертикаль"), "Кинг Авто", "Садко Авто" (пункт техосмотра), cтоловая "Khait Food", "Rust servis" (технический центр), имеются отзывы частных клиентов об уровне услуг автосервиса.
В подтверждение неосуществления бытового обслуживания населения на начало налоговых периодов административным истцом представлены четыре договора на комплексное обслуживание транспортных средств от 1 декабря 2021 года, от 23 марта 2021 года, от 10 марта 2022 года, от 1 марта 2022 года, заключенные ИП Шарипкуловым Р.Р. ("Rust servis") соответственно с ГБУК г. Москвы "Московский академический театр сатиры", ЧОП "АФК-БЕЗОПАСНОСТЬ", ООО "АНК ГРУПП", ООО "АФК-Сервис", а также квитанция о разовом ремонтном заказе ОАО "РЖД" от 30 августа 2022 года.
Вместе с тем названные договоры на обслуживание транспортных средств при отсутствии договора аренды помещения, заключенного административным истцом с ИП Шарипкуловым Р.Р. и позволяющего определить площадь и характер использования помещений, сведений об объеме оказываемых услуг, при наличии отзывов частных клиентов не свидетельствуют об использовании ремонтных помещений зданий исключительно в целях оказания услуг юридическим лицам.
Из акта ГБУ "МКМЦН" от 27 апреля 2022 года N, составленного на последующий налоговый период, следует, что помещения здания используются под размещение объекта общественного питания ("данные изъяты" кв. м), объекта торговли ("данные изъяты" кв. м), объекта бытового обслуживания ("данные изъяты" кв. м).
Согласно экспликации на нежилое здание N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, в нем расположены производственные помещения с наименованием "мастерская", "помещение ремонтное", "цех".
Из акта по результатам обследования земельного участка N от 1 ноября 2019 года усматривается, что поименованное здание используется под автомойку, сведения о фактическом пользователе отсутствуют.
В материалы дела представлены договора аренды здания, заключенные административным истцом с ИП Королевой И.М. на каждый из налоговых периодов, согласно которым здание подлежит использованию под автомойку.
В подтверждение неоказания услуг населению приведены договоры на оказание услуг по мойке автотранспорта от 20 октября 2020 года с ООО "АКТ", от 5 марта 2021 года с АО КБ "Солидарность", что, по мнению судебной коллегии, при наличии отзывов частных лиц не свидетельствуют об использовании здания исключительно в целях оказания услуг юридическим лицам в каждом налоговом периоде.
Дополнительно следует учесть, что актом ГБУ "МКМЦН" от 16 декабря 2022 года N установлено, что здание на 86, 28 % используется под размещение автомойки, являющейся объектом бытового обслуживания.
Таким образом, поскольку из представленных в материалы дела доказательств усматривается использование более 20 % площади нежилых зданий под объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания на начало каждого налогового периода, то спорные объекты недвижимости обоснованно отнесены административным ответчиком к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в 2017-2022 годах по критерию одного из видов разрешенного использования земельного участка.
Доводы представителя административного истца о включении объектов постановлением Правительства Москвы от 21 декабря 2022 года N 2977-ПП в зону комплексного развития территории, а также в перечень объектов, подлежащих сносу/реконструкции, не указывают на иной характер использования нежилых зданий в налоговые периоды 2017-2022 годов.
При таком положении решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований ООО "Компания Канопус".
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Московского городского суда от 31 октября 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Компания Канопус" о признании недействующими пунктов N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП с 1 января 2017 года, пунктов N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП с 1 января 2018 года, пунктов N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП с 1 января 2019 года, пунктов N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП с 1 января 2020 года, пунктов N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП с 1 января 2021 года, пунктов N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1928-ПП с 1 января 2022 года.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.