Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Авдеевой Р.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-479/2022 по апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" на решение Московского областного суда от 21 ноября 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Аризона" о признании незаконным отказа в перерасчете кадастровой стоимости объектов недвижимости, возложении обязанности произвести перерасчет.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, объяснения представителя административного истца Чернова В.Г, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Аризона" (далее - ООО "Аризона") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" (далее - ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки") N от 18 января 2022 года в перерасчете кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, возложении обязанности произвести перерасчет.
В обоснование требований общество указало, что ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки" актом N от 2 августа 2021 года определилкадастровую стоимость указанных земельных участков, образованных в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером N, по состоянию на 19 июля 2021 года на основании недостоверных сведений об объектах оценки. Земельные участки не могли быть отнесены к подгруппе 6.1.1 "Производственные объекты с полными характеристиками", коду расчета вида использования 01:180, поскольку им, как и первоначальному участку, должен быть присвоен код расчета 01:010 "Растениеводство в целом" подгруппы 1.1 "Сельскохозяйственное использование за исключением рыболовства".
Решением Московского областного суда от 21 ноября 2022 года административные исковые требования ООО "Аризона" удовлетворены. Признано незаконным решение ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки" N от 18 января 2022 года об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объектов недвижимости. На ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки" возложена обязанность произвести перерасчет кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, определив для них подгруппу "1.1. Сельскохозяйственное использование за исключением рыболовства" с кодом расчета 01:010 "Растениеводство в целом".
В апелляционной жалобе ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что учреждением спорные земельные участки обоснованно были отнесены к подгруппе расчета 6.1.2 "Производственные объекты с неполными характеристиками", код расчета 01:180 "Обеспечение сельскохозяйственного производства в целом", исходя из вида их наиболее эффективного разрешенного использования с учетом положений Методических указаний, а также имеющейся информации об объектах на дату определения их кадастровой стоимости. По результатам проверки обоснованности доводов административного истца, изложенных в заявлении об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участок, учреждением были получены сведения о том, что земельные участки не относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, фактически в целях осуществления сельскохозяйственного производства не используются, на них в большей мере произрастает сорная растительность. Согласно сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами N отнесены к категории земель - земли промышленности и иного специального назначения. В соответствии с проектом Генерального плана Раменского городского округа участки находились в функциональной зоне промышленности, согласно Правилам землепользования и застройки Раменского городского округа - в территориальной зоне П (производственная зона). В результате изменения административно территориального устройства Московской области происходит разработка новых градостроительных документов и смена зон, в которые входят участки, с СХ-1 на П.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Представителем Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что ООО "Аризона" являлся собственником объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 30 июня 2021 года N).
19 июля 2021 года в ЕГРН внесены сведения о разделе земельного участка N на два участка с кадастровыми номерами N.
Земельный участок с кадастровым номером N имеет общую площадь "данные изъяты" кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, адрес: "адрес" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 18 марта 2022 года N);
Земельный участок с кадастровым номером N имеет общую площадь "данные изъяты" кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, адрес: "адрес" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 18 марта 2022 года N).
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N утверждена актом ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" от 12 ноября 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года в размере 3 308 925 рублей исходя из кода расчета 01:010 "Растениеводство в целом" подгруппы 1.1 "Сельскохозяйственное использование за исключением рыболовства".
В свою очередь кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами N определена актом ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" N от 2 августа 2021 года по состоянию на 19 июля 2021 года в размере 716 347 581 рубль 30 копеек и 27 034 800 рублей соответственно исходя из кода расчета 01:180 "Обеспечение сельскохозяйственного производства в целом" подгруппы 6.1.2 "Производственные объекты с неполными характеристиками".
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Обязанность доказывания недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, возложена на административного истца (часть 5 статьи 247, пункт 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя административный иск ООО "Аризона", суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что кадастровая стоимость земельных участков подлежала определению исходя из кода расчета 01:010 "Растениеводство в целом" подгруппы 1.1 "Сельскохозяйственное использование за исключением рыболовства" в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка с учетом действующих на момент определения кадастровой стоимости градостроительной документации, фактическим использованием участков.
Судебная коллегия полагает приведенные выводы правильными, основанными на положениях действующего законодательства.
Согласно статье 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Перечень соответствующих объектов недвижимости формируется органом регистрации прав.
Пунктом 1.3 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 и действовавших на момент определения кадастровой стоимости, при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. Применение методов массовой оценки для целей Указаний предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 9.2.2 Методических указаний для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на 14 основных сегментов в соответствии с приложением N 1 к Указаниям.
В силу пунктов 1.8, 1.10 Методических указаний земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности; его кадастровая стоимость должна определяться на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости. При определении кадастровой стоимости бюджетное учреждение исходит из того, что использование такого объекта недвижимости в соответствии с его разрешенным использованием и назначением может быть продолжено без нарушения требований законодательства.
Информация о событиях, произошедших после даты определения кадастровой стоимости, не может быть использована для определения кадастровой стоимости, за исключением случаев ее использования для подтверждения тенденций, сложившихся на дату определения кадастровой стоимости, когда такая информация соответствует сложившимся ожиданиям рынка на дату определения кадастровой стоимости (абзац 2 пункта 1.5 Методических указаний).
В соответствии с разделом 12 Методических указаний определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости. Результат расчета кадастровой стоимости в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, присвоенный независимо от категории земель код расчета вида разрешенного использования земельного участка имеет существенное значение для определения его кадастровой стоимости и должен определяться исходя из данных, существующих на дату определения кадастровой стоимости.
Согласно действовавшему на дату определения кадастровой стоимости (19 июля 2021 года) Генеральному плану сельского поселения Софьинское Раменского муниципального района Московской области, утвержденному решением Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 6 декабря 2017 года N 17/7-СД, исходный земельный участок с кадастровым номером N, а также образованные в результате его раздела земельные участки расположены в функциональной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1) (письмо Комитета по градостроительству и архитектуре Московской области N от 30 мая 2022 года)
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Раменского городского округа, утвержденного 14 июля 2021 года постановлением администрации Раменского городского округа Московской области N 7547, названные земельные участки входили в территориальной зоне СХ-1.
Таким образом, по состоянию на 19 июля 2021 года согласно действующей градостроительной документации спорные земельные участки были расположены в зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1) и были предназначены для сельского хозяйства, следовательно, не могли быть отнесены к сегменту 6 "Производственная деятельность", в том числе с кодом расчета 01:180 "Обеспечение сельскохозяйственного производства в целом", предполагающим, в числе прочего, размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства, осуществление иной деятельности, направленной на обеспечение производственной деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 13, 23 статьи 21 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке, а также описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости. Ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе неправильное определение таких условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, как разрешенное использование земельного участка.
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
Отказывая административному истцу своим решением N от 18 января 2022 года в перерасчете кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки" исходило из ответа Министерства имущественных отношений Московской области от 17 ноября 2021 года N, согласно которому перерасчет кадастровой стоимости земельных участков приведет к ее определению в размере, не соответствующему среднерыночным диапазонам цен на аналогичные объекты.
Вместе с тем названное обстоятельства в силу закона не может служить основанием для отказа в перерасчете в случае выявления ошибки, повлиявшей на величину кадастровой стоимости.
Кроме того, судом верно указано, что в нарушение пункта 6 статьи 12 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" бюджетное учреждение не обеспечило сбор недостающей информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе путем направления запросов о ее предоставлении в органы и организации, в распоряжении которых имеется такая информация.
Из материалов дела не следует, были ли ГБУ МО ""Центр кадастровой оценки" направлены запросы недостающей информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, осуществлен ее анализ.
Судом первой инстанции обоснованно не принято во внимание изменение градостроительной документации, произошедшей после даты определения кадастровой стоимости земельных участков, а именно утверждения решением Совета депутатов N от 22 декабря 2021 года Генерального плана Раменского городского округа Московской области, а изложение Правил землепользования и застройки Раменского городского округа постановлением администрации Раменского городского округа Московской области от22 февраля 2022 года N в новой редакции, согласно которым земельные участки включены в состав производственной зоны (П), поскольку учету подлежит информация о виде разрешенного земельного участка, существовавшая на дату проведения оценки, с учетом того, что его использование может быть продолжено.
Выводы суда основаны, в числе прочего, на заключении эксперта ООО "Объективная оценка" от 18 октября 2022 года N, согласно выводам которого земельные участки используются для выращивания травы (посеян клевер, люцерна), в связи с чем является допустимым отнесение земельных участков к подгруппе 1.1 "Сельскохозяйственное использование за исключением рыболовства" с кодом расчета 01:010 "Растениеводство в целом" по состоянию на 19 июля 2021 года, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что решение ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки" N от 18 января 2022 года об отказе в перерасчете кадастровой стоимости объектов недвижимости не соответствует закону, в связи с чем на учреждение обоснованно возложена обязанность произвести перерасчет кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, определив для них подгруппу "1.1. Сельскохозяйственное использование за исключением рыболовства" с кодом расчета 01:010 "Растениеводство в целом".
Доводы административного ответчика о фактическом неиспользовании по назначению земельных участков, не относящихся к числу особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, не могут быть приняты во внимание, поскольку названные обстоятельства не препятствуют присвоению участкам кода расчета исходя из установленного для них вида разрешенного использования с учетом их наиболее эффективного использования и не подтверждают обоснованность их отнесения подгруппе 6.1.1 "Производственные объекты с полными характеристиками".
При таком положении, решение Московского областного суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 21 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Московской области "Центр кадастровой оценки" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.