Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника Касаева Р.Р., действующего в интересах Тимошенко А.А., на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Аксайского судебного района Ростовской области от 30 июня 2021 года, вынесенное в отношении Тимошенко Анжелики Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Аксайского судебного района Ростовской области от 30 июня 2021 года Тимошенко А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 4 (четыре) месяца.
Определением судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 10 января 2022 года жалоба Тимошенко А.А. на вышеуказанное постановление мирового судьи возвращено без рассмотрения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Касаев Р.Р. просит изменить состоявшееся в отношении Тимошенко А.А. по настоящему делу об административном правонарушении постановление мирового судьи судебного участка N 2 Аксайского судебного района Ростовской области от 30 июня 2021 года, заменив административное наказание в виде лишения специального права на административный штраф.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Тимошенко А.А. к административной ответственности) предусмотрена ответственность за превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения, Правила) участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
На основании пункта 10.1 Правил дорожного движения, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Вне населенных пунктов разрешается движение: мотоциклам, легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3, 5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч (пункт 10.3 Правил дорожного движения).
Как следует из материалов дела, 20 мая 2021 года в 09 часов 35 минут на 6км автодороги "Подъезд к аэропорту "Южный" в Аксайском районе Ростовской области Тимошенко А.А, управляя транспортным средством "Ауди А5" с государственным регистрационным знаком N, превысила установленную скорость на 75 км/ч, двигаясь со скоростью 165 км/ч при разрешенной 90 км/ч на данном участке дороги, чем нарушила пункт 10.3 Правил дорожного движения.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.3); фотоматериалом (л.д.4-5); рапортом должностного лица (л.д.6) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее требования Правил дорожного движения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, привлечение Тимошенко А.А. к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, произведено уполномоченным должностным лицом на законных основаниях.
Порядок и срок привлечения указанного лица к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
Вместе с тем, доводы жалобы о наличии оснований для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного наказания нахожу заслуживающими внимание.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истек, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). К таким лицам административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами не применяется.
Как усматривается из материалов дела, сведения о водительском удостоверении Тимошенко А.А. инспектором ДПС в протокол об административном правонарушении внесены не были, ее личность установлена по паспорту (л.д.2).
В постановлении мирового судьи от 30 июня 2021 года каких-либо сведений о наличии у Тимошенко А.А. права управления транспортными средствами, не имеется.
Данных, подтверждающих факт получения Тимошенко А.А. права управления транспортными средствами, материалы дела не содержат.
Кроме того, согласно ответу начальника ОГИБДД ОМВД России по Тацинскому району от 25 ноября 2021 года следует, что Тимошенко А.А. водительское удостоверение не выдавалось (л.д.59).
Изложенное свидетельствует, что Тимошенко А.А. ранее не предоставлялось специальное право на управление транспортными средствами. В рассматриваемом случае данное обстоятельство мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении не проверялось, в то время как оно имеет существенное значение при назначении наказания.
Таким образом, с учетом достоверных данных об отсутствии у Тимошенко А.А. водительского удостоверения на момент вмененных ей событий, назначение названному лицу административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами противоречит требованиям вышеуказанных норм закона.
На основании вышеизложенного прихожу к выводу о наличии правовых оснований для изменения вида назначенного Тимошенко А.А. административного наказания с лишения права управления транспортным средством на штраф в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Аксайского судебного района Ростовской области от 30 июня 2021 года, вынесенное в отношении Тимошенко Анжелики Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: заменить назначенное Тимошенко Анжелике Алексеевне административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на административный штраф в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
В остальной части судебный акт оставить без изменения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Кузнецов М.С. N 5-2-352/2021
судья районного суда Шегидевич Е.Ю. N 12-19/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N16-3295/2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.