Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Богатых О.П.
судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Расшиваловой А.В, действующей в интересах администрации муниципального образования г. Краснодар, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 4 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Сарафяна В.М. об обжаловании действий.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сарафян В.М. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившееся в непредоставлении Сарафяну В.М. муниципальной услуги "Предварительное согласование земельного участка" в установленном порядке; обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар оказать муниципальную услугу "Предварительное согласование земельного участка" в установленном порядке в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований Сарафян В.М. указал, что в администрацию муниципального образования "адрес" им подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", под гаражным боксом N 165 в гаражно-строительном кооперативе N 66.
Между тем, как утверждал административный истец, по состоянию на 31 января 2022 года административный ответчик решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо мотивированного отказа в удовлетворении заявления от 11 октября 2021 года не предоставил.
Полагая данное бездействие незаконным, а свои права нарушенными, Сарафян В.М. просил об удовлетворении заявленных им административных исковых требований.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 4 августа 2022 года, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар, выраженное в непредоставлении Сарафяну В.М. муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка".
На администрацию муниципального образования г. Краснодар возложена обязанность оказать Сарафяну В.М. муниципальную услугу в соответствии с действующим законодательством в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования г. Краснодар Расшивалова А.В. просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В обоснование доводов заявитель утверждает, что в данном случае незаконного бездействия административным ответчиком не допущено.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для отмены постановленных по делу судебных актов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В целях реализации указанных конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
Судами установлено, что 11 октября 2021 года Сарафян В.М. обратился в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", под гаражным боксом N 165 в гаражно-строительном кооперативе N 66.
В связи с отсутствием решения по результатам рассмотрения данного обращения 17 января 2022 года Сарафян В.М. обратился в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предоставлении результата рассмотрения его заявления, поданного 11 октября 2021 года.
В письме от 11 февраля 2022 года N 144-026/22 департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, действуя по поручению администрации муниципального образования г. Краснодар, сообщил Сарафяну В.М. о направленных запросах в структурные подразделения администрации муниципального образования г. Краснодар для сбора дополнительной информации.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
На основании пункта 3 статьи 44 Устава муниципального образования г. Краснодар, принятого решением городской Думы Краснодара от 21 апреля 2011 года N 11 пункт 6, администрация муниципального образования г. Краснодар в области использования земли осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления) предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 19 февраля 2018 года N 603 утвержден административный регламент предоставления администрацией муниципального образования г. Краснодар муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности" (далее - Административный регламент).
На основании пункта 14 Административного регламента результатами предоставления муниципальной услуги являются: 1) решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и отсутствуют иные заявления граждан заинтересованных в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок; 2) решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка; 3) решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду наличия иных заявлений граждан, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 15.1 Административного регламента установлено, что принятие решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка либо опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных в заявлении целей (далее - Извещение) которое размещается на официальном сайте Российской Федерации http://www.torgi.gov.ru на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования г. Краснодар и городской Думы Краснодара http://www.krd.ru - не более 30 дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 16 Административного регламента общий срок предоставления муниципальной услуги составляет:
в случае наличия основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка - 30 дней;
в случае наличия основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду наличия иных заявлений граждан, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок - 67 дней;
в случае отсутствия оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участков, в том числе отсутствия заявлений иных граждан, крестьянского (фермерского) хозяйства о намерении приобретении прав на испрашиваемый земельный участок - 90 дней;
в случае если схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок предоставления муниципальной услуги может быть продлен не более чем до 45 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При этом, Административным регламентом не предусмотрено случаев продления срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и, исходя из пункта 16 Административного регламента, в случае наличия оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка срок принятия указанного решения не должен превышать 30 дней.
В приведенной связи судами нижестоящих инстанций верно было указано, что решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка либо опубликование извещения о предоставлении земельного участка по заявлению, поступившему 11 октября 2021 года, должно было быть принято в срок до 11 ноября 2021 года.
Между тем, по заявлению Сарафяна В.М. соответствующая муниципальная услуга в срок, установленный законом, административным ответчиком не оказана, решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги также не принято, что нарушает установленное статьей 5 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" право Сарафяна В.М. на своевременное получение муниципальной услуги.
При этом, руководствуясь положениями части 3 статьи 227 КАС РФ, суд в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению указал на необходимость предоставления Сарафяну В.М. муниципальной услуги в соответствии с действующим законодательством в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Судебная коллегия находит указанные выводы нижестоящих судов законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки нижестоящих судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены постановленных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 18 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 4 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 27 февраля 2023 года.
Председательствующий О.П. Богатых
Судьи Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.