Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Богатых О.П, Русакова А.Е.
рассмотрела путем использования систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Михайловой О.С. на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 14 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 3 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Михайловой О.С. к администрации Тракторозаводского района г. Волгограда, администрации Волгограда о возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Михайлова О.С. обратилась в Тракторозаводский районный суд г. Волгограда с административным исковым заявлением, в котором просила возложить на администрацию Тракторозаводского района г. Волгограда обязанность ликвидировать мусорную площадку, расположенную в охраной зоне дома N по "адрес" (далее - спорный объект) - памятника (объекта) исторического и культурного наследия регионального значения города-героя Волгограда-Сталинграда.
В обоснование административного иска Михайлова О.С. указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 16 января 2021 года N "О регистрации объекта культурного наследия регионального значения "Здание, где находился штаб 1-го истребительного народного ополчения Тракторозаводского района 1941-1942 гг", находящийся по адресу: "адрес", зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия в качестве достопримечательного места и поставлен на государственную охрану постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997 года N По мнению заявителя, указанный дом содержится в антисанитарных условиях с нарушением санитарно-эпидемиологического и санитарного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации по охране памятников, (объектов) исторического и культурного наследия по причине наличия на придомовой территории незарегистрированной мусорной площадки с 4 контейнерами, которая была образована летом 2018 года. Собственники квартир, проживающие в доме "данные изъяты", на проведенном общем собрании проголосовали за ликвидацию незарегистрированной мусорной площадки в охранной зоне дома. Управлением федеральной службы надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области 18 декабря 2020 года проведен осмотр мусорной площадки - места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) в присутствии представителей ООО "Управляющая организация г..Волгограда", ООО "УК ТЗР" и администрации Тракторозаводского района г..Волгограда, в ходе которого установлены нарушения норм установки мусорных контейнеров по СанПиН.
Согласно заключению ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" от 24 декабря 2020 года расстояние от места (площадки) накопления ТКО составляют: до жилого дома "данные изъяты" - 17 м 70 см.; до детской площадки, расположенной на придомовой территории жилого дома - 15 м 90 см.; до места занятия спортом (спортивная площадка) дома N 15 по ул. им. Дзержинского и дома N 26 по ул. Шурухина - 5 м 50 см, в связи с чем сделаны выводы, что указанные расстояния не соответствует пункту 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно- эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". С момента установления мусорной площадки летом 2018 года и до настоящего времени контейнеры для утилизации отходов в охранной зоне дома "данные изъяты" являются постоянными местами обитания крыс, мышей, тараканов, источают неприятный запах. Данная площадка не включена в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 14 октября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 3 марта 2022 года решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 14 октября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 9 декабря 2022 года, и дополнении к ней Михайлова О.С. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, административное дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Указывает, что суд первой инстанции не проанализировал законность решений администрации Тракторозаводского района г. Волгограда, не установилпричин, по которым администрация не приняла мер реагирования при выявлении нарушений по переносу, организации самовольно установленных на территории района нестационарных объектов.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
В возражениях относительно кассационной жалобы администрация Волгограда выражает несогласие с доводами жалобы.
На основании ходатайства администрации Волгограда организована видео-конференц-связь с Волгоградским областным судом.
27 марта 2023 года Четвертым кассационным судом общей юрисдикции от Михайловой О.С. принята телефонограмма, согласно которой последняя просила отложить рассмотрение ее кассационной жалобы в связи с поздним получением по почте возражений администрации Волгограда и необходимостью принесения на них возражений, и организовать для ее участия видео-конференц-связь через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда обшей юрисдикции, разрешая заявленное Михайловой О.С. ходатайство об отложении судебного заседания, не усматривает оснований для его удовлетворения.
В силу части 1 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд кассационной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения, содержащего информацию о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции, и копии кассационных жалобы, представления. Время рассмотрения кассационных жалобы, представления с административным делом в судебном заседании суда кассационной инстанции назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться на заседание.
Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы, представления с административным делом по правилам главы 9 указанного Кодекса. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 326 КАС РФ).
Как указано ранее, определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании, ее рассмотрение назначено на 28 марта 2023 года на 10 часов 05 минут.
В данном определении суда лицам, участвующим в деле, указано на необходимость заблаговременно представить письменные возражения (объяснения) по кассационной жалобе (доказательства направления или вручения возражений (объяснений) всем участвующим в деле лицам); при неявке в судебное заседание представителей письменно сообщить о возможности рассмотрения кассационной жалобы в свое отсутствие.
17 марта 2023 года в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции поступили возражения администрации Волгограда относительно кассационной жалобы Михайловой О.С. Документы, свидетельствующие о направлении данных возражений сторонам по делу, не представлены, в связи с чем 21 марта 2023 года они направлены судом кассационной инстанции лицам, участвующим в деле, для сведения.
Ввиду того, что лица, участвующие в деле, извещены заблаговременно о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, их явка в судебное заседание не признана обязательной, а необходимость предоставления стороной возражений на возражения другой стороны в данном случае не может являться основанием для отложения рассмотрения кассационной жалобы, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад, выслушав путем использования систем видео-конференц-связи представителя администрации Волгограда Цыцулину М.А, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации Волгограда от 12 октября 2011 года N "Об утверждении схемы расположения земельного участка (учетный N)" утверждена схема расположения земельного участка (учетный N), занимаемого многоквартирным домом "данные изъяты", площадью 9151 кв. м. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, прошел процедуру кадастрового учета с присвоением кадастрового номера "данные изъяты". Вместе с тем границы земельного участка придомовой территории дома "данные изъяты" в установленном порядке не определены, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о границах земельного участка придомовой территории указанного дома отсутствуют.
Михайлова О.С. является собственником квартиры "данные изъяты".
На территории земельного участка, прилегающего к указанному многоквартирному жилому дому, с 31 августа 2018 года находится место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, на которое управляющая компания "данные изъяты" самостоятельно перенесла мусоросборочные контейнеры с ранее существующей площадки по "данные изъяты", при этом место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов по "данные изъяты" в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгограда не включено и не согласовано с Роспотребнадзором.
При проведении проверки прокуратурой Тракторозаводского района г. Волгограда установлено, что контейнерная площадка, расположенная во дворе дома "данные изъяты" не ограниченна бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, не имеет подъездного пути для автотранспорта и не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10.
Согласно заключению "данные изъяты" от 24 декабря 2020 года N, расстояние от места (площадки) накопления ТКО составляют: до жилого дома "адрес" - 17 м 70 см.; до детской площадки, расположенной на придомовой территории жилого дома "адрес" - 15 м 90 см.; до места занятия спортом (спортивная площадка) у дома "адрес" - 5 м 50 см, в связи с чем сделаны выводы, что указанные расстояния не соответствует пункту 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Таким образом, площадка под контейнерами во дворе дома "данные изъяты" не имеет твердого водонепроницаемого покрытия, не ограничена бордюром, ограждением и зелеными насаждениями по периметру, вокруг контейнеров имеется мусор, территория находится в антисанитарном состоянии, а ее оборудование и месторасположение не соответствует пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21.
Кроме того, площадка накопления твердых коммунальных отходов по "адрес" с расположенными на ней мусорными контейнерами в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгограда не включена. Данные обстоятельства подтвердил представитель администрации Тракторозаводского района г. Волгограда в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
ООО "Управляющая организация г. Волгограда" 9 декабря 2020 года обращалась в администрацию Тракторозаводского района г. Волгограда с заявкой на согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по месту размещения существующей площадки у дома "адрес".
Актом обследования территории на предмет согласования места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории земельного участка по адресу: г "адрес" установлено, что объект расположен на расстоянии 18 м от жилых домов, более 20 м от детских учреждений, при этом инженерные коммуникации планируемого места накопления твердых коммунальных отходов отсутствуют, в связи с чем принято решение направить запрос в Роспотребнадзор о представлении заключения об оценки заявки на предмет соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО.
Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области 31 декабря 2019 года, установив отсутствие в заявке информации о максимальном и минимальном расстоянии от предполагаемого места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до жилых домов, детских площадок, мест отдыха и занятия спортом, а также о планируемом количестве установленных контейнеров, о виде покрытия на площадке, а также о месте накопления крупногабаритных отходов, не смогло дать заключение, о чем сообщила в администрацию Тракторозаводского района г. Волгограда письмом от 31 декабря 2019 года N
23 января 2020 года решением администрации Тракторозаводского района г. Волгограда ООО "Управляющая организация г. Волгограда" отказано в согласовании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: "адрес" на основании указанных выше акта комиссии и письма Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области.
Согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к вопросам местного значения городских округов относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3).
Статьями 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В силу пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м (пункт 2.2).
Согласно Правилам обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункты 4, 7).
В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарного, эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает заключение соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 6).
Из положений пункта 5.1.1 приказа комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 12 июля 2019 года N 1923 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Волгоградской области" следует, что ответственными за создание (обустройство) и содержание контейнерных площадок являются на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, - лица, осуществляющие управление многоквартирным домом (юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по созданию и содержанию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, переноса, демонтажа, контейнерной мусорной площадки, расположенной на земельном участке, отведенном для эксплуатации многоквартирного дома, возлагается на собственников имущества, либо управляющую организацию, выступающую в интересах собственников многоквартирного дома, и не наделяет органы местного самоуправления такой обязанностью.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции не согласился.
Так, в соответствии с Положением об администрации Тракторозаводского района г. Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы в редакции от 21 апреля 2021 года N 43/716, администрация Тракторозаводского района г. Волгограда является территориальным структурным подразделением (органом) администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории Тракторозаводского района г. Волгограда (п. 1.1.); участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района; обеспечивает создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; обеспечивает согласование мест размещения контейнерных площадок, площадок временного накопления крупногабаритных отходов (п. 2.3.28).
Судом установлено, что границы земельного участка придомовой территории дома "данные изъяты" в установленном порядке не определены, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о границах земельного участка придомовой территории указанного дома отсутствуют, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усмотрела оснований полагать, что спорная контейнерная площадка расположена на земельном участке, входящем в общедомовое имущество (на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме) и обязанность по организации на ней места накопления твердых коммунальных отходов лежит на лице, осуществляющем управление многоквартирным домом - ООО "Управляющая организация г. Волгограда".
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда пришла к выводу, что обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО и схемы их размещения отнесена к полномочиям администрации Тракторозаводского района г. Волгограда, однако Михайловой О.С. избран неверный способ защиты своих прав, нарушающий права и законные интересы других лиц.
Так, в административном иске Михайлова О.С. просила возложить на административного ответчика обязанность ликвидировать мусорную площадку, расположенную в охранной зоне дома "данные изъяты" - памятника (объекта) исторического и культурного наследия регионального значения города - героя Волгограда-Сталинграда.
Вместе с тем данные требования не могут быть удовлетворены судом, поскольку повлекут нарушение прав иных собственников жилых помещений в указанном доме на помещение твердых коммунальных отходов в контейнеры по месту их нахождения на существующей в настоящее время площадке для последующего вывоза.
При таких обстоятельствах судебная коллегия согласилась с решением суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении административного иска Михайловой О.С, что не исключает возможности для нее или иных заинтересованных лиц обратиться к административным ответчикам с административным исковым требованием о возложении обязанности принять меры, направленные на оборудование места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами.
Доводы кассационной жалобы о том, что административное дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, неизвещенных о времени и месте судебного заседания, не могут быть приняты во внимание, поскольку Михайлова О.С, будучи надлежащим образом извещенной, принимала участие при рассмотрении административного дела в судах первой и апелляционной инстанций. Доказательства, подтверждающие ее право на представление интересов иных лиц, участвующих в деле, не представлены, также как и ими не было заявлено о нарушении их процессуальных прав на своевременное извещение о времени и месте слушания по делу.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов, сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и, вопреки доводам кассационной жалобы, постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 14 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 3 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Михайловой О.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 7 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.