Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Богатых О.П, Русакова А.Е.
рассмотрела кассационную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 8 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 15 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Чубая Эдуарда Э.Н. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Чубай Э.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение государственного регистратора управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр) об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятое в отношении заявления Чубая Э.Н. о кадастровом учете от 30 марта 2022 года N, а также возложить на административного ответчика обязанность произвести действия по кадастровому учету земельного участка N, расположенного по адресу: "адрес", внести в ЕГРН сведения о координатах характерных точках границ земельного участка в соответствии с межевым планом от 1 марта 2022 года.
Требования административного иска мотивированы тем, что частью 10 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющим определить местоположение границ земельного участка. Вследствие этого Чубай Э.Н. утверждает, что отказ в учете изменений объекта недвижимости от 30 марта 2022 года является незаконным и препятствующим в осуществлении административным истцом прав собственности.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 8 июня 2022 года административный иск удовлетворен частично, признано незаконным и отменено решение Севреестра от 30 марта 2022 года N. На административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Чубая Э.Н. о государственном кадастровом учете объекта недвижимости от 3 марта 2022 года N в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 15 ноября 2022 года решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 8 июня 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 декабря 2022 года, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Определением судьи от 31 января 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Стороны в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 1 Закона N 218-ФЗ установлено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных названным Законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что кадастровый учет и (или) государственная регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных этим Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 вышеуказанного Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено данной статьей.
Частью 1 статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Закона.
Из материалов дела видно, что Чубай Э.Н. на основании договора купли-продажи от 1 декабря 2020 года является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", площадью 850 кв. м. Выпиской из ЕГРН от 15 декабря 2020 года подтверждается право собственности на указанный земельный участок.
Согласно выписке из ЕГРН, кадастровому паспорту от 19 декабря 2016 года граница указанного земельного участка не установлена.
Административный истец обратился с заявлением в Севреестр, которому присвоен N, для государственного кадастрового учета земельного участка в уточненных границах, также предоставил межевой план от 26 ноября 2021 года, б/н, который составлен кадастровым инженером Алесеенко Т.В. Уведомление административного ответчика от 8 декабря 2021 года N Чубаю Э.Н. сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета до 9 марта 2022 года. Также уведомлениями Севреестр от 17 декабря 2021 года N, от 9 марта 2022 года N указано, что представленный межевой план, выполненный по результатам кадастровых работ в целях уточнения местоположения границ земельного участка не содержит документа, являющегося основанием для выполнения указанных работ в соответствии с положениями части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ. Исходя из представленного межевого плана, кадастровые работы по уточнению местоположения границ были проведены в соответствии с картографическим документом - Техническая документация от 4 апреля 2013 года, в связи с чем в отделе ведения архивом Севреестра были запрошены документы, подтверждающие ранее проведенный технический либо государственный учет, однако запрашиваемые документы в архиве отсутствуют, в связи с чем техническая документация от 4 апреля 2013 года не подтверждает существование границ земельного участка на местности пятнадцать лет и более. Кроме того, в представленном межевом плане, в разделе "Исходные данные" отсутствуют реквизиты документа, на основании которого выполнены кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка.
Неустранение вышеприведенных оснований приостановления регистрационных действий стало причиной отказа в государственном кадастровом учете принадлежащего Чубаю Э.Н. земельного участка в заявленных границах, о чем истцу сообщено уведомлением Севреестра от 30 марта 2022 г. N
Из материалов дела видно, что судом первой и апелляционной инстанции верно установлена хронология обращений административного истца, которые были рассмотрены должностными лицами.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Закона N 218-ФЗ, приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Приказ), пришли к выводу о наличии условий, предусмотренных нормами КАС РФ, для удовлетворения требований административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Согласно части 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Из положений приведенной нормы и частей 8, 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
Согласно выписке из ЕГРН граница земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 850 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего Чубаю Э.Н. не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что и послужило основанием для обращения административного истца с заявлением в Севреестр.
В силу пункта 70 Приказа выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В соответствии с частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения ответчика, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Материалами дела подтверждены обстоятельства, указывающие на осуществление в отношении принадлежащего административному истцу земельного участка действий по землеустройству в целях установления границ земельного участка в натуре (на местности). Таким документом, в частности, является кадастровый план земельного участка, находящийся в составе технической документации по землеустройству указанного земельного участка, содержащий координаты его границ, составленный землеустроительной организацией 4 апреля 2013 года, и имевшийся в распоряжении государственного регистратора в составе документов, подлежащих правовой экспертизе.
При этом отсутствие в архиве Севреестра документов, подтверждающих ранее проведенный технический или государственный учет земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 850 кв. м, при том, что право на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН за Чубаем Э.Н, не исключает возможность использования при подготовке межевого плана по уточнению местоположения границ земельного участка вышеуказанной землеустроительной документации, составленной в период действия законов Украины, зарегистрированной 10 декабря 2013 года в Главном управлении государственного земельного агентства в городе Севастополе, внесенной в Государственный земельный кадастр Украины, и отвечающей при этом требованиям части 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
Также необоснованным следует считать отнесение государственным регистратором к основаниям приостановления государственного кадастрового учета отсутствие в разделе "Исходные данные" межевого плана реквизитов документа, на основании которого выполнены кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка. Данные о наличии технической документации изложены в заключении кадастрового инженера, сама техническая документация, включающая кадастровый план с указанием границ земельного участка, включена в состав межевого плана. При этом, учитывая фактическое наличие землеустроительной документации, на основании которой составлен межевой план в связи с уточнением границ земельного участка, в составе самого межевого плана, отсутствие в разделе межевого плана "Исходные данные" вышеназванных реквизитов не может являться достаточным основанием для отказа в государственной регистрации сведений о границах земельного участка.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 8 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 15 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 6 апреля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.