Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мельникова В.А, судей Кудрявцевой Е.Н, Лозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Майкопа в интересах Олимова Владимира Андреевича к Администрации МО "Город Майкоп", Министерству строительства транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жильем, по кассационной жалобе Администрации МО "Город Майкоп" в лице представителя по доверенности ФИО5 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 11 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 01 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Мельникова В.А, пояснения представителя Администрации МО "Город Майкоп" по доверенности ФИО5, поддержавшей доводы кассационной жалобы, а также возражения относительно её удовлетворения старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фроловой Е.В,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Майкопа в интересах Олимова В.А. обратился с исковым заявлением к Администрации МО "Город Майкоп", Министерству строительства транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жильем.
В обоснование иска указано, что по обращению Олимова В.А. проведена проверка исполнения законодательства, направленного на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам проверки было установлено, что Олимов В.А. относится к указанной категории лиц.
На основании приказа Министерства образования и науки от 05.11.2019 N 1484 Олимов В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда МО "Город Майкоп", на ДД.ММ.ГГГГ в списке числится под N.
При этом, до настоящего времени Олимов В.А. не обеспечен жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, он обратился с заявлением к прокурору с целью защиты его прав на жилище.
С учетом сделанных уточнений прокурор г. Майкопа просил обязать администрацию муниципального образования "Город Майкоп", в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, обеспечить Олимова Владимира Андреевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм. Обязать Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея предоставить органу местного самоуправления - муниципальное образование "Город Майкоп" финансовые средства на осуществление государственных полномочий в рамках Закона Республики Адыгея от 08.04.2008 N 163 по обеспечению Олимова Владимира Андреевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 11 января 2022 года исковые требования удовлетворены: на администрацию муниципального образования "Город Майкоп" в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея возложена обязанность обеспечить Олимова В.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм. На Министерство строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея возложена обязанность предоставить органу местного самоуправления - муниципальное образование "Город Майкоп" финансовые средства на осуществление государственных полномочий в рамках Закона Республики Адыгея от 08.04.2008 N 163 по обеспечению Олимова В.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 01 июля 2022 года решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 11 января 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем Администрации МО "Город Майкоп" поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов с принятием нового, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Кассатор указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неверно сделан вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Ссылается в доводах жалобы о том, что федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Республики Адыгея очередность реализации детьми-сиротами права на предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не предусматривают, равно как не предусматривают и внеочередного предоставления жилья. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в порядке очередности исходя из времени принятия граждан на учет. При этом принятое решение по иску прокурора ставит Олимова В.А. в неравные положения по отношению к другим лицам, состоящим на учете, поскольку перемещает его в начало списка. Также ссылается, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" определен органом, уполномоченным осуществлять приобретение жилых помещений для детей-сирот.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился прокурор, действующий в интересах Олимова В.А. и представитель администрации МО "Город Майкоп". Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой города по обращению Олимова В.А. проведена проверка исполнения законодательства, направленного на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено следующее.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.03.2013 N 58 "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Адыгея по формированию специализированного жилищного фонда и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений" Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея по формированию специализированного жилищного фонда и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии ч. 1 ст. 3 Закона Республики Адыгея от 08.04.2008 N 163 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, производится за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам.
В силу ст. 5 Закона РА N 163 органы государственной власти Республики Адыгея при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны, в том числе, обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами в пределах лимитов, утвержденных в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год и на плановый период на осуществление государственных полномочий.
Согласно подпункту 1 и подпункту 2 пункта 2 Порядка расходования субвенций, предоставленных местным бюджетам за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им государственных полномочий Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Кабинета Министров республики Адыгея от 02.10.2014 N 242 Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея:
1)является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в части передачи субвенций местным бюджетам;
2)осуществляет предоставление субвенций местным бюджетам в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству на указанные цели в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год и плановый период, и в соответствии с соглашением между Министерством и органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 и пункту 6 указанного Порядка уполномоченные органы местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) являются администраторами доходов от предоставления субвенции и ежегодно, до 15 декабря года, предшествующего году финансирования, представляют в Министерство бюджетную заявку на предоставление местным бюджетам субвенций по форме, утвержденной Министерством.
Средства республиканского бюджета Республики Адыгея, поступившие в форме субвенций, расходуются уполномоченными органами в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 1 постановления администрации МО "Город Майкоп" Республики Адыгея от 23.10.2014 N 731 Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп" определен органом, уполномоченным осуществлять приобретение жилых помещений с целью создания специализированного жилищного фонда, в рамках реализации переданных государственных полномочий Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проведенной прокуратурой г. Майкопа проверкой установлено, что Олимов В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
До настоящего времени Олимов В.А. не обеспечен жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, он обратился с заявлением к прокурору с целью защиты его прав на жилище.
Суд первой инстанции при разрешении данного спора, руководствуясь положениями ст. 45 ГПК РФ, Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Адыгея от 08.04.2008 N 163 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, исходил из того, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым суды по правилам ст. 67 ГПК РФ дали надлежащую оценку.
Доводы кассатора в целом сводятся к его несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку доказательств по делу. При этом аналогичные доводы ранее уже являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и были мотивированно отклонены. Как верно отмечено нижестоящими судами отсутствие надлежащего финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, а принятое решение не может поставить Олимова В.А. в неравные положения по отношению к другим лицам, состоящим на учете, поскольку федеральным законодательством, а также нормативно-правовыми актами Республики Адыгея не устанавливается очередность для реализации данной категорией граждан права на представление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан.
Поэтому приведенные в кассационной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене постановленных по делу решения и апелляционного определения, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Результаты оценки доказательств судами обеих инстанций отражены в судебных постановлениях, в которых приведены мотивы, по которым суды пришли к соответствующим выводам.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (ст. 198 и ст. 330 ГПК РФ). Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты, не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Оспариваемые кассатором судебные постановления являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 11 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 01 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации МО "Город Майкоп" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.