Дело N 88-9728/2023
N дела суда 1-й инстанции 2-0055/79/2022
г. Краснодар 3 марта 2023 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Лозовой Н.В, рассмотрев кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго", поданной представителем ФИО1, на решение мирового судьи судебного участка N 79 Симферопольского судебного района (Симферопольский муниципальный район) Республики Крым от 3 июня 2022 года и апелляционное определение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 октября 2022 года по гражданскому делу по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" к Босулаевой Людмиле Георгиевне, Суворовой Галине Александровне, о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию,
УСТАНОВИЛ:
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" обратилось в суд с иском к Босулаевой Л.Г. и Суворовой Г.А, в котором просило взыскать с Босудаевой Л.Г. задолженность за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты", взыскать с Суворовой Г.А. и Босулаевой Л.Г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в размере "данные изъяты", а так же взыскать с ответчиков почтовые расходы в размере "данные изъяты", государственную пошлину в размере "данные изъяты"
Решением мирового судьи судебного участка N 79 Симферопольского судебного района (Симферопольский муниципальный район) от 3 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" отказано.
Апелляционным определением Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 октября 2020 года решение суда первой инстанции осталось без изменения.
В поданной в Четвертый кассационный суд кассационной жалобе представителем истца ФИО1 ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных.
Заявитель жалобы считает, что они постановлены с неправильным применением норм материального и процессуального права, ссылаясь на обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд.
На кассационную жалобу от Босулаевой Л.Г. поступили возражения, в которых содержится критика и просьба оставить её без удовлетворения.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Из материалов гражданского дела следует, что ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" является централизованным поставщиком тепловой энергии в г. Симферополе.
Ответчик Босулаева Л.Г. является собственником "адрес" в "адрес" Крым.
Согласно акту, утвержденному начальником ЖЭУ-5 от ДД.ММ.ГГГГ, "адрес", в "адрес" отключена от центрального отопления и горячего водоснабжения и содержит двух контурный котел для отопления и нагрева горячей воды.
ОАО "Крымгаз" подготовлены и выданы технические условия на газоснабжение природным газом "адрес", в "адрес". На основании технических условий разработана проектная документация на вышеуказанный объект газоснабжения и согласована Симферопольским УЭГХ АОА "Крымгаз" ДД.ММ.ГГГГ. Пуск газа в систему газоснабжения объекта при вводе в эксплуатацию выполнен ДД.ММ.ГГГГ.
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в обоснование своих исковых требований ссылается на то, что в многоквартирном доме имеется система централизованного теплоснабжения, предоставление услуги по теплоснабжению является обязательным условием содержания такого дома. Доказательствами поставки тепловой энергии на адрес потребителя являются акты готовности дома к отопительному сезону и справки по перерасчету услуг теплоснабжения. Со стороны ответчиков не предоставлено доказательств получения технических условий на отключение от системы централизованного отопления и ГВС; ответчиками не были предоставлены доказательства, которые подтверждают, что решение об отключении дома от системы централизованного отопления с установлением индивидуального отопления было поддержано всеми собственниками квартир в доме, где проживают ответчики; на день отключения от системы централизованного теплоснабжения квартиры ответчиков в г. Симферополе оптимизированная схема перспективного развития системы теплоснабжения не разрабатывалась, что исключало возможность проведения отключений объектов от системы централизованного теплоснабжения. Акт от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный начальником ЖЭУ - 5, проект на установку газового оборудования, а также сам факт ввода в эксплуатацию газового котла, не могут являться доказательством законного отключения от системы централизованного теплоснабжения, так как отключение квартиры от системы централизованного теплоснабжения было согласовано только ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией и ответчику было согласовано с ДД.ММ.ГГГГ ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" прекратить начисления за услуги по отоплению квартиры.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Правил предоставления услуг по центральному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года N 630, а также Порядком отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденным Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Украины N 4 от 22 ноября 2005 года, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о соблюдении истцом процедуры при наличии акта об отключении, утвержденного соответствующей Комиссией, соответственно о необоснованности заявленных истцом исковых требований и об отказе в их удовлетворении.
В обоснование своих выводов суды первой и апелляционной инстанции указали на то, что требованиями указанных Правил предусматривалось, что потребители могут отказаться от получения услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей воды. Отключение потребителей от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды осуществляется в порядке, который утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Доказательств того, что отключение от центрального отопления и горячего водоснабжения произведено с нарушением установленного и действующего на момент отключения порядка, стороной истца не представлено. Разрешая спор, установив, что фактически квартира ответчика была отключена от центрального отопления и горячего водоснабжения в 2008 году, установив отсутствие доказательств того, что ответчику поставлялась тепловая электроэнергия с указанного периода времени, суды первой и апелляционной инстанции признали требования истца необоснованными.
Суд кассационной инстанции с выводами судов первой и апелляционной инстанций согласиться не может, так как они являются преждевременными, и считает заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы.
Правоотношения в сфере предоставления услуг по теплоснабжению, возникшие между теплоснабжающей организацией и потребителями тепловой энергии, до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", регулировались законодательством Украины.
До принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, порядок отключения объектов от системы централизованного теплоснабжения в Украине регламентировался законодательством Украины.
В соответствии со ст. 152 Жилищного кодекса Украины, переоборудование и перепланировка жилого дома (квартиры), который принадлежит гражданину на праве частной собственности, производится с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Отключение от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения производилось согласно, установленному законодательством порядку, на основании Постановления Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года N 630 "Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, поставки холодной и горячей воды и водоотведению", а также Приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года N 4 "Об утверждении Порядка отключения отдельных жилых домов от систем централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения" (далее Приказ).
Согласно п. 25 Постановления, отключение потребителей от систем централизованного отопления и горячего водоснабжения производилось в соответствии с Порядком, утвержденным центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Самовольное отключение от систем централизованного отопления и поставки горячей воды запрещалось.
Во исполнение п. 25 Постановления, Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года N 4 был утвержден Порядок отключения отдельных жилых домов от систем централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения.
Согласно внесенными в Приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года N 4 изменениям, с 6 ноября 2007 года была исключена возможность отключения отдельных квартир от систем централизованного отопления и поставки горячей воды.
Кроме того, согласно п. 2.2.1. Приказа, при положительном решении Комиссии заявителю предоставлялся перечень организаций, к которым необходимо было обратиться для разработки технической документации на установку индивидуального (автономного) теплоснабжения и получения технических условий на отключение от системы централизованного отопления и ГВС, которые со стороны ответчиков не предоставлены.
Также, Приказом были определены обязательные условия, при наличии которых, возможно отключение отдельных жилых домов от систем централизованного отопления и горячего водоснабжения, а именно: решение об отключении дома от системы централизованного отопления с установлением индивидуального отопления должно быть поддержано всеми собственниками помещений в жилом доме; при наличии утвержденной органом местного самоуправления, в установленном порядке, оптимизированной схемы перспективного развития систем теплоснабжения населенного пункта и в соответствии с ней.
Доказательства, которые подтверждают, что решение об отключении дома от системы централизованного отопления с установлением индивидуального отопления было поддержано всеми собственниками квартир в доме, где проживают ответчики, также не предоставлены. На день отключения от системы централизованного теплоснабжения квартиры ответчиков в г. Симферополе оптимизированная схема перспективного развития системы теплоснабжения не разрабатывалась, что исключало возможность проведения отключений объектов от системы централизованного теплоснабжения.
В силу п. 2.6. Приказа, по окончанию работ составляется акт об отключении дома от системы централизованного теплоснабжения, который в десятидневный срок подается заявителем в Комиссию на утверждение, но в подтверждение данному обстоятельству доказательств суду первой инстанции также не предоставлено.
Аналогичный подход по вопросу отключения объектов от системы централизованного теплоснабжения предусмотрен и действующим законодательством Российской Федерации.
Вопрос о переустройстве жилых помещений, в т.ч. и рассмотрение вопроса об отключении от системы централизованного теплоснабжения относится к полномочиям органом местного самоуправления в области жилищных отношений, на основании ст. 14 Жилищного кодекса РФ.
Частью 1 ст. 25 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Статьей 26 Жилищного кодекса РФ предусмотрен порядок переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме, а именно при обращении в орган местного самоуправления, заявитель обязан предоставить необходимые документы, перечень которых установлен ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 26 Жилищного кодекса РФ, решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных, в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых, в соответствии с настоящей статьей, возложена на заявителя.
Согласно ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса РФ, предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
В соответствии со статьями 28 Жилищного кодекса РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии; Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав. То есть, информация о переоборудовании системы теплоснабжения должна отражаться в технической документации на квартиру (техническом паспорте). В техническом паспорте на "адрес" в "адрес" информации об индивидуальном отоплении квартиры не имеется.
В соответствии с п. 15 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении", запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Разделом I Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 предусмотрено, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Перечень коммунальных услуг, предоставляемых проживающим в многоквартирном доме гражданам, определяется степенью и уровнем благоустройства дома, а не волеизъявлением самих граждан. В случае, когда многоквартирный дом оборудован системой отопления по присоединенной сети, объектом теплоснабжения является именно многоквартирный дом, а не отдельные в нем помещения. Отопление дома, а, следовательно, предоставление соответствующей коммунальной услуги проживающим в нем гражданам, является обязательным условием содержания такого дома.
Внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета.
При условии, что обогревающие элементы отнесены к составу общего имущества многоквартирном доме, любые действия по их отключению подлежат согласованию общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, в случае отключения обогревающих элементов от системы отопления многоквартирного дома происходит ее (системы) уменьшение, а, следовательно, уменьшение состава общего имущества, которое допустимо только при реконструкции многоквартирного дома (ч. 3 ст. 36 ЖКРФ).
Кроме того, согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Поэтому, разрешение вопросов, касающихся общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, полномочия которого, установлены ст. ст. 44-46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Распоряжением Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О создании комиссии по рассмотрению обращений граждан по вопросам, связанным с отключением от систем централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирном жилищном фонде, в связи с устройством в квартирах индивидуального отопления" была создана данная комиссия. Принятие решения в удовлетворении (отказе в удовлетворении) заявления об отключении от системы централизованного теплоснабжения, оформляется Протоколом заседания Комиссии.
На основании Распоряжения Главы Республики Крым N- рг, был утвержден Порядок легализации систем индивидуального отопления, установленных в квартирах до ДД.ММ.ГГГГ, для собственников помещений, имеющих неполный пакет документов (далее Порядок).
В соответствии с п. 4 Порядка, по результатам инвентаризации, осуществляемой путем комиссионного осмотра, составляется акт, в котором отражаются: факт наличия установленной системы индивидуального отопления, тип и характеристики установленного оборудования; соответствие установленной системы индивидуального отопления техническим нормам и требованиям. При выявлении нарушений в акте отражаются такие нарушения и сроки их устранения; факт отсутствия или наличия возможности обеспечения жилых помещений услугами централизованного теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения).
Согласно п. 6 Порядка, по результатам рассмотрения заявления и представленных документов Межведомственная комиссия принимает решение о согласовании или отказе в согласовании системы индивидуального отопления, которое оформляется протоколом. При положительном решении - в протоколе указывается на необходимость прекращения начисления теплоснабжающей организацией платы за услуги теплоснабжения со дня, следующего за днем принятия решения.
ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией было вынесено решение (протокол N), согласно которому, ответчику было согласовано отключение квартиры от системы централизованного теплоснабжения. Согласно данному протоколу, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" было поручено прекратить начисления за услуги по отоплению квартиры истца только с ДД.ММ.ГГГГ, но судами первой и апелляционной инстанции данному обстоятельству оценка не дана.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не может признать апелляционное определение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 октября 2022 года без оценки данных обстоятельств, на которые ответчик ссылался в апелляционной жалобе, законным и обоснованным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для его отмены с направлением материалов дела на новое апелляционное рассмотрение в Симферопольский районный суд Республики Крым.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить данный вопрос в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами, исследовать доводы сторон, в том числе содержащиеся в кассационной жалобе, дать им надлежащую правовую оценку и разрешить данный вопрос в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
апелляционное определение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 октября 2022 года отменить.
Материалы гражданского дела направить на новое апелляционное рассмотрение Симферопольский районный суд Республики Крым.
Судья Н.В. Лозовая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.