Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Жогина О.В, Макаровой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО "Севастопольэнерго" о возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе представителя ООО "Севастопольэнерго" по доверенности ФИО6 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 19 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился с иском к ООО "Севастопольэнерго" о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование искового заявления указано, что истец обратился через ТСН "Чайка 89" в ООО "Севастопольэнерго" с заявлением об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств истца к объектам электросетевого хозяйства ООО "Севастопольэнерго", однако ему в этом неправомерно отказано в связи с тем, что с заявкой на технологическое присоединение должно обращаться непосредственно садовое товарищество, поскольку земельный участок истца расположен в пределах территории землепользования ТСН "Чайка 89".
На основании вышеизложенного, истец просил суд обязать ответчика разместить на сайте https://sevenergo.net/ в "личном кабинете" ФИО1 условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами технологического присоединения, счёт на оплату услуги технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны ФИО1 и ООО "Севастопольэнерго", проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями ФИО1 фактического присоединения и фактического приема напряжения 0, 4 кВ и мощности до 15 кВт.
Определением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 27 января 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ТСН "Чайка 89", ООО "Севэнергосбыт", Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 9 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 19 сентября 2022 года решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 9 июня 2022 года отменено. Иск ФИО1 к ООО "Севастопольэнерго" о понуждении выдать технические условия на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и заключить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям удовлетворён. Суд обязал ООО "Севастопольэнерго" в течение 20 рабочих дней с момента вынесения апелляционного определения по настоящему делу, разместить на сайте "адрес" в личном кабинете ФИО1 для подписания заполненный и подписанный ООО "Севастопольэнерго", оформленный надлежащим образом в соответствии с требованиями Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, проект типового договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта, принадлежащего ФИО1, расположенного на земельном участке по адресу: "адрес" кадастровый N, к объектам электросетевого хозяйства ООО "Севастопольэнерго" в двух экземплярах, а также, подписанные технические условия на увеличение мощности энергопринимающих устройств не более 1 5 кВт, как неотъемлемое приложение к договору, счет на оплату услуги технологического присоединения к электрическим сетям, инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями ФИО1 фактического присоединения и фактического приёма напряжения 0, 4 кВ и мощности до 15 кВт. С ООО "Севастопольэнерго" в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты".
В кассационной жалобе представитель ООО "Севастопольэнерго" по доверенности ФИО6 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 19 сентября 2022 года и оставить в силе решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 9 июня 2022 года ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушений норм материального и процессуального права.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес", в границах землепользования СТ "Чайка-89", вид разрешённого использования - для ведения индивидуального садоводства.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Севэнергосбыт" (гарантирующий поставщик (ГП) и ТСН "Чайка 89" (потребитель) заключён договор энергоснабжения N, согласно которому, ГП обязалось продавать электрическую энергию (мощность) в Точке (точках) поставки на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств Потребителя в пределах мощности, разрешённой технической документацией на присоединение и (или) актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, оказывать через привлеченные сетевые организации услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю, а Потребитель обязался оплачивать приобретаемую электроэнергию (мощность) и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления электроэнергии (мощности), обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии (пункт 1.1).
Согласно пункту 1.2 указанного договора, объём электрической энергии (мощности) определяется ГП на основании данных приборов учёта электрической энергии, допущенных в эксплуатацию и перечисленных в приложении 2 к настоящему договору, а при их отсутствии, а также в случаях недопуска к прибору учёта для целей проведения контрольного снятия его показаний, проведения проверки его состояния, непредоставления показаний приборов учёта и выявления фактов безучётного потребления электрической энергии - путём применения расчётных способов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно перечню точек поставки, по которым производится расчёт за отпущенную электроэнергию и мощность, наименование точки поставки ТП-1914, адрес объекта энергоснабжения: "адрес", максимальная мощностью 30 кВт.
Технологическое присоединение ТСН "Чайка 89" к электрическим сетям осуществлено в 2009 году, акт технологического присоединения подписан председателем товарищества.
Согласно акту рабочей технической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ТСН "Чайка 89" присоединён к электрическим сетям электроснабжения, питается от ВЛ-0, 4 кВ.
ФИО1 заполнил заявку физического лица на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), в которой, в связи с первичным присоединением, просил осуществить технологическое присоединение земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
ДД.ММ.ГГГГ председателем ТСН "Чайка 89" указанная заявка направлена в ООО "Севастопольэнерго", получена адресатом ДД.ММ.ГГГГ (вх. N N).
Указанная заявка ООО "Севастопольэнерго" не рассмотрена по существу, соответствующих договоров с ФИО1 на технологическое присоединение его земельного участка к сетям ООО "Севастопольэнерго" не заключено, технологические условия не выданы, истцу ФИО1 дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором разъяснено, что, поскольку земельный участок ФИО1 находится в границах землепользования ТСН "Чайка 89", с заявкой на технологическое присоединение должно обращаться непосредственно товарищество в порядке, установленном Правилами для товариществ.
Согласно уведомлению ООО "Севастопольэнерго" от ДД.ММ.ГГГГ N N (на вх. N N от ДД.ММ.ГГГГ), рассмотрение указанной выше заявки ФИО1 на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств (ЭПУ) земельного участка возобновлено ООО "Севастопольэнерго", по результатам рассмотрения заявки выявлены замечания относительно несоответствия заявки и приложенных к ней документов требованиям Правил, истцу разъяснено право в течение 20 рабочих дней со дня получения данного уведомления представить недостающие документы.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Севастопольэнерго" (после подачи истцом иска в суд), истцу сообщено об аннулировании заявки истца на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств (ЭПУ) садового дома, расположенного по адресу: "адрес"", кадастровый N, по основаниям того, что истцом не выполнены замечания, указанные в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ N N.
ТСН "Чайка 89" обратилось в арбитражный суд г. Севастополя с иском к ООО "Севастопольэнерго" об обязании ответчика разместить на сайте "адрес" в личном кабинете ТСН "Чайка 89": условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с правилами технологического присоединения; счёт на оплату услуги технологического присоединения к электрическим сетям; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны ТСН "Чайка 89" и ООО "Севастопольэнерго"; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями СНТ "Чайка 89" увеличения и приема напряжения 0, 38 кВ и мощности до 140 кВт (с учётом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением арбитражного суда г. Севастополя от 16 апреля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2021 года, в удовлетворении иска СНТ "Чайка 89" отказано.
Обжалуя законность вынесенных судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, ТСН "Чайка 89" обратилось в арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе СНТ "Чайка 89" указывал, что им были предоставлены все правоустанавливающие (правоподтверждающие) документы как на земельный участок, так и на энергопринимающие устройства необходимые для осуществления технологического присоединения с заявленной мощностью.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа решение Арбитражного суда г. Севастополя от 16 апреля 2021 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2021 года оставлены без изменения.
Указанным постановлением арбитражного суда Центрального округа установлено, что ТСН "Чайка-89" неоднократно обращалось в ООО "Севастопольэнерго" с заявками об увеличении подключенной мощности, сначала до 90 кВт, впоследствии до 140 кВт (заявки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). К заявке в качестве правоустанавливающих документов на землю ТСН "Чайка-89" приложены государственный акт N от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрированный в книге записей государственных актов на право постоянного пользования на землю за N) и кадастровый паспорт на земельный участок. По итогам рассмотрения указанных заявок ООО "Севастопольэнерго" было отказано в их удовлетворении, в связи с отсутствием полномочий председателя на обращение с соответствующими заявками, а также непредставление товариществом документов, на основании которых было зарегистрировано право на земельный участок.
В последующем в качестве правоподтверждающих документов на землю ТСН "Чайка-89" была представлена выписка из единого государственного реестра юридических лиц на земельный участок.
Однако ООО "Севастопольэнерго" вновь отказало в заключении договора о технологическом присоединении и получении ТУ, поскольку в представленной ТСН "Чайка-89" выписке отсутствует раздел N, который содержит сведения о правообладателе объекта недвижимости, виде зарегистрированного права, наименования и виде документов, на основании которых было зарегистрировано право.
Кроме того, ранее направленные к заявке выписки из ЕГРН в отношении земельных участков, принадлежат гражданам, чьи земельные участки расположены в границах ТСН "Чайка-89", что также не подтверждает какие-либо права ТСН "Чайка-89" на указанный в заявке объект (письма ДД.ММ.ГГГГ N N, ДД.ММ.ГГГГ N, ДД.ММ.ГГГГ N).
ТСН "Чайка-89" неоднократно обращалось в адрес ООО "Севастопольэнерго" с заявками об увеличении подключенной мощности, к которым в качестве правоустанавливающих документов были приложены следующие документы: государственный акт на право постоянного пользования землей N от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрированный в книги записей государственных актов на право постоянного пользования на землю за N) и кадастровый паспорт на земельный участок.
ООО "Севастопольэнерго", рассмотрев обращения истца, отклонило их со ссылкой на несоответствие поданных заявок требованиям Правил N, в связи с отсутствием у ТСН "Чайка 89" надлежащих документов, подтверждающих право на земельный участок (письма ДД.ММ.ГГГГ N N, ДД.ММ.ГГГГ N, ДД.ММ.ГГГГ N).
Оставляя решение арбитражного суда г. Севастополя от 16 апреля 2021 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2021 года без изменения, арбитражный суд Центрального округа исходил из отсутствия законных оснований для удовлетворения заявленного иска в связи с предоставлением ненадлежащим образом оформленных документов на землю, необходимых в силу закона для рассмотрения заявки на увеличение мощности. Указав о том, что законодательством установлено признание ранее возникших прав на недвижимое имущество, однако в отношении таких прав применяется установленный порядок государственной регистрации права, подлежащего обязательной государственной регистрации, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Приложенный к представленным заявкам государственный акт на право постоянного пользования землёй подтверждает факт наличия оснований для государственной регистрации ранее возникшего права, но не подтверждает внесение сведений о правах заявителя на недвижимость в ЕГРН, как это предусмотрено Законом г. Севастополя от 25 июля 2014 года N 46 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя".
Арбитражный кассационный суд в своём судебном акте пришёл к выводу, что относительно подтверждения прав ТСН "Чайка-89" на энергопринимающие устройства, товариществом представлена справка N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой энергопринимающие устройства находятся в границах ТСН "Чайка-89" и являются собственностью товарищества, а также акт разграничения балансовой принадлежности. Под энергопринимающим устройством товарищество ошибочно понимает комплекс объектов электросетевого хозяйства, включающий в себя кабельную линию 0, 4 кВ от КТП-1914 ООО "Севастопольэнерго" до вводно-распределительного устройства ТСН "Чайка-89", с последующим распределением электрической нагрузки по объектам и сооружениям. Сам по себе факт нахождения имущества на балансе юридического лица в соответствии с положениями статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации не является доказательством приобретения права собственности на данное имущество. Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также, документы о выделении и отводах земельных участков не восполняют отсутствие указанных документов. Кабельная линия и КТП не могут рассматриваться в качестве энергопринимающих устройств, поскольку в данном случае речь идет об объектах электросетевого хозяйства. Для составления актов балансовой принадлежности и определения границы балансовой принадлежности необходимы правоустанавливающие документы, подтверждающие принадлежность объектов электроэнергетики на каком-либо праве, предусмотренном законом. Акт разграничения балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности является техническим документом и сам по себе не может служить доказательством, подтверждающим право собственности (владения) истца (либо арендодателей) на объекты электросетевого хозяйства.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2021 года отказано ТСН "Чайка 89" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из отсутствия законных оснований у собственника объекта, находящегося в границах садового товарищества, самостоятельного обращения с соответствующей заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям.
Отменяя решение суда первой инстанции, принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что заявка физического лица ФИО1 на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), расположенного по адресу: "адрес" с приложенными к ней документами, была направлена ДД.ММ.ГГГГ сопроводительным письмом ТСН "Чайка 89" в сетевую организацию ООО "Севастопольэнерго" с соблюдением п. 8 (5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии. Однако ООО "Севастопольэнерго" уклонилось от обязанности по осуществлению в установленном законом порядке рассмотрения вопроса о возможности технологического присоединения с увеличением мощности электрической энергии для объекта истца к электрическим сетям ООО "Севастопольэнерго", расположенных в районе места расположения земельного участка истца, необоснованно сославшись на нарушение порядка подачи заявки на технологическое присоединение.
Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об обоснованности заявленных ФИО1 требований о понуждении к заключению типового договора на технологическое присоединение с увеличением мощности потребления электрической энергии, обязав ответчика направить истцу документы, предусмотренные п. 15 Правил, для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта, принадлежащего истцу, расположенного на земельном участке по адресу: "адрес", кадастровый N, к объектам электросетевого хозяйства ООО "Севасгопольэнерго" с подписанными техническими условиями на увеличение мощности энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт, поскольку истец имел право на обращение с такой заявкой на увеличение мощности потребления электрической энергии в соответствии с п. 8(5), а также п. 14 Правил, через председателя ТСН "Чайка-89", ответчиком необоснованно отказано по п.8(5) Правил. Оснований, предусмотренных законом для отказа истцу в технологическом присоединении с увеличенной мощностью потребления электрической энергии его объекта непосредственно к сетям ООО "Севастопольэнерго" судом апелляционной инстанции не установлено. Ответчиком не доказана невозможность такого присоединения непосредственно к сетям ООО "Севастопольэнерго". Подключение объекта истца к сетям ТСН "Чайка 89" не является основанием для отказа истцу в подключении его энергопринимающих устройств непосредственно к сетям ООО "Севастопольэнерго" и заключении с истцом типового договора.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном акте. Принимая обжалуемый судебный акт, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Как указано в части 1 статьи 26 Федерального закона N35-Ф3 "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Для заключения договора на технологическое присоединение заявитель должен подать заявку с приложением всех обязательных документов, которые требуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической анергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (в ред. от 26 апреля 2021 года), заявка на технологическое присоединение пред правообладателей объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства, должна быть подана садоводческим товариществом.
Пунктом 2(2) Правил установлено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые завершенных строительством, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества либо принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, максимальная мощность которых изменяется.
В соответствии с пунктом 8(5) Правил, в редакции, действующей на момент рассмотрения заявки истца и направления истцу уведомления, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.
В случае, если ведение садоводства или огородничества гражданами на садовых или огородных земельных участках осуществляется без создания садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учётом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
По смыслу приведённых правовых положений владелец объекта недвижимости, расположенного в границах территории садоводческого товарищества, не вправе самостоятельно подать заявку на технологическое присоединение принадлежащих ему ЭПУ к электрической сети. Данное действие может осуществить только садоводческое товарищество, на которое возложена обязанность подать названную заявку и которому запрещено препятствовать осуществлении технологического присоединения таких потребителей. Однако технологическое присоединение таких объектов, принадлежащих гражданам на праве собственности, может быть произведено как к сетям товарищества, так и к сетям сетевой организации (напрямую).
Письмом Федеральной антимонопольной службы от ДД.ММ.ГГГГ N N "О направлении методической помощи территориальным органам ФАС России" даны рекомендации по применению пункта 8 (5) Правил, а именно, при ведении садоводства или огородничества гражданами на садовых или огородных земельных участках с созданием некоммерческих товариществ: в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах садоводства или огородничества, а также, энергопринимающих устройств, принадлежащих правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих устройств заполняется гражданами, либо правообладателями объектов недвижимости, но подается с сопроводительным письмом некоммерческого товарищества, при этом, договор о технологическом присоединении заключается между сетевой организацией и собственником энергопринимающих устройств.
Как указано в пункте 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергонринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учётом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны: а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) место жительства заявителя; в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил; г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил предусмотрено указание: наименования и места нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимаюших устройств (в том числе по этапам и очередям); наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
В случае наличия у заявителя договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в рамках которого заявителем предполагается осуществление энергоснабжения энергопринимающих устройств, в отношении которых подается заявка, в заявке указываются наименование субъекта розничного рынка, номер и дата указанного договора.
Согласно пункту 15 Правил, в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В соответствии с пунктом 25(1) Правил в редакции, действующей на момент обращения истца с заявкой, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны: а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
При этом определение точки присоединения вне границ участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя, возможно исключительно в случае, когда такое расположение точки присоединения не налагает на заявителя обязанности по урегулированию отношений с иными лицами, в том числе по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации; а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и её распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства; б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счёт её средств; в) требования к приборам учёта электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учёта электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности; г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (выполнению каждой из сторон мероприятий по технологическому присоединению до точки присоединения, при этом урегулирование отношений с иными лицами осуществляется сетевой организацией).
Согласно пункту 25(2) Правил, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, сетевой организацией при разработке технических условий должна предусматриваться возможность введения ограничения режима потребления заявителя в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления.
Судами при рассмотрении дела учтены названные нормы материального права, установлено соответствие им действий истца по направлению заявки на присоединение энергопринимающих устройств.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как являются выраженным несогласием с оценкой суда апелляционной инстанции установленных по делу обстоятельств, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены судебного постановления.
В соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Характер допущенных судом первой инстанции нарушений, а также вопрос о том, могли ли они привести к неправильному разрешению спора, оценивается судом апелляционной инстанции в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела и содержания доводов апелляционных жалобы, представления.
Из положений действующего процессуального законодательства следует, что суд наделён правом самостоятельно определять, какие обстоятельства имеют значение для рассмотрения дела и какой закон должен быть применён.
Согласно действующему процессуальному законодательству, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46, 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-0-0, от 18 декабря 2007 года N 888-0-0, от 15 июля 2008 года N 465-0-0 и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
С учётом вышеизложенного, проанализировав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что изложенные выводы суда апелляционной инстанции обоснованы, основаны на обстоятельствах дела, установленных судом на основании представленных в материалах дела доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания между лицами, участвующими в деле, судом распределено правильно, заявленный спор разрешён судом апелляционной инстанции в строгом соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к возникшим правоотношениям, а также в рамках заявленных исковых требований.
Помимо этого, судебная коллегия считает необходимым указать, что согласно пункту 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", кассационный суд общей юрисдикции согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Иная оценка кассационным судом общей юрисдикции доказательств по делу и установление новых фактов не допускаются.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику по аналогичным делам не принимается, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 19 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ООО "Севастопольэнерго" по доверенности ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.