Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Жогина О.В, Макаровой Е.В, с участием прокурора Стрелковского С.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сакского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Ивановского сельского поселения Сакского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия по кассационной жалобе представителя третьего лица ООО "Крымская водная компания" по доверенности ФИО6 на решение Сакского районного суда Республики Крым от 15 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения прокурора ФИО7, судебная коллегия
установила:
и.о. заместителя межрайонного прокурора обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ивановского сельского поселения Сакского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, в котором просил обязать администрацию осуществить государственную регистрацию объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом муниципального образования, зарегистрированных в реестре муниципальной собственности администрации Ивановского сельского поселения Сакского района Республики Крым, а именно артезианскую скважину N в "адрес"; артезианскую скважину N в "адрес"; артезианскую скважину N в "адрес"; водонапорную сеть в "адрес" протяжённостью "данные изъяты" м в ЕГРН; обязать администрацию Ивановского сельского поселения Сакского района Республики Крым провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом зарегистрированном в реестре муниципальной собственности администрации Ивановского сельского поселения, а именно артезианской скважины N, кадастровый N, артезианской скважины N, кадастровый N, земельным участком, расположенным в "адрес", Nа, кадастровый N; земельным участком, расположенным в "адрес", N, кадастровый N; водопроводной сетью в "адрес", кадастровый N, артезианской скважиной N в "адрес"; артезианской скважиной N в "адрес"; артезианской скважиной N в "адрес"; водопроводной сетью в "адрес", протяженностью "данные изъяты" м.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 15 февраля 2022 года исковые требования удовлетворены частично. На администрацию Ивановского сельского поселения Сакского района Республики Крым возложена обязанность осуществить государственную регистрацию объектов водоснабжения и водоотведения в ЕГРН, являющихся муниципальным имущество муниципального образования, зарегистрированных в реестре муниципальной собственности администрации Ивановского сельского поселения Сакского района Республики Крым, а именно: артезианскую скважину N в "адрес"; артезианскую скважину N в "адрес"; водопроводную сеть в "адрес", протяженностью "данные изъяты" м. На администрацию Ивановского сельского поселения Сакского района Республики Крым возложена обязанность провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом зарегистрированном в реестре муниципальной собственности администрации Ивановского сельского поселения: а именно артезианской скважины N кадастровый N; артезианской скважины N кадастровый N; земельным участком, расположенным в "адрес", кадастровый N; земельным участком расположенным в "адрес", кадастровый N; водопроводной сетью в "адрес", кадастровый N; артезианской скважиной N в "адрес"; артезианской скважиной N в "адрес"; водопроводной сетью в "адрес", протяженностью "данные изъяты" м. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23 августа 2022 года решение Сакского районного суда Республики Крым от 15 февраля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель третьего лица ООО "Крымская водная компания" по доверенности ФИО6 просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение, указав на то, что на момент подачи иска право собственности на объекты не оформлено. Требования прокурора о проведении конкурса являются преждевременными. Судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка доводам в части ненадлежащего способа защиты права, на момент заключения концессионного договора, объекты водоснабжения и водоотведения находились в собственности Ивановского сельского совета Сакского района АРК, концессионный договор был заключен в соответствии с действующим законодательством Украины. При избрании прокурором как основание иска - отсутствие правопреемства и как следствие отсутствие заключенного концессионного соглашения на территории Республике Крым, выбран ненадлежащий способ защиты прав неопределенного круга лиц, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению. Прокурором не доказано нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Прокурором не установлено, что концессионный договор является недействительным, незаконным, расторгнутым или недействующим. ООО "Крымская Водная Компания" является правопреемником ООО "Сакская водная компания", которое осуществляло свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до ДД.ММ.ГГГГ и в этот период участниками общества было принято решение о форме перехода в поле российского законодательства путем реорганизации в форме выделения. Решением суда является неисполнимым в виду отсутствия установленного срока его исполнения.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился прокурор ФИО7
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции в судебное заседание не явились, сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения прокурора ФИО7, высказавшего мнение о законности и обоснованности состоявшихся по делу судебных актов, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, согласно выпискам из ЕГРН и реестра муниципального имущества Ивановского сельского поселения Сакского района Республики Крым право собственности на сооружения водозаборное - артскважину N, кадастровый N, артскважину N, кадастровый N, артскважина N, артскважина N, земельный участок, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", земельный участок, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", гидротехническое сооружение - водопроводную сеть "адрес", кадастровый N, протяжённостью "данные изъяты" м, объект капитального строительства - водопроводную сеть с Ивановка, расположенную по адресу: "адрес", протяженностью "данные изъяты" м зарегистрировано за муниципальным образованием Ивановское сельское поселение Сакского района Республики Крым.
Сведений о государственной регистрации вышеуказанных объектов недвижимости водоснабжения и водоотведения в ЕГРН: артезианской скважины N в "адрес"; артезианской скважины N в "адрес"; водопроводной сети в "адрес", протяжённостью "данные изъяты" м не имеется.
Ивановским сельским советом Сакского района АР Крым ДД.ММ.ГГГГ заключён концессионный договор с ООО "Сакская водная компания", согласно которому ООО "Сакская водная компания" сроком на 10 лет предоставлено право управления (эксплуатации) системой водоснабжения Ивановского сельского поселения с целью удовлетворения общественных нужд в сфере водоснабжения, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Из сведений в Едином государственном реестре юридических лиц ООО "Сакская водная компания" на территории Российской Федерации не зарегистрирована, поскольку, то есть согласно положениям статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ", не выполнило обязанности по приведению своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, вследствие чего с ДД.ММ.ГГГГ утратило право на осуществление деятельности на территории Российской Федерации, а ООО "Крымская водная компания") является с ДД.ММ.ГГГГ вновь созданным юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица, выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ивановского сельского поселения с ООО "Крымская водная компания" заключено дополнительное соглашение, которым продлён срок действия (до ДД.ММ.ГГГГ), заменены стороны и изложены в новой редакции иные условия концессионного договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого с ООО "Сакская водная компания".
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об их частичном удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь нормами Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ", обоснованно исходил из того, что для проведения открытого конкурса на праве заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения водоотведения необходимо зарегистрировать право собственности на объекты недвижимости находящиеся в реестре муниципальной собственности. Ответчик не исполнил возложенные на него требования законов, государственная регистрация объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом Ивановского сельского поселение Сакского района Республики Крым в Едином государственном реестре недвижимости не осуществлена, не проведен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения.
Верховный суд Республики Крым при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, признал выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права, нарушения норм процессуального права не установлены.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с оспариваемыми судебными постановлениями.
В пункте 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Согласно статье 41.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 1). В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с
законодательством о градостроительной деятельности) (часть 3).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
18 марта 2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", ратифицированный Российской Федерацией 21 марта 2014 года, в соответствии с частью 1 статьи 1 которого Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образовались новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2 Договора).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 года N 124-ФЗ) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в состав Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ.
Указанные юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом становится право Российской Федерации (пункт 5).
Доводы кассационной жалобы были предметом апелляционного рассмотрения, обоснованно и мотивированно отклонены, основания для их перепроверки отсутствуют.
Судами установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, ООО "Сакская водная компания" на территории Российской Федерации не зарегистрирована, согласно положениям статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не реализовала свое право по приведению учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, вследствие чего с 1 марта 2015 года утратило право на осуществление деятельности на территории Российской Федерации, а ООО "Крымская водная компания" является с 4 июля 2014 года вновь созданным юридическим лицом.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться с позицией подателя жалобы, поскольку истечение срока действия концессионного договора, заключенного между администрацией и ООО "Сакская водная компания", в связи с прекращением деятельности на территории Российской Федерации ООО "Сакская водная компания" обуславливало необходимость заключения нового концессионного соглашения по результатам конкурсных процедур.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные. Изложение заявителем своего представления о фактической стороне дела и толкования закона не является основанием для отмены судебных актов.
Суды нижестоящих инстанций верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 15 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя третьего лица ООО "Крымская водная компания" по доверенности ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.